Идеалистические воззрения древнегреческих мыслителей.



Родоначальником объективного идеализма – Пифагор ( 6в до н.э.) • Пифагор мистифицировал числа и утверждал, что числа управляют людьми и событиями. Числа являются эталонами вещей, причинами возникновения и сущностями вещей. Главное число –Бог- это число чисел и числу подобен.Пифагор обозначал Бога . Позве в христианстве начали обозначать Бога 999.

Познать мир – значит познать управляющие миром числа. Мир – есть живое, огненное шаровидное тело, вдыхающее из окружающего пространства воздух. Душа чел. – это доброе начало, заключенное в темницу тела и переселяющееся после смерти чел. в тела др. существ. Пифагор видел различия между четными и нечетн.числами в следующем. Четные числа выраж. покой, отсутствие движ-я, смерть. А нечет. числа выражают движ., ритм, жизнь.

• Сократ (5в до н.э.) в центре внимания находился чел., как нравственное существо. Главное содержание – этические проблемы. «Познай самого себя». Сократ был объективным идеалистом, т.к. считал мир результатом божественного творения. «Бог вездесущий, всемогущий и обо всем пекущийся». Сократ разработал метод диалога, который является разновидностью диалектического метода. По его мнению можно в ходе диалога правильно формулируя вопросы можно переубедить собеседника и склонить его к своей точке зрения.

• В систематизированном виде объективный идеализм был разработан в др.Греции Платоном.Онутверждал что существует 2 вида реальности – высшая духовная реальность и низшая реальность – мир вещей, к кот. принадлежит человек. Идеи являются образцами по кот. создаются вещи, являющиеся причинами возникновения вещей, а также сущностями вещей и формами вещей, причем идеи вечны, неизменны и существуют отдельно от мира вещей. Вещи – тень идей, материя – небытие.

В теории познании Платон был рационалистом, т.е. он утверждал, что все знания чел. получает с помощью знания, мышления, а органы чувств мешают познать мир. Знания даны от рождения. Его нужно только вспомнить. Душа вселялась в тело новорожденного принося с собой готовый набор знаний, кот. она получила из мира идей.

•Аристотель(4в до н.э.) Друг и ученик Платона. Он говорил что Платоновские идеи не связаны с вещами. Существуют 3 вида реальности:

•высшая духовная реальность (форма форм), перводвигатель или Бог

• материя сущетвует потенциально, она бесформенна и пассивна. Материя состоит из 4 стихий.

•предметы и живые организмы, кот. представляют с собой единство материи и духовной формы. Форму предметы и организмы получают от формы форм. Материя переходит в актуальное состояние. Материя – глина, а Бог – гончар, кот. может придать глине любую форму. Форма придает вещам устойчивость, постоянство, целостность. В теории познания Аристотель был сенсуалистом и был близок к материализму. Он считал, что источником знаний является материальный мир и чел. получает знания через органы чувств. Т.е у Платона знания врожденные, а у Аристотеля – приобретенные. В дальнейшем в философии (светская) встречается либо Платоновский либо Аристотелевский вариант идеализма (религиозная философия).

 

9.Статус и основные тенденции развития фил в средневек культ. Номинализм. Реализм. Томизм. Сред века – период феод-го способа произ-ва. Нов способу произв-ва соответствовала нов религия: христ-во (монотеизм) и нов фил - религиозная. Религия доминировала в ср. века и пронизывала собой все сферы обществ жизни. Фил оказалась в подчинении у религии. Господствующим фил направ стан-ся объектив ид.А фил приобретает теоцентрический характер (тео-бог). 2 основные идеи средневек фил: 1.Идея творениямира богом (идея давала ответ на 1 сторону о.в фил «Кто первичен: Бог») 2 идея божественного откровения( ответ на 2 сторону о в фил: «Мир познается через религиозную веру»). По-новому понимается соотнош Бога и мира, чел и пр-ды: Христианский бог возвышается и является потусторонним по отнош к миру(по сравн с античн богами). (Чел у греков часть пр-ды. Чел характеризовали как полит животное) А в сред века чел был объявлен царем пр-ды, т.к. бог дал чел свою искру-разум.

