Диалектика и ее исторические типы. Структура диалектики. Альтернативы диалектики: эклектика, софистика, догматизм, релятивизм.



Диалектика – учение о наиболее общих закономерных связях и отношении к действительности, а так же учение о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Структура диалектики: 3 раздела

1. учение о принципах: принцип всеобщей взаимосвязи, принцип развития.

2. учение о законах диалектики: закон единства и взаимодействия противоположностей, закон взаимодействия количественных и качественных изменений, закон отрицания отрицаний.

3. учение о категориях диалектики: сущность и явление, причины и следствие, возможность и действительность. Виды диалектики:

1.объективная диалектика – это диалектика материального мира, т. е. природы и общества,

2.субъективная диалектика – диал. мышления.

С точки зр-ия материализма первичной является объективная д-ка, а субъективная д-ка только копирует д-ку материального мира.

Исторические типы диалектики:

1.диалектика др. мира: Др. Греция, Рим, др. Восток, учение Гераклита о противоречиях как источнике развития, диалоги Сократа, учение Платона и Аристотеля. На Востоке и в Китае учение о противоборствующих силах Инь и Янь. Аналогия др. мира – неполная, фрагментарная и выражена в общей форме.

2. д-ка эпохи Возрождения: Кузанский, Бруно, д-ка связана с наукой, нау-ми знамениями.

3. д-ка классической нем. философии: учение об антиномиях у Канта, а у Гегеля – систематизированное изложение д-ки. Ограниченность диалектики закл. в ее идеалистическом характере.

4. д-ка марксистской философии: Маркс, Энгельс, Ленин. Д-ка носила материалистический характер. Они разработали диалектику материального мира и показали, что д-ка только воспроизводит.

5. д-ка рус. революц-ых демократов: Герцен, Белинский, Чернышевский, Добролюбов. Материальная диалектика была неполной.

6. д-ка совр. философии – разнородна, имеет и материальный и идеалистический характер.

Альтернативы диалектики:

Догматизм– учение призн. только абсолютный характер истины и ее конкретность. Оценка событий дается без учета конкретных условий места и времени. Релятивизм– учение признающее только относительный характер истины и игнорирующее наличие абсолютного момента в истине. В релятивизме считается, что знание явл. условно истинным, временно истинным. Такова точка зрения махистов.

Софистика– это учение, в котором главный признак предмета подменяется второстепенным.

Эклектика– учение, в котором главный признак не выделяется совсем, а все признаки объявлены равноценными.

 

Основные принципы диалектики

(общие фундаментальные положения, кот. руководствуется данная наука)

2 основных принципа: принцип всеобщей взаимосвязи, принцип развития

Принцип всеобщей взаимосвязи. Связь – взаимная обусловленность предметами друг друга. Связи могут быть непосредственными и опосредованными, внешними и внутренними, жесткими и статическими. Отношения – это фрагмент взаимосвязи, рассматриваемый с точки зрения отдельного предмета. Взаимодействия – активное воздействие одного предмета на другие предметы, при этом происходит их взаимное изменение, а также может происходить порождение одним предметом другого предмета. Принцип всеобщей взаимосвязи указывает, что все предметы, процессы нах. во взаимосвязи непосредственной или опосредованной другими предметами и находятся во взаимных отношениях. Эта взаимосвязь есть результат проявления универсального взаимодействия всех предметов процесса. Значение взаимодействия:

1.предметы существуют как целое благодаря наличия взаимодействия между их частями.

2.предметы могут быть познаны благодаря взаимодействия этих предметов с органами чувств чел.

3.взаимодействие обуславливает также развитие этих предметов, т.к. источником развития является взаимодействие противоположностей.

Смысл: в мире нет ничего абсолютно изолированного.

Принцип развития. Развитие есть необратимые закономерные, направленные качественные изменения предметов, процессов. Выделяют 4 принципа развития: 1.необратимость изменений (этот признак позволяет закрепить каждый шаг развития событий) 2.изменения должны быть закономерными для развивающегося предмета. (этот признак придает упорядоченность развитию). Изменения должны идти в течение какого-то времени, в одном направ., чтобы они могли накапливаться.

3.изменения должны носить не только количественный, но и качественный характер. Согласно принципу развития, всем предметам процесса свойственны эти необратимые, закономерные, направленные, качественные изменения. Причем развитие свойственно не только материи, но и сознанию, т.е. нет запрета на развитие. Если предмет не развивается в настоящее время, то он мог развиваться в прошлом или сможет изменяться в будущем.

33. Закон единства и взаимодействия противоположностей. Закон раскрывает источник, причину развития и называет внутр. противоречия в предметах таким источником. В метафизике источником движения считается внешний толчок. Всем предметам процесса свойственны внутренние противоречия, борьба противоположностей в противоречии является источником развития. Эта борьба ведет в начале к обострению противоречий, а затем к их разрешению, в ходе кот. предмет переходит в качественно новое состояние. Противоречие – это истинное отношение противоположностей в составе целого, в кот. противоположности взаимодействуют и взаимно отрицают друг друга, т. е. нах-ся в единстве и борьбе. Противоположности– это различные элементы стороны, свойства элементов процесса.

