Пространство и время как формы существования материи.



Движение и развитие.

Бытие и его основные формы

Онтология - это философское учение о бытии. В XX веке продолжается разработка онтологических проблем, поставленных на предшествующих этапах развития культуры. При их решении философы используют современные достижения науки, выдвигают новые идеи и подходы.

Представления о бытии имеют принципиальное значение для формирования картины мира. Картина мира - это совокупность взаимосвязанных систематизированных представлений об устройстве мира, Вселенной, о месте в ней человека, его познавательных и творческих возможностях. Картина мира изменяется в ходе развития культуры. В соответствии с тем, какая форма постижения и восприятия мира является преобладающей, различают религиозную, философскую и научную картины мира. Современная картина мира является научной, так как соответствующие представления о реальности сформировались в ходе экспериментальных и теоретических исследований, обоснованы и подтверждены. Основаниями картины мира являются современные философские принципы и подходы.

Бытие - это философская категория, обозначающая все существующее, всю реальность - как материальную, так и духовную. Таким образом, свойство существования является общим, объединяющим все явления и процессы мира.

В ходе философского анализа бытия возникает вопрос о его единстве, то есть о наличии общей основы всего существующего. На этот вопрос предлагались разные ответы:

§ монистические концепции: бытие едино, то есть оно имеет единую и единственную основу, проявляющуюся в разнообразных вещах и их свойствах. Различают: (а) материалистический монизм (единая основа бытия – материя; материальное бытие первично по отношению к духовному. Так считали, например, Л.Фейербах, К.Маркс – см. тему 6) и (б) идеалистический монизм (единая основа бытия – дух; духовное бытие первично по отношению к материальному. Такой точки зрения придерживались Гегель, В.С.Соловьев – см. темы 6,7);

§ плюралистические концепции: бытие не является единым, в его основе – множество равно значимых и независимых начал. (Такова позиция, например, Лейбница – см. тему 5). Одним из вариантов данного подхода является дуализм. (Так, согласно Р.Декарту, в основе бытия – два начала: материальное и духовное - см. тему 5).

В современной культуре преобладают монистические концепции, представленные, с одной стороны, философским материализмом, а с другой – религиозно-идеалистическими концепциями.

Принято выделять различные формы бытия (Рис. 8.1):

  1. Природное бытие - явления и процессы, протекающие в неживой и живой природе. Природное бытие материально, вечно и бесконечно, оно существует вне и независимо от человеческого сознания.

2. Социальное бытие - явления и события общественной жизни, многообразные исторические процессы, реализующиеся через деятельность людей. Социальное бытие объединяет:

а) материальную сторону общественной жизни, в первую очередь сферу производства и отношения, складывающиеся в ней объективно, то есть независимо от воли и желания людей;

б) духовную сторону общественной жизни, то есть совокупность нематериальных ценностей - знаний, политических и правовых установок, нравственных и эстетических норм, философских и религиозных представлений и др. Духовные ценности фиксируются в материальных памятниках культуры. Благодаря такой фиксации духовная сторона общественной жизни отделена от индивидуальных сознаний людей и вместе с тем открыта, доступна для них.

  1. Бытие человека - многообразные процессы реальной человеческой жизни. Бытие человека включает в себя:

а) материальные процессы и состояния. Человек - как телесное существо - подчиняется природным законам (рождение и смерть, здоровье и болезнь, взросление и старение и др.). Вместе с тем личностью он становится под действием социальных, культурных условий и своей деятельностью влияет на их изменение;

б) процессы, протекающие в индивидуальном сознании - мысли, чувства эмоции, стремления, желания, а также устойчивые знания, убеждения, стереотипы поведения, ценностные ориентиры.

Важнейшее свойство бытия – способность к самоорганизации, то есть закономерному упорядочиванию и формированию целостных систем, объединяющих комплекс элементов. Такие системы обретают особые – интегральные – свойства (свойства целостности, которых не было у элементов). Они устойчивы, то есть поддерживают свое состояние в изменяющихся условиях среды, и вместе с тем способны к развитию. Все эти процессы целенаправленны, так как протекают в результате действия внутренних закономерностей. Например, человек является системой, свойства которой – дыхание, мышление и другие – отсутствуют у клеток или органов тела. Человек сохраняется как целостность, как личность даже при существенных изменениях природной и социальной среды. При этом, однако, в ходе своей жизни он растет, изменяется, развивается.