Этапы развития фил ср. веков: 1.Патристика (Падре-отец) со 2 по 3 в н.э. 2.Схоластика,с 8 по 14 в (школьная фил). (1)На этапе патристики нач форм-ся религиозная фил, на этапе схоластики она окончательно утвержд. На этапе патристики шел спор о том: нужна ли фил для религии? Тертуллиан (2-3 в н.э.) заявил, что фил надо запретить, т.к. фил ведет к ереси, т.к. фил опирается на разум и все подвергает сомнению. Девиз Тертуллиан: «верю, потому что абсурдно.» Другой мыслитель, Августин Аврелий гов -л : «Верю, потому что понимаю .» 14 в. н.э. –ему удалось доказ, что фил может быть полезна для религии, и что вера и разум не противоречат др др, а взаимно доп др др. Разум может укрепить веру. Со времени Августина фил получ право на легальное сущ-ние, но лишь только в ф религиозной фил.  (2) На этапе схоластики считалось, что всякое знание имеет только 2 источника: 1. Библия и др религиозн тексты. 2. Тексты Платона и Аристотеля. Считалось, что в этих 2 источниках уже дана вечная истина и нов знание можно получ, лишь только сделав логич выводы из этих текстов с помощью схоластической индукции, при этом не обращаясь к изучению пр-ды и общ-ва. Фил проблема была проблемой универсалии или проблемой общих понятий.По этой проблеме спорили реалисты и номиналисты. Реалисты утвержд, что общие понятия сущ реально, раньше вещей в божественном разуме. Номиналисты утвержд, что общие понятия сущ условно, после вещей в чел разуме. Реализм- объектив ид, т.к. в нач сущ название вещи, а потом сама вещь(Кентерберийский). А номинализм-материализм(метафизический)( Скотт , Оккам). Томизм -уч Фомы Аквинского(жил в 13 веке и после смерти причислен к лику святых). Он отредактировал Библию,объяснил многие противоречия в Библии( Для этого использовал учения Аристотеля). Самым серьезным было противоречие между 2-мя природами Иисуса Христа: дух и материальной. Противоречия заключ в том,что до него схоласты счит, что материю небытием, что материи как нач мира не сущ, Для смягчения противоречия Аквинский использ-л учение Аристотеля о материи и форме. Он заявил. Что материя вечна и явл слабейшим видом бытия. Слабость материи в том, то она присутствует только потенциально. Она пассивна, не может из себя что-нибудь создать. А Бога на фил языке Аквинский назвал понятием «Высшая форма» или форма форм. Аквинский называл 4 вида форм: 1.форма форма(Бог) 2.Ангелы 3.Души людей 4.Формы материальных предметов. Все формы дух-го.В теор позн Аквинский разраб принципы гармонии веры и разума. Вера и Разум –это 2 потока, кот ведут к общ цели - к познанию Бога. В этом принципе на словах признавалось равноправие Веры и Разума, а на деле разум оказ в подчинении у веры, т.к. разуму разреш заниматься только познанием Бога и его деяния. Акв был умеренным реалистом . Он утвержд,что универсалий существует 3-мя способами:

1.До вещей в божественном разуме(реалисты)

2. после вещей в чел разуме(Номиналисты)

3.В самих вещах(Как их сущность).В конце 19 в уч Акв было возрождено и в несколько обновленном виде было объявлено офиц-ной фил католич церкви под названием неотомизм.

 

Фил эпохи Возрождения

Эпоха становления раннего буржуаз общ-ва(15-нач 17 вв.). Особенности:-антисхоластич характер(предметом фил должен быть материальн мир,а не религиозн тексты) –антропоцентризм(в центре внимания чел и его земные потребн.чел богоподобен и богоравен.чел-это смертный бог,т.к. именно чел творит культуру) гумманизм(человеколюбие.признание ценности кажд чел как личности,его прав,его способностей) гелеоцентризм(уч,по кот солнце явл центром солнеч сист. Коперник,Бруно(сожгли),Галилей) пантеизм(бог везде. Имел две разновидности: мистич(бог выше пр-ды и пр-да растворена в боге-Кузанский-объектив ид.) и натуралистич(пр-да выше бога и бог прояв в законах пр-ды-Бруно-почти мат-зм)) был разраб нов вариантмат-ма - механистический(Галилей.По Галилею все в мире сост изнеделимых частиц(карпускул),кот движ по законам механики.Все жив орг-мы механизмы)–деизм(уч, по кот источником движ в мире явл бог) стали по новпонимать процесс позн(в нем стали выделять 3 ступени: 1.деят орг чувств 2.рассудок 3.разум) –в уч об общ-ве были разраб 2 нов теории: теория централиз светского гос-ва(короли.Макиавели), утопическо-социалистич уч(Компанелла и Мор). Н.Кузанский(нем фил) жил в 15 в. Он был мистич пантеистом. Отриц сотворение мира богом(Мир как и бог сущ вечно). Он наделял природу божествен атрибутами(бесконеч в пространстве и вечна во времени). В теор позн высказал(изуч надо действительность). Выделял 3 ступени в позн: 1.деят орг чувств(дает смутные представ о мире) 2. Рассудок(оперирует числами,наз вещи и фиксирует противополож-ти) 3.разум(преодолевает противоположн). Он разраб диалектич уч о о совпад противоположн в бесконечно большом и бесконечно малом. Коперник(польск уч) кон 15-нач16в.. Разраб гелиоцентризм. Заяв,что знмля вращ вокруг оси и вокруг солнца Но он сохран 2 заблужд: -мир конечен, -солнце центр всего мира. Бруно(преодолел эти заблужд) 16в.. доказывал, что вселена визически однородна, что все звезды и планеты сост из 5 элементов (земля,вола.огонь,воздух и эфир) А схоласты счит,что земля сост из 4 элементов, а ост звезды и планеты из эфира. Бруно по нов понимал материю. Она у него актив нач и всегда сущ вместе с формой и ведущ роль в этом единстве принадлеж материи. Активность материи придает бог,кот роастворен в ней(натуралистич пантеист). В теор позн наз теже три теор,что и Кузанскиу. Бруно писал о совпад противополжн. Галилей(в. п. 16 в.-нач 17 в. ) Он разраб механистич мат-зм. В теор позн он был сторонником двойственности истины(есть истина науч и религиозн и религия не должна вмеш в сферу науки,т.к. предметом науки явл пр-да и чел, а предметом религии благочестие и послушание). Был сторонником теории вторичных качеств.

