Общая характеристика фил. древней Индии



Литературный источники - веды и упанишады

Веды- 4 священные книги, кот. хранили высшую мудрость. В них можно найти мифологическое и религиозное содержание, а также фил-кие идеи как материалистические, так и идеалистич. понятия. Упанишады- фил. комментарии к ведам. Среди фил. учений - были учения признающие авторитет вед: йога, ньяя, веданта. Также были учения которые не признавали авторитет вед: локаята-чарвака, джайнизм, буддизм.

• Локаята- Чарвака (Брихоспати) материалистическое учение 6 в. до н.э.

(лока- место, чар- четыре, вака- слово)

Весь мир сост. из элементов: воздух или ветер, огня или света, воды и земли. Кроме этих первоэлементов и их сочетаний - нет никакой реальности. Вера в сущ.бога и загробный мира- ложна. После смерти организм разлагается на 4 элемента. Сознание – сущ. реально как свойство живого материального тела. Личность не отделима от тела, не существует переселение душ. Познание происходит с помощью органов чувств. Это учение оптимистично: девиз – ешь, пей, веселись.

Джаинизм-6 в. до.н.р. (разработал –мыслитель Джина - победитель) (1. победитель над собственным телом 2. победитель над ведами)

Жизнь полна страданий, чел живёт много раз- сансара или колесо судьбы. Новая жизнь даётся в наказание за то, что чел. неправильно жил в прошлой жизни. Карма – наказание за неправильную жизнь. Отягощённой кармой – называют воздаяние за то как человек жил в прошлом. Джаинизм- это объективный идеализм т.к. основой начала мира признаны духовные татвы(субстанции):

джива- душа: основное св-во сознание.(основополагающая татва)

• аджива (не душа) сущ-ет в виде материи, прос-ва времени эфира  Существ.2 вида души:

• совершенные - несвязанные с материей, испытания блаженства

• несов.- соеденены с материей и испытывают страдания.

Все татвы вечны. Освобожд. от материи душа переходит в состояние блаженства-мокша( позже нирвана) Цель жизни - в переходе от несовершен. бытия к соверш, когда душа вырывается. Способ перехода- аскетизм, а также принцип ахинса – не причинение вреда живому.

Буддизм-(автор учения- Будда - просвещённый)возник в5 в до н.э. др.Индия

В основе лежат 4 идеи:

• жизнь полна страданий (рождение, болезнь, старость , смерть)

• сущест. причина страданий – желания людей

• есть возможность избавиться от страданий

• есть конкретный путь избавления от страданий - восьмеричный путь –конечный путь который является достижение нирваны.

Восьмеричный путь

•правильное понимание причин страданий (причина в желаниях людей)

•прав. побуждение к действию(мотив поведения - отказ от желаний мотив)

•прав. речь (нельзя лгать, ранить людей, сквернословить)

•прав. поведение – нельзя причинять боль живому.

•прав. образ жизни - мирный, честный

•прав. стремление - к самосовершенствованию

•прав. мышление - решение(обдуманно к восьмеричн. пути)

•прав созерцание – медитация приводящая к нирване трансу.

Нирвана-покой, погружение в себя, угасание. (Ом драгоценный камень в лотосе)

Буддизм - характеризует действительный вихрь состоящий из материальных элементов жизнь, которых ничтожна мала, поэтому все материальное недолговечно- поэтому материальные элементы имеют своего духовного носителя множество дхарм.

 

Общая характер. фил. др. Китая

1. мыслители др.Китая мало внимания уделяли изучению природы, космоса, а гл.внимание обращено к чел. и обществу 2. недостаточно высокий уровень логич. оформления текстом. Вместо определений понятий они чаще исп. наглядные образы 3. наличие элементов мистицизма 4. осн. проблемы:

-проблема борьбы противоположных сил (инь и ян – это космические силы находящиеся в постоянном противоборстве, благодаря кот. создается и изменяется мир. Диалектическая идея о борьбе противоположностей, как источника развития)

-соотношение Дао – путь, универсальная закономерность. Дэ – сущность, Ци – первоматерия. В соотношении тянь и ци – небо или Бог и ци – материя

-соотношение ли и ци – соотношение закона, ритуала и материи

 -проблема гуманности – жень

 -проблема недеяния, пассивности - увэй

5. Лит.источник др.Китая – книга времен, в кот. содержались представления об инь и ян, о дао, ци и 5-ти первоэлементах, о Земле, воде, огне, дереве и металле. Они исключали воздух и добавляли дерево и металл.

• Даосизм -учение разработал Лаоузы в6-5в до н.э. Ключевое понятие - Дао(у материал. понимание дао- естественный путь ,путь природы, а у идеалистов- божественный путь). Дао - это корень неба и земли, мать всех вещей- не имеет вида, не создает звуков, не обладает формой, недоступна органам чувств. Дао-это пустота, которая придаёт предметам опред. форму(глина приобретает форму кувшина т.к. на стенки и на дно давит пустота)и когда Дао воплощается в форму предмета и тогда оно приобретает вид. Ци- это материал ,сырьё из которого созд. вещи. Дао- это естественная закономерность благодаря кот. все вещи принимают опред. вид. В даосизме проповед. пассивное отношение к дейст. и прав.счит. жизнь по законам природы, жить в соответствии с гармонией.

