Пространство и время как формы существования материи



Материальные объекты существуют - движутся, изменяются - в пространстве и времени. В философии предлагаются разные решения вопроса о том, что же представляют собой пространство и время.

В идеалистических учениях пространство и время нередко истолковывались как субъективные формы восприятия человеком мира (Кант, см. тему 5), а в материалистических - всегда как объективно существующие реальности. Но представляют ли собой пространство и время самостоятельные субстанции (такие же, как материя) или же они производны от материи, являются ее свойствами?

В субстанциальной концепции (Демокрит, И.Ньютон) утверждалось, что пространство и время - это пустые объемы, в которых независимо друг от друга движутся материальные тела.

Согласно же реляционной концепции (Аристотель, Г.В.Лейбниц), пространство и время зависят от самих материальных тел.

Эта концепция в XX веке получила подтверждение в результате разработки теории относительности (А.Эйнштейн). В этой теории показано, что при скоростях, близких к скорости света, длина тел сокращается приблизительно в два раза, а темпы течения временных процессов замедляются примерно в сорок раз. Таким образом, в настоящее время установлено, что пространство и время зависят от скорости движения материальных тел, а это значит, что они являются неотъемлемыми свойствами материальных систем. Пространство и время - это формы существования материи.

Понятие пространства характеризует протяженность и взаимное расположение материальных тел. Пространство трехмерно (имеет три измерения - длину, ширину и высоту) и обратимо (можно вернуться в любую точку пространства).

Понятие времени выражает последовательность изменения материальных объектов, длительность их существования, темпы, ритм и скорость развертывания материальных процессов. Время одномерно и не обратимо (в прошлое вернуться нельзя).

Пространство и время специфицировано для каждой формы движения материи. Это значит, что можно различать физическое, химическое, биологическое и социальное пространство и время. (Например, современные жители Европы и австралийские аборигены живут в одном физическом времени, но в разных социальных временах).

Движение и развитие

Итак, материальные системы всегда находятся в движении, и движутся они в пространстве и времени. Движение может выражаться как в процессах, ведущих к стабилизации, сохранению устойчивости системы, так и к изменению ее качественного состояния, то есть к развитию. Если понятие движения обозначает изменения вообще, то понятие развития фиксирует уничтожение старого и возникновение нового, то есть качественное, необратимое и направленное изменение системы.

Направленность развития может быть:

§ прогрессивная (развитие от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному);

§ регрессивная (развитие, выражающееся в упрощении, в снижении степени совершенства).

Развитие любых явлений - не только материальных, но и духовных - подчиняется объективным законам, которые исследует диалектика - философское учение о всеобщей связи и развитии.

Принято выделять несколько исторических форм диалектики:

§ наивная, стихийная античная диалектика (см. тему 2);

§ диалектика эпохи Возрождения (см. тему 3);

§ идеалистическая диалектика классической немецкой философии (см.тему 5);

§ диалектика, разработанная русскими революционерами-демократами (А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский и др., см. тему 7);

§ материалистическая диалектика (см. тему 6).

В диалектике разработаны принципы, категории и законы.

Основные принципы диалектики - это принципы взаимосвязи, развития, историзма, системности, детерминизма.

Основные категории диалектики - это категории: единичное и общее, необходимость и случайность, причина и следствие, возможность и действительность, содержание и форма, сущность и явление. Термин "категория" обозначает наиболее общие философские понятия.

Основные законы диалектики- это законы взаимного перехода количественных и качественных изменений, единства и борьбы противоположностей, отрицания отрицания. Законы диалектики являются универсальными законами развития, действующими в природе, обществе и мышлении. (Рис 8.4).

Рис. 8.4. Основные законы диалектики.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывает форму, в которой осуществляются процессы развития. Понятие «качество» в философии обозначает определенность вещи - то, чем она является (например, качество взрослого человека - то, что он - взрослый человек). Качество явления обнаруживается в его свойствах, имеющих количественные характеристики (в нашем примере - это возраст, рост, число социальных связей, объем знаний и др.).

Единство качества и количества фиксируется категорией «мера». Суть действия закона состоит в том, что в результате накопления количественных изменений происходит переход от старого качества к новому (качественный скачок). Например, в ходе роста организма, изменения количественных характеристик физиологических процессов, накопления знаний, убеждений, личного опыта, умений ребенок становится взрослым.

Закон единства и борьбы противоположностей раскрывает внутренний источник развития. В любой системе (то есть определенном качестве) имеются различные стороны, количественные характеристики которых меняются в процессах взаимодействия данной системы с другими системами. Это обусловливает нарастание различий между такими сторонами, а затем - возникновение противоречия. Обострение, а далее разрешение противоречия приводит к развитию, то есть к уничтожению старого и возникновению нового. В этот момент и происходит диалектический скачок. (Например, обострение противоречий между различными социальными группами - взаимосвязанными сторонами социальной системы - обусловливает борьбу между ними, приводящую к революции и, далее, к изменению общественного строя).