Примеры противоположностей:в механике – действие и противодействие, в физике – электрон и протон, в химии – соединение и разложение в-в, в биологии – усвоение и разложение питательных в-в, наследственность, изменчивость и борьба за существование, в социологии – борьба полит. партий за власть. Современная метафизика подменяет внутр. противоречия внешними. Развитие общества зависит от внутренних противоречий.

 

34. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Он раскрывает механизм развития, показывает при каких условиях происходит обострение разрешение противоречий. Согласно закону – мелкие количественные изменения постепенно накапливаясь в какой-то момент времени нарушают меры предмета и вызывают коренные качественные изменения протекающие в виде скачков. Новые качества порождают новые количественные характеристики предмета. В ходе развития смена меры происходит неоднократно, поэтому развитие имеет вид узловой линии смены дня. Качество – есть совокупность характерных особенностей предмета, отличающих данный предмет от других. Качество предмета обусловлено набором составных элементов. Качество обусловлено структурой элемента. Алмаз и графит имеет одинаковые элементы.

Количество– есть определенность предмета со стороны величины, числа, объема, степени.

Качество и количество связаны между собой мерой. Мера – есть интервал количественных значений в пределах кот. качество предмета остается неизменным. Количество меняется плавно, а качество меняется резко, скачкообразно. Скачок– это коренное качественное изменение предмета. Скачки бывают 2 видов: быстрые и постепенные. При закипании воды температура старое качество – жидкое, новое – газообразное состояние воды. Мера жидкого состояния воды – интервал температуры от 0 до 100º при кот. вода остается жидкостью, а газообразное выше 100º. Скачок – закипание.

Метафизики признают либо только одни количественные изменения, либо наоборот только скачки без необходимой количественной подготовки. 1 тип –реформизм, 2- терроризм.

 

Закон отрицания отрицания.

Один из трех законов диалектики. Характеризует траекторию процесса развития. Существует два вида отрицания:

1.- метафизическое - полное отрицание уничтожения предмета, линия развития прерывается (размол зерна)

2.- диалектическое – происходит видоизменение предмета, переходит в качественно новое состояние и линия развития продолжается (прорастание зерна) Для диалектического отрицания характерно снятие – т.е. процесс, включающий в себя 3 момента: 1.уничтожение старого предмета. 2.возникновение нового предмета. 3.сохранение полож. св-в предмета в новом предмете.

Формулировка: Диалектическое отрицание не уничтожает полностью предмет, а только видоизменяет его, в результате предмет переходит на качественно новую стадию развития и при этом сохраняется все полож. содержание предшествующих стадий развития предмета и траекторией развития явл.- спираль. Один цикл развития включает в себя 2 отрицания: зерно брошенное в землю.

Первое отрицание уничтожает развивающийся предмет.А второе направленно против крайности первого и представляет собой возврат к старому, т. е. снова появл. развив. предмет, но на более высокой стадии. С точки зрения этого закона развитие может идти в 3 направлениях:

1.увелич 2.уменьш 3.равные

1.- прогресс (усовершенствование предмета) ( переход от монархии к республике)

2.- регресс (деградация) (переход от республики к военной диктатуре)

3.- одноплоскостное развитие (застой)

Метафизики искажают действительность закона, они заявляют, что развитие идет либо по кругу, или прямой. Если развитие идет по кругу, то любая цивилизация должна погибнуть. Прямая признает только прогресс.

 

36. Категория диалектики: единичное особенное, общее; часть и целое; элемент, структура, система. Категория - это общ. фундаментальные понятие фиксирующее существенные закономерные связи и отношения действительности. В философских категориях действительности отраж-ся на всеобщем уровне и эти категории имеют широкий способ применения. Специфика категорий диалектики - они носят парный или соотносительный характер, т.е. употребляются не по отдельности а по 2 или по3 вместе, т.к. фиксируют либо различные стороны предметов, либо различные этапы в развитии предметов. Пример: сущность хар-ет внутр. сторону предмета; причина – первый этап развития, следствие – второй.

    • Единичное, особенное, целое:

Единичное- этоодин типичный представитель какого либо класса однородных элементов.

Общее - закономерный признак присущий всем единичным предметам одного класса. Общее объединяет все единичные предметы в единое целое. Особенное - единство единичного и общего, т.е. целостное образование в кот. каждый единичный предмет занимает предназначенное ему место и в кот. все единичные предметы находятся в закономерном взаимосвязи. Пример: в периодической системе элементов (Менделеева) единичное – это каждый взятый элемент. Общее – атомный вес, а особенное – вся периодическая система.

2 вида общего:

•абстрактно-общее – фиксирует второстепенные, несущественные признаки предмета.(чел – двуногое существо)

•конкретно-общее – фиксирует главные, существенные закономерности признаки предмета. (чел - разумное деятельно общественное существо, вступающее в общ. отношения)

Метафизичное искажение взаимосвязей этих категорий допускали реалисты и номиналисты, они отрывали общее от единичного. В реализме - общее предшествует единичному, номиналисты – общее сущ. после единичного, оно условное. Объективный идеализм – утверждает, что общее предшествует единичному в виде понятия об этом единичном предмете.