Конфуцианство– автор Конфуций, 6-5 в до н.э. В центре внимания - человек как интеллектуальное нравственное сущ-во. Он рассмотрел чел. как часть гармоничного мира развивающегося по законам данного небом или Дао. Для достижения гармоничных отношений чел должен подражать идеалам мудреца - этот идеал включает 5 добрадетелей:

•гуманность или «жень» – человеколюбие ли милосердие, способность относиться с любовью

•благопристойность «ли»- умение следовать правилам этикета, обрядам, ритуалам

•справедливость «и»-стремление подчинить внутренний мир к выполнению долга

•мудрость «джи»- высокая эрудиция, образованность

•верность «сяо»- озн преданность отцу в семье, государю в гос-ве, стране, а также собствен убеждению.

Конфуций был объективным идеалист, т.к. начало мира считал Бога неба – Дао. Небо – духовн первооснова мира, воплощающее мужское творческое начало (наказание им вознаграждение каждого чел в соответствии с его материальн обликом). Небо-отец; Земля- мать; Чел- ребёнок; Гос-во - большая семья

Конфуций разработал этико-политич учение - в кот. утверждал, что моральные нормы лучше регулируют отношения в обществе по сравнению с юридическими законами.

Легизмвозник в 6-3 в дон.э. Шан Ян

Сформировал в борьбе с конфуцианством. Цель одна и таже т.е. построение крепкого хорошо управляемого гос-ва, а средства достижения разные. У конфуц. - нравственный нормы, у легизма- юридич. законы. Осн. метод воздействия на людей – награды и наказания, наказания – более действенные. Они разраб. концепцию деспотического гос-ва в кот. все равны перед законом кроме правителя, кот. сам издает законы. Организовали императорско-бюрократическую систему управления.

 

7. Материалистические воззрения философов античности. Особенности древнегреч. философии – космоцентрический характер. Интересовали природные процессы. Древнегреч. материалисты пытались найти универсальный тип материи либо универсальное св-во материи (наличие в материи неделимых атомов)

Первые материалистические учения возникли в Греции 6-7 в до н.э. в г.Милете. Они пытались найти вещественное первоначало из которого образуются все предметы и организмы и в кот. Все предметы и организмы снова возвращаются после своей гибели. Фалес в качестве первоначала выбрал воду. «Вода и начало, и конец всего существующего. Океан всему прародитель. Земля это миосский диск или доска плавающий на поверхности водоема».

Анаксимандервыбрал апейрон. Он означает беспредельное и бескачественное состояние материи. Земля - это цилиндр или срез колонны, кот. находится в центре мира в неподвижном состоянии. Анаксименвыбрал воздух – это дыхание мира. Он поддерживает существование мира подобно тому, как дыхание человека поддерживает жизнь чел. в организме. Земля – это плоский диск, кот. плавает в воздухе.

Гераклид (6-5в до н.э.)выбрал огонь. Мир находится в непрерывном изменении, все изменения в мире происходят упорядоченно, подчиняясь закону логоса. Логос – это универсальный закон, кот. действует и в природе и в обществе. В обществе в виде моральных норм и юридических законов. Причина изменения – борьба противоположностей. «Борьба – отец всех вещей». Он сформулировал ключевой закон диалектики – «Закон единства и взаимодействия противоположностей». Примеры: день-ночь, злой-добрый… «Все течет все меняется» В 5 в до н.э. Демокритразработал новую форму материализма – атомический. Каждая вещь состоит из большого кол-ва неделимых частиц (атомы). Кроме атомов существует пустота, кот. нужна для движения атомов. Причина движения атомов – внешний толчок. Атомы отличаются друг от друга по 4 св-вам: по форме, порядку, внешности, расположению. Демокрит материалистически объяснил психику или душу чел. Она тоже состоит из атомов, кот. расподаются после смерти чел. Душа смертна – нет загробной жизни. Демокрит был сенсуалистом, утверждал, что все знания чел. получает через органы чувств, с помощью ощущений, источник – внешний мир или чел. Он отрицал случайность и впервые изложил материализм в систематизированном виде. Эпикур (4-3 в до н.э.)развил атомизм, ввел 5 св-во атомов – вес или сила тяжести, сделал их внутреннеактивными. Ввел случайность в объяснение поведения атомов. В 1 в до н.э. атомизм стал популярным в др.Риме, сторонник – Тит-Лукреций-Кар.Он изложил атомизм в популярной форме – в стихах. Он решил сделать жизнь людей более счастливой избавив их от 3-х видов страха:

• страх смерти – ее бояться не надо, т.к. живой чел. нигде не встречается со своей смертью. Пока живы –нет смерти, пришла смерть – нет нас.

• страх перед наказанием загробной жизни – ее нет.

• страх перед богами. Богов бояться не надо, т.к. они живут не в нашем мире, а в пустых промежутках между мирами и не вмешиваются в живую жизнь.       Вывод: Атомизм оставался популярным среди материалистов вплоть до середины 19 в. Отказались от атомизма в марксизме и стали понимать материю как объективную реальность.

 


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 327; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!