Иррационалистическая линия развития после гегелевской философии



Важная тенденция развития философии второй половины XIX в. определялась критикой гегелевского рационализма, то есть убежденности Гегеля в разумном устройстве мира и полной его познаваемости. Эта тенденция реализовалась в творчестве А.Шопенгауэра (1788-1860), Ф.Ницше (1844-1900) и ряда других мыслителей. Они отстаивали представление о том, что мир нерационален, его сущность непостижима, да и в человеке главным является отнюдь не разум, а внеразумные желания, стремления, мотивы. Такой подход получил название иррационализма.

Рассмотрим его на примере концепции А.Шопенгауэра. Основой мира Шопенгауэр считал над человеческое духовное начало, но не мировой разум, как Гегель, а мировую волю. Это - бессознательная, слепая и бесцельно действующая сила. Она объективируется, то есть воплощается в материальных вещах и явлениях. Человек способен получать некоторые представления о них, но сама мировая воля абсолютно непостижима, непознаваема.

В человеке мировая воля проявляется как воля к жизни, ее главным инстинктом является инстинкт самосохранения, а выражением - стремление к наслаждению и погоня за счастьем. Этим определяется бесконечный эгоизм людей. Одолевающим человека желаниям нет конца, а те из них, которые удовлетворяются, вызывают пресыщение. Поэтому счастье оказывается недостижимой иллюзией, а жизнь предстает как цепь страданий, приобретающих нетерпимый характер под влиянием страха смерти. "Лишения, горе, плач, мука и смерть" - вот что такое судьба человека. Для того, чтобы уничтожить страдание, считал Шопенгауэр, надо уничтожить волю к жизни.

Для этого существуют два пути:

§ эстетический, то есть пассивное созерцание произведений искусства, что должно уничтожить желание совершать активные действия, привести к безволию (это – путь для избранных);

§ этический, доступный для большинства людей и предполагающий следование определенным нравственным принципам - аскетизма (отказ от исполнения желаний приводит к их ослаблению) и сострадания (поскольку все люди есть проявления одной и той же воли, то сострадая другим, мы сострадаем себе).

Творчество Шопенгауэра оказало огромное влияние на Ф.Ницше (1844-1900), который, однако, заменил мировую волю индивидуальной – волей к жизни, волей к власти, то есть своего рода силой характера, настойчивостью в преодолении самого себя, своей слабости. Именно эта иррациональная сила определяет желания, поведение, протекание всей человеческой жизни. Сама жизнь предстала в концепции Ницше как становление, как бесконечный поток изменений и преобразований. В конечном итоге, однако, все повторяется, осуществляется «вечное возвращение».

Человек для Ницше – прежде всего тело, «душа» же – лишь слово для обозначения чего-то в теле. Фактически это означает, что человек есть животное – с одной стороны, самое слабое, «не устоявшееся», плохо приспособленное к условиям существования, но с другой – самое могущественное, ибо самое хитрое. Воля к власти неодинакова развита у разных людей, в связи с чем, Ницше различал «аристократов духа» и «маленьких», («стадных») людей. Последние не способны к самостоятельной деятельности, они ищут нравственную опору в религии.

Важной своей задачей, поэтому, Ницше считал осуществление критики существующих представлений о нравственности – обыденных, философских, религиозных – и разработку новой морали. Он резко критиковал христианство за его призывы к смирению, милосердию и состраданию к слабым, за презрительное отношение к земным радостям и за «проповедь смерти». В противовес этому Ницше рассматривал жизнь как мощную и радостную силу, а критерием нравственного поведения считал его влияние на волю к власти. Все, что способствует ее усилению, оценивалось им как добро, соответственно, все, что ведет к ее ослаблению – как зло.

Рассматривая современную ему культуру, Ницше провозгласил знаменитый лозунг «Бог умер». Это означало, что время религии закончилось, и человек остался в этом мире один, ему уже не на кого надеяться, кроме самого себя. Из этого следовал вывод о том, что старые (христианские) нравственные ценности устарели, настало время их «переоценки», а значит, введения новых этических установок. К их числу Ницше относил такие, например, ценности, как властолюбие, себялюбие, сластолюбие. Человек, следующий данным принципам и обладающий развитой волей к власти, оказывается «по ту сторону добра и зла» (в традиционном, то есть христианском, их понимании). Именно на этом пути, с точки зрения Ницше, возможно становление сверхчеловека, который будет настолько же отличаться от человека, насколько последний отличается от обезьяны.

Ницше считается одним из основателей «философии жизни», получившей развитие уже в следующем столетии.


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 426; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!