                       • Часть и целое

Часть-совокупность элементов входящих в состав целого. Целое–совокупность частей также совокупность взаимодействий между частями, причем взаимосвязи наделяют целое новыми интегративными сво-ми.

Типы целого: (органическое целое, неорганич)

Органическое целое – связи между частями прочные и носят причинный характер, причём внутренние преобладают над внешними. В неорганич. целом - связи между частями непрочные и носят пространственно-временной характер, внешние связи преобладают над внутренними ( студенческая группа- органич. Целое, толпа на перекрестке – неорганич. целое)

Антиномия целостности

• целое-есть сумма частей – противоп. целое больше суммы частей

• части- предшествуют целому - целое возникает раньше частей, части и целое сущ. одновременно.

• с чего нужно начинать познание- с частей или с целого? Надо нач. с целого кот. в начале рассматривается в общем виде, потом переходить в изучение частей по отдельности, рассматривать целое, как расчлененное на части.

     • Элемент, структура, система.

Элемент-простейшая, неделимая единица строения системы (простейшее звено в системе).

Структура - совокупность устойчивых связей между элементами обеспеч. целостность системы и качественную определённость системы. Структура выражает те связи системы которые остаются неизменными при различных преобразованиях системы. Система - множество элементов с отношениями и связями между ними образующее целостность. Пример: модели химич. веществ в кот. элементы представлены в виде шариков, структура - в виде металич. решётки, а все вместе элементы и структура образуют систему) Виды систем:

•к материальным –относ. система неорганич. природы – физич. тела, геологич. преобразования, -относ живые системы, -относ соц. системы (организации, сооружения)

абстрактные или идеальные - являются продуктом чел мышления (гипотезы, теории, понятия)

В науке широко применяют метод системного анализакоторый является конкретизацией диалектического метода.

1 шаг - расчленение системы на составные элементы и изучение их качественной специфики.

2 - выявление связей между элементами, т.е. рассмотрение структуры системы.

3 - раскрытие взаимодействий данной системы со средой т.е. выяснение функций системы.

4 – опред. генезиса изучаемой системы, т.е. происхождение и развитие этой системы.

 

37. Категории диалектики: содержание и форма, сущность и явление Категории - общие, фундаментальные понятия, фиксирующие существенные закономерные связи отношения действительности.

В фил. категориях действительность отраж. на внешнем уровне и они имеют самый широкий спектр применения. Специфика категорий диалектики: они носят парный или соотносительный хар-р, т.е. употребл. не по одной, а по 2-3 сразу,т.к. они фиксируют либо различные стороны предметов, либо различные этапы в развитии предметов. Пример: сущность хар-ет внутр. сторону предмета, причина – первый этап развития, следствие – второй.

          • Содержание и форма

Содержание-упорядоченная совокупность элементов, образующая какой-либо целостный предмет, процесс. Форма-способ связи элементов содержания. Напр. в худ.книге- событие-содержание, сюжет-форма.

Диалектика взаимосвязи содержания и формы:

• ведущая сторона - содержание, т.к. форма зависит от природы тех элементов, кот. упорядочиваются.

• форма влияет на содержание, либо ускоряет ,либо замедляет развитие содерж.

• форму нельзя отрывать от содерж.,т.к. такой отрыв приводит к формализму в работе(бюрократизм) или к абстракционизму иск-ве.

• одно и тоже содерж. может приобретать различн. формы (частная форма может быть индивидуальной).

• одна и та же форма может наполняться различным содержанием (мат.,хим.,физ. формулир.)

         • Сущность и явление

Сущность- совокуп. внутр. устойчивых, необходимых связей и отношений между элементами системы. Сущность-главное, закономерное в предмете и она опред. кач-ную. специфику предмета, наиболее хар-ные особенности предмета. Явление-проявление сущности во внешн. облике предмета. Явление зависит и от сущности предмета, так и от среды в кот. нах. предмет.

Сущность более устойч. хар –ка вещи и она сохр. до тех пор ,пока сущ. предмет, а явления могут сменять друг друга при изменении среды ,т.е. одна и та же сущность может проявить себя в разных явлениях. Сущность товара - его стоимость, опред. затратами на произ-во товара, явление товара – это его цена опред-ная помимо затрат также условиями среды, т.е. спросом и предложением на рынке. Генотип (заложенная) и фенотип (скорректированная программа)

Среда может затмевать сущность, и тогда явление выглядит как прямопротивополож. своей сущности – видимость (нам кажется, что солнце входит и заходит, Земля двигается)

Метафизические искажения, взаимосвязи этих категорий допускались в агностицизме Канта. Он отрывал сущность от явления и объявлял сущность непознаваемой. В объективном идеализме - сущность предшествует явлению в виде понятия о предмете; сущность не в предмете, а в духовном начале мира (у Платона в мире идей).

 


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 2966; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!