Общее понятие философии французского Просвещения и ее основные направления.



(Гольбах,Дидро,Ламитри,Гельвеций)

фр фил XVIII в. принято назыв фил Просвещения. Такое назв фр фил XVIII в. получ в связи с тем, что ее представ разрушали устоявшиеся представл о Боге, окруж мире и чел, проявляли новаторство в своих фил исследованиях, открыто пропагандировали идеи нарождающейся буржуазии и, в конечном итоге, идеологически подготовили Великую франц. революцию 1789 – 1794 гг. В фил. франц. Просвещения можно выделить 3 осн направл: деистическое;атеистическо-материалистическое; утопическо-социалистическое (коммунистическое). Преимущества: 1.популярная форма излож учения 2.мат-лизм был последовательным (они избавились от деизма, пантеизма, критиковали втроич качества Локка) 3.были атеистами 4.рассмарт. материю как внутр. актив. начало неразрывно связ с движ. Фр. Материалисты прав понимали процесс познания, как процесс отражения действит в созн чел.. Ламитрисравнивал мозг с экраном. Дидро срав орг чувств с клавишами, по кот ударяет природа и мы сами. Недостатки фр мат-ма:1.метафизичность метода 2.механицизм 3.непонимание роли практики познания 4.субъектив идеализм во взглядах на общ-во. Эти недостатки привели к иарксизму.

Общая характеристика русской и белорусской философской мысли

Этапы разв рус фил:1)корни входят в глубь славян итс “повесть временных лет”,” слово о полку игореве” – идеал святой руси 2)15-16 в. Идеи: Москвf – 3-й мир, русь-лидер среди православных стран. Эти идеи высказ старец Филорет. Фил идеи византийского типа с православной тематикой 3)17 в. Приходит Западноевроп схаластика. Ее распр Москов дух академия. Братья Лихуды(подготовили учебники) 4)18 в. Материализм

Ломоносов был сторонником механистич мат-ма, атомист. Им была залож мат-кая традиция в рус фил. Признавал неразрыв связь материи и движ. В теор позн был сенс-том Говорил: бог явл главным арх мира(его отнош к Богу — деистическое. С одной стороны, он допускал налич Бога-Творца, но, с др стороны, не наделял Его сверхъест силой и возмож-ми), соединение эмпирч метода и теоритич дает результ. По взглядам на общ-во был гуманистом и просветителем. Его учение опиралось на естествознание. Радищев родонач революц мысли в Рос, был атомистом. Книга “Путешествие из Петербурга в Москву”. Движ признавал постоянным св-м материи. Познания у него идут через опыт и рассужд. Понему труд явл причиной разв мышления и речи. Его учение основ на проблеме чел. 5)19 в. Спор между славянофилами и западниками. Слав-лы выступ ограрносельскохоз путь разв Рос.Фундаментом у них был 1.православие(гармония души) 2.монархия(идеальная форма правления) 3.крестьян община(гармония личностного и коллективисткого).(Киреевский, Хомяков) Западники выступ за пром путь разв(ориентир заподноевроп цивил-ция). (Белинский, Грановский) Они полож нач рус просвещения. Добролюбов(идея достиж соц справедливости). Влияние оказали еще и писатели. Достоевскийразраб религиозно-фил учение. Толстой главной была идея созд нов религии в рамках христ-ва, кот давала бы блаженство на земле. В. Соловьевфил всеединства, разраб нов соц идеал – вселенская церковь. Бердяеев. Его тема-Свобода/,конфликт и объективация(различ формы зав-сти чел от внеш мира).

Бел. 1)Зарождение бел фил мысли связ с киев русью. К.Туровский размышлял на религ и на светские темы: взаимоотнош мра и бога, бога и чел, души и тела, веры и знаний. Ев.Полоцкаяцель жизни-дух совершенство. 2)16 в.Фр.Скорина. Основополож нац патриотич традиции бел культ. Благородность заключ в личном качестве, интеллекте, нрав-ти и пользе общ-ву.Темы:патриотизм, нрав совершенств. В теор позн ценил нац мышление.основан на законах логики. 3)17-18 в. С. Полоцкий-фил просвещения людей и исправ их нравов. По нему фил сост из 3 частей: логика, физика, этика. Был объектив ид., сенсуалистом, близок к мат-му. К. Лыщинский.Мат-ст и атеист, опередил фр. атеистов на 100 лет. Книга ”о несуществовании бога”. Признавал сущ-ние вечной природы, кот разв по естеств законам без вмеш бога. К. Нарбутпредстав фил эклектики, объектив ид(в уч о бытии – бог творец мира) со стихийным мат-мом(в естесв науч работах), дуализмом(в уч о чел – соед души и тела) и сенс-мом(в теор позн). 4)19 в. Революц-демокр движ. Ведущие темы:ист бел народа, самобыт культ бел, особенности языка. Во в.п. 19 в. Идеи народничества(Калиновский) 5)нач 20 в. Подъем революц и нац-но освобод движ(Купала, Колос…) Вывод: фил мысль разв как составная часть нац культ.