Различают три типа процессов самоорганизации:

§ самозарождение организации – формирование новой системы из некоторой совокупности объектов;

§ поддержание определенного уровня организации системы при изменении внешних и внутренних условий ее функционирования;

§ саморазвитие системы на основании использования накопленного опыта.

Процессы самоорганизации изучаются сложившимися в ХХ веке науками – кибернетикой и синергетикой.

Духовное бытие человека и общества будет подробно рассмотрено в следующих разделах (темы 10, 11, 12). При изучении же данной темы сосредоточим внимание на универсальных свойствах материального бытия.

Материя и движение

Вопрос о сущности материи и формах ее существования всегда занимал в философии одно из центральных мест. Однако решения его были далеко не однозначны (Рис. 8.2.).

Так, идеалисты считали, что материя - это объективация, проявление духа (Гегель, см. тему 5) или же вовсе отрицали существование материи (Беркли, см. тему 4).

В становлении материалистического истолковании понятия "материя" принято выделять несколько этапов:

а) материя - это совокупность стихий, то есть земли, воды, огня, воздуха (античность, см. тему 2);

б) материя - это то, из чего все состоит, то есть вещество, совокупность атомов (Новое время, см. тему 4);

в) материя - это философская категория для обозначения объективной реальности, существующей независимо от человеческого сознания и познаваемой им (современность).

Понятие материи соотносится с понятием идеального. Идеальное – это не материальное, это субъективная реальность, представленная в сознании человека. Иными словами, понятие идеального охватывает духовный мир: образы и идеи, формирующиеся в процессе восприятия окружающего мира; знания и эмоциональные переживания; замыслы и желания; ценностные установки и убеждения. Идеальное не сводимо к материальному, к процессам, протекающим в нервной системе и мозге.

Понятие материи является основополагающим для материализма. Согласно этому учению, в мире нет ничего, что не являлось бы материей или ее свойством (сознание является продуктом материи); единство мира состоит в его материальности. Углубление представлений о материи связано с развитием естествознания. В XX веке было показано, что материальные объекты структурированы и организованы как целостные системы, включающие в себя закономерно связанные элементы. Такие системы образуют следующие структурные уровни материального бытия:

§ неорганическая природа (элементарные частицы, атомы, молекулы, макроскопические тела, планеты, звезды, галактики, метагалактик);

§ органическая природа (биологические макромолекулы, клетки, ткани, организмы, популяции, биоценозы, биосфера);

§ общество (индивиды, семьи, коллективы, социальные группы, нации, государства, системы государств, общество в целом).

В материальных системах протекают разнонаправленные процессы, приводящие к их изменениям. Для обозначения любых изменений используется философское понятие "движение". Материальные объекты не могут находиться в состоянии абсолютного покоя, (например, камень, лежащий на земле, двигается в пространстве вместе с ней; в организме неподвижного человека протекают физиологические процессы и т.п.). Движение абсолютно (существует всегда), покой относителен. Поэтому оказывается, что материя и движение связаны неразрывно. Движение есть способ существования материи.

Принято выделять несколько форм движения материи: механическую физическую, химическую, биологическую, социальную. В настоящее время механическую форму нередко не включают в число основных. Кроме того, предлагают выделять геологическую, планетную, звездную и ряд других форм движения материи.

Формы движения материи различаются по материальному носителю (например, элементарные частицы, молекулы, организмы, общество) и законам, которым подчиняется функционирование этих носителей (Рис. 8.3).

Принципы соотношения форм движения материи:

1. В приведенном выше ряду каждая следующая форма является более сложной, чем предыдущая.

2. Сложные формы движения материи возникают на основе простых, включают их в свою структуру.

3. Вместе с тем сложные формы не сводимы к простым, они обретают новые специфические свойства, которых раньше не существовало. Например, социальная форма движения возникает на основе биологической и включает ее в себя. При этом человек сохраняет определенные свойства природного существа, но вместе с тем обретает новые – социальные – качества. Социальную форму движения нельзя свести к биологической: на этом уровне возникают специфические явления, а протекающие в обществе процессы нельзя объяснить с помощью биологических законов.

Рис. 8.3. Формы движения материи.


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 539; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!