Проблема познаваемости мира и поиски метода научного познания



В философии Нового времени

Большинство мыслителей Нового времени были убеждены в возможности полного и исчерпывающего познания мира. Они придавали первостепенное значение развитию науки, призванной улучшать жизнь людей. Крупнейшими мыслителями XVII в. - Ф.Бэконом и Р.Декартом - были разработаны два различных метода научного познания.

Ф.Бэкон считал основой и источником познания чувственный опыт. В результате обобщения (индукции) опытных данных ученый получает новые факты, на основе которых формулирует новые выводы. Пример индуктивного обобщения: этот лебедь белый, и этот лебедь белый, следовательно, все лебеди белые. Очевидно, что человек постоянно пользуется опытно-индуктивным методом, однако за счет неполноты опытных данных возможны ошибочные выводы. На основании концепции Ф.Бэкона сформировался эмпиризм - философский подход, в соответствии с которым, источником познания является опыт и, следовательно, все знания являются описанием этого опыта.

Существенное внимание Ф.Бэкон уделил причинам ошибок в познании. Он выделил четыре фактора("идола", или "призрака"), мешающих успехам в познавательной деятельности:

а) идол рода - врожденное, естественное несовершенство человеческого разума - "неровного зеркала", нередко приписывающего природе свойства, которыми она не обладает;

б) идол пещеры - индивидуальные особенности людей, получивших неодинаковое образование и воспитание, что определяет их предпочтения и пристрастия;

в) идол рынка - неправильный выбор и употребление слов приводит к непониманию между людьми, к искажению знания;

г) идол театра - слепое, некритическое следование авторитетным авторам прошлого, принятие на веру высказанных ими когда-то положений также может приводить к ошибкам.

Р.Декарт считал, что исходным пунктом, основой познания является выдвижение гипотез (аксиом, подобных аксиомам геометрии). В результате выведения логических следствий из таких гипотез формируется новое знание. Пример дедуктивного вывода: люди смертны, Сократ человек, следовательно, он смертен.

Декарт разработал правила применения аксиоматико-дедуктивного метода:

1. Считать истинным только то, что представляется разуму ясным и не вызывает сомнения.

2. Сложную проблему разделять на частные задачи и последовательно решать их.

3. Двигаться к истине от простого к сложному.

4. Составлять общий обзор фактов, гипотез, теорий по каждой отрасли знания. Это дает уверенность в том, что ничего из открытого ранее не упущено.

В своей познавательной деятельности человек постоянно осуществляет не только индуктивные обобщения, но и дедуктивные выводы. Ошибки здесь возможны за счет выбора неправильных гипотез.

Декарт стал основателем рационализма - философского подхода, в соответствии с которым основой и единственным источником истинного знания является разум. Для того, чтобы избежать ошибок, человек, по Декарту, всегда должен сохранять сомнения в правильности исходных аксиом. Помочь ему может лишь естественный свет разума, то есть интеллектуальная интуиция. Базовые аксиомы оцениваются Декартом как "врожденные идеи" - отчетливые, ясные и очевидные (например, если две величины равны третьей, то они равны между собой.).

В конечном счете, оказывается, что человек не может сомневаться только в самом факте своего сомнения и, значит, в том, что он сомневается, мыслит. Это рассуждение приводит Декарта к его знаменитой формуле "Мыслю, следовательно, существую".

Обсуждение концепций Ф. Бэкона и Р. Декарта привело к формированию двух противоположных взглядов на познание:

сенсуализм (от лат. Sensus - чувства) - философский подход, в соответствии с которым, единственным источником знаний являются чувственные ощущения (зрительные, слуховые и др.). Разум лишь комбинирует их и анализирует их содержание, но не порождает нового знания. "Нет ничего в разуме, чего бы не было в чувствах" (Дж.Локк);

рационализм (от лат. Ratio - разум) - философский подход, в соответствии с которым, единственным источником знаний является разум. Чувственные восприятия лишь представляют материал для рациональных рассуждений, в ходе которых и появляется новое знание: «Нет ничего в разуме, чего бы не было в чувствах, кроме самого разума» (Г. В. Лейбниц, Б. Спиноза). 

Таблица4.1

                                     Ф.Бэкон и Р. Декарт о научном познании                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Научное познание Ф. Бэкон Р. Декарт
Источник знания Опыт Рациональные рассуждения
Основная познавательная операция Индукция Дедукция
Философский подход Эмпиризм Рационализм

Особую позицию в вопросе о познаваемости мира занимал Д. Юм. Единственным источником знаний он считал чувственный опыт. Между тем такой опыт не может доказать правильность человеческих знаний. Например: я вижу зеленое растение. Но является ли оно зеленым на самом деле? Ощущения не дают ответа на этот вопрос. Другой пример: люди привыкли верить, что существуют причинно-следственные связи, скажем, солнце светит, поэтому камень теплый. Но существует ли такая связь? И на этот вопрос ощущения ответа не дают. Поэтому Юм приходит к выводу, что человек не только не может объяснить, каков этот мир, но, более того, не может быть уверен в том, что он существует. Философское учение, выражающее сомнение в познаваемости и даже существовании мира называется скептицизмом. (Рис. 4. 2.)

 


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 629; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!