 

11.Материалистическая философия в Англии кон. 16-17 вв.Представители: Бэкон, Гоббс, Локк. Были метафизич. материалистами,затем атомистами. В центре вним. теория познания, в вопросах познания – эмпирики.

Бэкон– лозунг эмпиризма. «Нет ничего в разуме, что до этого не прошло бы через органы чувств человека»

Локк “душа новорожд. предст.собой чистый лист бумаги,кот.заполяется опытом в процессе жизни.” Бэкон возродил материализм после длит.объективного идеализма. Рассм.познание в прикладном и практическом плане. “Знание дает чел.силу в борьбе с природой”. Заявил что теор.позн. надо начинать с очищения разума от заблужд.,кот. он назвал идолами.

Выдел. 4 вида идолов. Самыми опасными счит.идолов театра.(из-за слепого поклонению авторитетам)

Гоббссистематизировал мат-м Бэкона. Придал механистич.характер-движение тел происх.по законам механики. Был атеистом. Люди и животные у Гоббса-сложные маханизмы. Должен быть первотолчек.

ЛоккОрганы чувств дают смутный образ вещей, таким образом мы получ. правдоподобные образы, а бесспорное знание явл. продуктом мышлен.,а оно исп. эмпирический мат-м. Локк был сторонником теории первичн.и вторичных качеств. До него- Демокрит и Галилей. Первичные кач-объективны, т.е  принадл. самим вещам. К ним отн. качества кот. можно измерить. Вторичные кач-а субъективны и созд. нашими орг.чувств. А в предметах есть способность вызывать в нас эти качества. К вторичн. относ:цвет,запах,звук,цвет. Локк сделал шаг в стор. субъективного идеализма. Его идеи восп. Беркли и сделал все качества вторичными.

 

12.Рационализ фил нов врем XVII(Декарт, Спинозе, Лейбниц)

Декарт был идеал. Был дуолистом, признавал налич 2 самост независящих друг от друга духа(мышление) и матер(протяжение).Мир-система машин, люди и жив. тоже, только тонко сконструир.В центревнимания- теор познан.Нач. знан. даны от рождения, нов знан можно получ изз врожденных с помощью метода дедукции.

Дедукц - выведен логич путем новых истин частного характера из имеющ в налич истин более общ характера. Общ истины даны от рожден и представл интуитивно-достоверн знания. На верш врожд знан нах утвержден обладающ обсолют ист, мыслю - следоват сущ. С этого утвержд нужно нач. любое науч исследование. Истин вражден знаний гарантир богом, а истин. нов. проверяется с помощью ясности излож. и логич. непротиворечивости. Спиноза – матерю. пантеист(натуралист). заяв., что сущ одно ед-ное нач мира - природа, кот имеет 2 атрибута: протяж. и мышление., ост. св-ва людусы(не обязательны).В природе раствор бог, кот делает природу активн.В теор познан выдел 3 вида знан:1.чувствен знан. (беспорядочно) 2.интелек (знан использ доказ.. могут оказ. ошибочными)3.интуитив. (самое достоверное). Лейбниц объект идеал, плюарист. Говорил, что сущ. много начал мира (манады – это дух. психич. первоэлементы бытия. Они не завис. друг от друга, в них залож. программа богом). В теор познания был умерен рационалист т к признавал что органы чувств участвуют в познан, они дают толчок для воспоминаний.

13.Субъективный идеализм Беркли и агностицизм Юма Беркли разработал субъект.ид-м(п.п.18 в.) Качества сделал вторичными или субъективными. Качества не могут быть копиями вещей,т.к сущ.только в душе чел.,а не в вещах. Подверг критике понятие понятие материи.заявил что это понятие общее,ложное, т.к. есть отдельные предметы предст.собой сочетание ощущений человека (слышим отдельные звуки а не звуч.материю).

Агностицизм разработал Юм (англ. Фил. сер 18в.). Люди имеют незнач.кол.знаний и эти знания поверхностны. не точны,а явл.узко-практич. характера и не явл.истинными. В повседневной жизни люди рук.не знаниями а привычками и здравым смыслом. Юм считал проблему соотнош. сознания и материи неразрешимыми.

 


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 305; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!