Понятие всеединства в концепции В.С.Соловьева



Аспекты всеединства Содержание всеединства
Онтологический Всеединство реальное – Абсолют (Бог),                                                                        Всеединство в становлении - мир
Гносеологический Свободная теософия (цельное знание) –  единство теологии, философии, науки
Антропологический Единство добра, истины, красоты как ориентиров человеческой жизни
Социологический Свободная теократия (власть первосвященника, царя, пророка), объединение Церквей

Серебряный век: «религиозно-философское возрождение» в России

Начало ХХ века – время тяжелых испытаний и потрясений в России. Возрастание интереса к поискам социальной правды и изменению жизни обусловило, с одной стороны, развитие «русского марксизма» (см. тему 6), а с другой, - формирование модернистских учений религиозно-философского плана. К числу таких учений относятся концепции Е.Н. и С.Н.Трубецких, П.А.Флоренского, С.Н.Булгакова, Л.С.Франка, Л.П.Карсавина, Н.О.Лосского, В.В.Розанова, Н.А.Бердяева, Л.Шестова, В.Ф.Эрна и других авторов. Такого рода концепции, как раз и относимые к философии Серебряного века, обращались к религиозному вероучению, рассматривая его как источник обновления и совершенствования философии. При этом, однако, считалось необходимым переосмысление самого христианства: возвращение к его истокам, обогащение христианства идеями античности, а на этой основе - переход к новому этапу его развития (к «религии Третьего Завета»).

Создававшиеся в течение Серебряного века философские концепции были достаточно разнообразны. Обратим внимание на некоторые из них:

§ непосредственно развивавшие философию всеединства;

§ исследовавшие человека в качестве телесного существа, живущего в материальном мире;

§ анализировавшие проблему уникальности и свободы личности.

Философия всеединства ХХ века представлена в творчестве П.А.Флоренского, С.Н.Булгакова, С.Л.Франка и др. Основываясь на идеях В.С.Соловьева, эти авторы уделяли особое внимание софиологии и вопросам нравственного развития человека.

Так, П.А.Флоренский (1887-1937) утверждал, что София является: идеальной основой и Ангелом-Хранителем сотворенного мира; душою всего существующего; идеальной личностью. В человеке софийность проявляется, прежде всего, как любовь, ведущая к объединению людей. Истина для Флоренского – абсолютная сверхреальность, то есть Бог. Она сверхразумна, а потому представляется человеку полной неразрешимых противоречий. Поэтому постижение Истины возможно только с помощью мистической интуиции, своего рода слияния человека с познаваемой реальностью.

Совершенно иной характер носила концепция В.В.Розанова, в центре внимания которого был человек в качестве телесного существа, обладающего полом. Пол и жизнь для Розанова тождественны. Все в человеке оказывается пронизанным половым началом. В ходе жизни пол «вибрирует», делая людей живыми и отличающимися друг от друга. Именно пол формиру ет индивидуальность, тело и душу, он создает личность. На основе этих рассуждений Розанов сформулировал свой центральный антропологический принцип: «человек есть только трансформация пола».

Розанов высоко оценивал древние языческие религии, имевшие культы половой любви и плодородия. Отношение же его к христианству большую часть жизни носило критический характер. Розанов считал, что христианский аскетизм ведет к образованию особой психики, а утверждение монашества с его обетом безбрачия – к формированию «людей лунного света», людей «третьего пола». Поскольку же для Розанова пол и жизнь тождественны и, следовательно, потеря пола тождественна потере жизни, то христианство оценивалось им как религия отрицания всякой плоти, религия смерти. Впрочем, Розанов допускал и иное прочтение христианства: есть религия Голгофы, но может быть и религия Вифлеема, «свято умереть, но свято и родиться». Однако подлинное отражение эта сторона христианства нашла не в Церкви, а в семье и браке. Поэтому Розанов считал необходимым их религиозное освящение.

Специфический взгляд на человека был предложен другим русским мыслителем – Н.А.Бердяевым. Он подчеркивал, что философия вовсе не должна сосредотачиваться на традиционных абстрактных вопросах – о сущности бытия, законах мира и т.п. Ее задача – обращение к личности и жизненным проблемам, ее предназначение – помочь человеку прожить жизнь.

Личность для Бердяева – уникальная, духовная и абсолютно ценная реальность. Она не может рассматриваться как часть какой-либо целостности (общества, коллектива). Ее важнейшая характеристика – свобода. В разные периоды творчества Бердяев выделял три вида свободы:

§ первичная, иррациональная свобода - коренится в «ничто», из которого Бог, согласно Библии, создал мир. Такая свобода абсолютна, никто, даже Бог не властен над ней. Однако именно в силу своей безграничности она может превращаться в произвол. Человек при этом обретает способность выбирать, творить не только добро, но и зло;

§ рациональная свобода - выражается в осмысленном и добровольном отказе от зла и подчинении моральному закону. Однако это фактически означает ограничение свободы, появление элемента принудительности;

§ свобода, пронизанная любовью Бога. Именно это – подлинная свобода.

Высшее воплощение свобода находит в творчестве, которое оценивалось Бердяевым с этической точки зрения. Он выделил три этапа нравственной эволюции человечества:

§ «этика закона» (Ветхого Завета) – имеет повелительный характер, позволяет различать добро и зло, приспособлена к требованиям общественной и повседневной жизни;

§ «этика искупления» (Нового Завета) – выражает трагическую любовь Бога к человеку, предполагает раскаяние и покаяние;

§ «этика творчества» – основана на свободной любви человека к Богу. Бог есть творец, и уподобление ему предполагает именно творчество, которого Бог ждет от человека. Творчество искупает все грехи, оно позволяет преобразить мир. (Рис. 7.9.).

Этика закона Этика искупления Этика творчества

В поздних работах Бердяев, фиксируя внимание на уникальности человека, пришел к выводу, что нет ничего значимее отдельной личности. Руководствуясь любовью к Богу, она самостоятельно принимает любые решения, которые никто не вправе оспорить.

Идеи, разработанные российскими мыслителями, сохраняют философское значение и в наши дни, по-прежнему влияют на мировоззренческие поиски как отечественных, так и зарубежных исследователей.

Тема 8. Онтологические проблемы в современной философии

Бытие и его основные формы.

Материя и движение.


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 426; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!