Закон отрицания отрицания выявляет преемственность в развитии явлений, выражает общую тенденцию развития - восходящего и спиралеобразного. Категория «отрицание» фиксирует момент уничтожения старого качества. Однако это не просто уничтожение, не "зряшнее" отрицание, а такое преобразование, при котором в новой структуре сохраняются определенные моменты старой. В последующем развитии происходит повторное, второе отрицание, означающее еще один переход к новому качеству. При этом в какой-то степени осуществляется возврат к старому, но на более высоком уровне. Например, зерно, брошенное в землю, прорастает. Растение можно рассматривать как отрицание зерна при сохранении ряда его свойств. Формирование новых зерен на растении есть второе отрицание, воспроизведение на новом уровне определенных свойств исходного зерна.

Таким образом, в сочетании законы диалектики раскрывают форму, источник, общие тенденции развития. В естественных и гуманитарных науках анализ действия этих законов конкретизируется (например, осуществляется выявление тех противоречий, которые определяют развитие звездных или биологических или же социальных систем).

Любые законы – это общие, существенные, необходимые и повторяющиеся связи между явлениями. Признание действия в мире законов ведет к выводу о том, что все изменения и события в мире причинно обусловлены. Причинность – это такая связь, при которой одно явление (причина) при определенных условиях порождает другое явление (следствие). В таком контексте встает вопрос о том, могут ли иметь место явления, не имеющие причины? При ответе на него сложились две точки зрения:

§ индетерминизм: возможны события, не имеющие естественных причин, иными словами, чудеса, вызванные сверхъестественным божественным вмешательством (например, средневековая философия, см. тему 3);

§ детерминизм: все события имеют естественные причины, беспричинные явления невозможны (например, материализм Нового времени, марксизм, см. темы 4, 6).

В ходе развития философии содержание принципа детерминизмаизменялось:

а) механистический детерминизм. Существует один тип причинно-следственных связей: действие причины жестко и однозначно вызывает определенное следствие. Причинно-следственные связи можно полностью объяснить с позиций механики. (Например, если причина - это воздействие определенной силы на покоящееся материальное тело, то следствием станет движение этого тела в соответствующем направлении и с соответствующей скоростью). Эта установка была характерна для метафизического материализма ХУП – ХУШ веков;

б) диалектический детерминизм. Существуют разнообразные типы причинно-следственных связей. Это определяется разнообразием действующих в мире законов. Данная установка характерна для диалектико-материалистической философии.

К числу важнейших типов законов относят:

§ динамические законы. Действие причины вызывает соответствующее следствие необходимо и однозначно, поэтому возможными оказываются точные предсказания. Такие законы характеризуют относительно простые системы, состоящие из небольшого числа элементов. Например, движение Земли вокруг собственной оси обусловливает смену дня и ночи, причем время восхода Солнца можно рассчитать заранее;

§ статистические законы. Действие причины вызывает следствие с определенной вероятностью, вследствие чего и предсказание приобретает вероятностный характер. Статистические законы действуют в сложных системах с большим количеством элементов и существенным значением случайных факторов. Например, летний день обязательно сменится ночью, но вот дождь на закате – явление вероятностное, он может идти или не идти. Однако и то, и другое событие имеет причины. Метеорологи могут предсказать количество осадков, которое обычно – статистически – выпадает в летний месяц. (Рис.8.5).

Все события имеют естественные причины ?

НЕТ : ИНДЕТЕРМИНИЗМ

ДА: ДЕТЕРМЕНИЗМ

Механистический Диалектический

Анализ статистических законов обусловливает обращение к проблеме необходимости и случайности. Необходимость – это процессы, которые обязательно имеют место при наличии данных причин. Случайность – это то, что может быть, а может и не быть. На ранних этапах развития философии (Демокрит, см. тему 2) существовало мнение, что поскольку все события имеют причину, случайности невозможны. В наши же дни считается: и необходимые, и случайные события имеют причины. Случайные события происходят, когда действие одной или нескольких причин совпадает с определенными условиями. (В нашем примере это – наличие циклонов и антициклонов, состояние атмосферы, влажность, температура и т.п.).

Таким образом, законы, принципы, категории диалектики позволяют рассматривать мир в качестве развивающейся целостности, в которой происходят причинно обусловленные события - как необходимые, так и случайные. Такой мир доступен человеческому познанию.


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 475; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!