 

16. Фил И. Канта(1724-1804) Кант- родился Кенисберге (Калининград) В деятельности Канта 2 периода:

1до критический.

2 критический с1770г.

В 1й период Кант занимался в осн. естествознанием. Разработал гипотезу о происхождении звезд и планет из первонач. газовой туманностью. Первый период Кант находился на позициях стихийного естеств. науч. материализма и верил в возможность неограниченного познания мира. Исключал возможность сотворения мира богом.

Во2й период Кант занимался фил, он перешел на позиции субъективного идеализма и агностицизма. В центре внимания – теория познания и исследование формы познания (ощущение рассудок, разум), границы наших познавательных способностей. Эти исследования привели к агностическому выводу о том – что природа вещей самих по себе принципиально непознаваема. Мы знаем лишь тот способ, каким эти вещи воздействуют на нас т.е. мы познаём не сами вещи, а лишь их проявление в нашем опыте. Кант считал что наше знание имеет 2 источника:

•опыт - чувственные данные чел., опыт даёт неупорядоченное хаотичное знание.

•априорные формы сознания, т.е. заложенные в нашем сознании представления о пространственно временной причинной упорядоченности мира и о необходимости всего существующего в мире.  

Взаимодейстие в науке: Наука берет свое содержание из опыта а форму из априорных форм сознания – кот. систематизируют опытные знания.

Кант рассматривал 3 вида сознания:

1 Априорные формы чувственности (пространство и время) благодаря априорному прост-ву и времени – возможна матем. как наука.

2 Априорные формы рассудка (причинность и необходимость) возможно естествознание как наука. Отсюда следует простр-во, время, причинность и необходимость – явл-ся не свойства матер. мира, а лишь свойствами сознания чел т.е. субъективны.

3 Априорные формы разума – относ 3 идеи:

идея о душе в целом, идея о мире в целом,

идея о боге ,как о безусловной причине всех обусловленных явлений- этими проблемами заним. фил, но разум изучая эти проблемы запутывается в неразрешимых противоречиях – кот. он назвал антиномиями чист разума.

Кант выделил 4 вида антиномий:

• мир конечен имир бесконечен в пространстве и во времени.

• каждая сложная субстанция состоит из простых частей - не существует ничего абсолютно простого.

• в мире сущ. Свобода -в мире нет свободы, есть только причинность.

• сущ. первопричина мира – Бог -не сущ. первопричины мира

Кант сделал агностический вывод: что доступна познанию только внешняя оболочка вещи: -вещи - для нас (феномен)= явление. А недоступной остается внутренняя часть вещи – ее сущность. -вещи – в себе (ноумен)=сущность

На самом деле антиномии были формулировкой диалектических противоречий. Значение Канта: разработанный им метод антиномий заложил фундамент диалектического учения о роли противоречий в развитии.

 

17. Объективный идеализм и диалектика Г.В.Ф. Гегеля и антропологический мат-зм Л.Фейербаха.Гегель (1770-1831) был объектив ид и диалектиком. Гегель дух нач мира признавал сист саморазвивающихся понятий. -логич идея -абсолютная идея -мировой разум -понятия с большой буквы –мировой дух. В своем поступательном развитии эти понятия порождают всю действительность, то есть мат-ный и дух. мир чел. Процесс саморазвития логич идеипроходит 3 этапа: 1.разв идеи в своей собственной сфере(это разв заключ в том, что логич идея включ в себя нов понятия). В налич этой идеи лежит понятие-ничто. 2.разв идеи в форме природы. Сама по себе не разв, а только служ материалом для саморазв идеи. Логич идея нах-сь в природе приобретает неполноцен сущ-ние, так как дух отягощен в материи. 3.разв идеи в мышлении людей в ист. и идея попадает в родственную ей сферу - сферу чел. мышление. Гегель наз себя пантеистом, т. к. логич идея нах в самом мире. Гегель говорил о тождестве мышления и бытия. Мат-ный мир-это лишь покров, под кот прячется логич идея. Материя внеш доступное орг чувств прояв логической идеи. Материи присущи такие св-ва(прост перемещение в протр-ве, круговорот, но материя не способна разв,) Материя и природа не разв во времени, а только разнообразны в пространстве. Разв общ-ва не явл самостоят процессом т.к. оно происх по сценарию логич идеи. В теор позн Гегель был рационалистом, он считал ,что логич идея делает мир разумным и поэтому доступным позн, Чел познает не сам мат-ный мир, а лишь след логич идеи! Диалектика Гегеля: впервые изложил диалектику в систематизирующим упорядоченном виде, разработал учение о принципах диалектики: 1.принцип всеобщей взаимосвязи 2.Принцип развития. Разработал 3 закона диалектики:1-закон единства и взаимосвязи противоположностей – говорит о том, что источником явл. противоречия. 2.закон взаимосв количе и кач изм. 3.закон отрицания отрицаний. Гегель разработал диалектику категорий: сущность и явл, содерж и ф, необходимость и случайность. Он разраб диалектику процесса познания и показал, что истина всегда конкретна, т.е. приурочена, к опред-му месту и вр. Показ знач практики для познания. Недостатки гегелевской диалектики: в её идеалистич хар-ре , т. е. эта была диалектика идей и понятий (в рядя случаев, признавал, что разв может достигнуть высшей точки и остановится. Такой высшей т. разв он наз свою идею. Общ-во достиг высшей т разв, когда установ конституц монархия. Антропологический материализм Л.Фейербаха.Фейербах был мат-том, критиковал агностицизм Канта, был атеистом.Единственно существенным реальностями явл. -природа и чел. Природа вечна и бесконечна, никем не сотворена и неуничтожима. Все что нас окруж есть различ прояв природы. Чел это часть природы, наиболее совершен её проявление, чел представ единство мат-го и дух. Идеи не сущ. сами по себе, они явл. продуктом чел мышления. Бог- это плод воображения человека, мысль о боге, как сверх сильном, разумном существе уничтожает человека. В теор позн он пытался снять противоречия между эмпиризмом и рационализмом(деят орг чувств обязат сопровожд мыслью). Недостатки Фейербаха: 1.Метафизичность метода 2.Натурализм в понимании чел(не учел, что чел существо соц) 3.Созерцательность теор позн(не видел роль практики в познании). 4.Субъектив ид во взглядах на общ-во(особенно ярко прояв в уч о религии и морали). Фейербах предлагал созд религию без Бога. Предлагал соз нов мораль, основан на чувстве любви людей др к др.

18. Возникновение и развитие марксистской философии.М фил нач форм-ся в сер 40 гг. 19 в.. ее разраб Маркс и Энгельс. Затем развил Ленин(к 19-нач 20 в.).

Нов полож,кот Маркс и Энгельс внесли в материалистич фил: 1)они разраб диалектико-материалистич фил. Соед диалектику и мат-зм в одном учении. До них мат-зм оставался метафизич. 2) Преодолели созерцательность теории позн. Для этого они ввели практику объяснения процесса позн. 3)Они впервые разраб материалистич понимание ист. С этой целью ввели нов понятия,характеризующие общ-во “общ-но эконом формации(ОЭФ)”. Этап в разв общ-ва хар-ся опред уровнем разв производ-ных сил опред базисом и идеологич надстройкой. Структура ОЭФ: Надстройка: 1) идеи, теории(полит,правовые,моральные.эстетич,

религиозн-атеистич,фил) 2) учреждения (гос-во и ипартии,суд органы юстиции,моральных нет,театры и музеи,церкви и институты,кафедры) 3)идеалогич отнош (полит, правовые, моральные, эстетич. религ-атеистич,фил). Эти произв-ные отнош явл эконом базисом производствен отнош. Производствен отнош и производ силы(люди,средства,производства) явл способом производства. Производстен отнош – это отнош,кот слад между людьми в процессе производства,распределения ,обмена и потребления материальных благ. Они носят объектив характер,зависят от хар-ра и уровня разв производительн сил. Идея мат-ма в понимании общ жизни заключ в том,что матер сторона жизни общ-ва признавались первичными по отнош к дух сторонам. С точки зрения М и Э выделялось в ист 5 формаций: 1)первобытнообщинныйоснована на общ собственности. В ней не было классов.состава и эксплуатации. 2)рабовладельческий – возникает частная собствен,появ гос-во,классы и появ эксплуатац. 3)феод-ная – сохран част собствен,появ гос-во и есть эксплуатац. 4)капиталистич – осн классы – капиталисты и рабочие – сохран гос-во,есть эксплуатац. Рабочий юридически свободен. 5)коммунистич: 1 фаза – социализм. Собствен общественная(в двух формах: общенародн и корпоративно-колхоз). При соц-ме есть два дружественных класса и слой интеллегенции. Отсутствует эксплуатац) 2 фаза – коммунизм – будет единая общенарон собствен. Исчезнут различ между классами, между городом и деревней. Гос-во отомрет и властью будет общественн самоуправ. Книги: Тезисы оФеербахефил идеи М и Э. В ней показ роль практики в позн. “Капитал” – М – это произведение полит,эконом,кот рассматр полит ф,эконом законы,здесь разраб и фил пробл: 1.сформулированно материалистич понимание истор. 2.разработал материалистич диалектику. Материалистически интерпретировал 3 закона диа-ки и аоказ роль противореч в разв. Также разраб диалектич методы позн. “Диалектика пр-ды” – Энгельс – разраб материалистич диа-ку на материале естествознания того времени. Он отметил значение 3х открытий того вр: 1.откр клеточного строен жив организмов 2.теория эволюц дарвина 3.закон сохран и превращ энергии. “Мат-зм и эмпнриокретицизм” или “Махизм” – Ленин – рн упростил марксизм и политизировал фил.т.е. связ фил с полит. – в этой книге показ теоритич связь махизма с субъектив ид Беркли и агностицизмом Юма и Канта.Ленин произвел анализ осн вопросов фил,обосновал ряд полож диалектики.

 


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 316; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!