Основные этапы истории в философии Гегеля



Этап Степень осознания свободы
1. Древневосточные народы (Китай, Индия, Персия) Свободен один человек - правитель.
2. Греко-Римские народы Свободны группы людей (все, кто не есть рабы).
3. Германский народ Свободны все люди.

В отличие от Канта, Гегель был убежден в полной познаваемости действительности. Подлинной целью познания он считал постижение мирового разума, раскрывающего себя человеку. Гегель был последовательным рационалистом: мир устроен разумно и доступен рациональному познанию. Немецкий философ выделил три вида познания, которые в разных формах пытаются постичь мировой разум: искусство (в форме образа); религию (в форме представления) и философию (в форме понятия) (Рис. 5.5.). Именно эта последняя форма познания является наиболее адекватной; именно философия, способная ответить на любые вопросы, дает окончательную истину. Науку же Гегель не выделял в качестве особой формы познания, считая, что она изучает лишь материальный мир, а значит, не имеет возможности объяснять мировой разум.

Рис. 5.5. Гегель о формах познания.

Тема 6. Развитие философии во второй половине XIX-XX в.в.

6.1. Материализм во второй половине XIX века

6.1. Философский позитивизм

6.3. Иррационалистическая линия развития после гегелевской философии

6.4. Особенности и основные направления развития философии ХХ века

Материализм во второй половине XIX века

Основные тенденции развития философии во второй половине XIX века в существенной степени определялись критикой философии Гегеля. Такой критике подвергались, прежде всего, идеализм, абсолютизация роли философии и недооценка значения науки. В ходе осуществления этой критики оформились: материалистические, позитивистские и иррационалистические концепции, оказавшие существенное влияние на все последующее развитие философской мысли. (Рис. 6.1.).

Материалистическая линия развития после гегелевской философии представлена концепциями Л.Фейербаха, К.Маркса и Ф.Энгельса.

Л.Фейербах (1804-1872) стал первым последовательным критиком гегелевского идеализма. Рассматривая природу, материальное бытие как основу всей духовной жизни, он тем самым утверждал первичность материи по отношению к мышлению. Фейербах был убежден в познаваемости мира, причем основным источником новых знаний считал чувственные восприятия. В центр же своего внимания Фейербах поставил человека, а потому называл свою концепцию антропологией.

В мировом разуме, о котором писал Гегель, Фейербах усмотрел модифицированные представления о Боге. Между тем религия и философия, с его точки зрения, являются несовместимыми формами мировоззрения. В связи с этим, Фейербах обратился к исследованию сущности религии вообще. Он считал, что она имеет основу в земной жизни, в самом человеке. Причины существования религии Фейербах связывал, во-первых, с чувством зависимости от природных и социальных сил, порождающим страх, а во-вторых, со стремлением человека к счастью. Не находя удовлетворения этому стремлению в реальной жизни, человек, по Фейербаху, ищет утешения в религии, создает для себя иллюзорный мир, наделяет Бога лучшими, идеализированными человеческими качествами. Таким образом, христианский Бог оказывается созданным людьми, он предстает как выражение их собственной, человеческой сущности.

Фейербах считал необходимым отказаться от традиционных религий, от христианства, создать новые формы отношений между людьми. Упразднение религий обусловит повышение общественной активности человека и, следовательно, будет способствовать обретению свободы. И все же, поскольку религия, с точки зрения немецкого мыслителя, связывает людей, следует ввести особую религию - религию любви, религию без Бога, основанную на поклонении любви. Благодаря этому окажется возможной реализация формулы "Человек человеку Бог".

Человек рассматривается Фейербахом как природное существо, обладающее телом и мыслящей головой; как Я, противостоящее Ты и связанное с ним. Стремление человека к счастью врожденно, а потому в своем поведении он должен руководствоваться принципом разумного эгоизма: стремясь к собственному наслаждению, одновременно руководствоваться любовью к другому человеческому существу.

Учение Фейербаха нередко оценивают как завершающую ступень развития классической философии. При этом концепции, сформировавшиеся в более поздние периоды, рассматривают как неклассические, или пост классические.

Опираясь на материалистические идеи Фейербаха, и используя преобразованный диалектический метод Гегеля,

К.Маркс (1818-1883) и Ф.Энгельс (1820-1895) разработали учение, получившее название диалектического и исторического материализма.

В основе марксистской философии (диалектического материализма) лежат представления, во-первых, о том, что материя первична по отношению к сознанию и, следовательно, все существующее есть проявление материи или ее свойств (принцип материального единства мира) и, во-вторых, о развитии реальности (принцип развития). В отличие от идеалистической диалектики Гегеля, в соответствие с которой развивается мировой разум, материалистическая диалектика утверждает развитие самого материального мира. На определенной его ступени формируется человек, обладающий сознанием. Человек познает материальный мир - бесконечный в его связях и отношениях и бесконечно же развивающийся. Поэтому процесс познания также оказывается бесконечным. При этом мир полностью познаваем, то есть в нем нет таких явлений, которые были бы принципиально недоступны человеческому познанию. Основой познания и критерием истины является материально-практическая деятельность людей.

Особое значение имеет разработка Маркcом и Энгельсом материалистического понимания истории (исторического материализма). В соответствии с этой концепцией, общественное бытие, то есть материальная сторона общественной жизни (прежде всего материальное производство), определяет общественное сознание, то есть духовную сторону общественной жизни (совокупность взглядов, теорий, норм, идеалов, существующих в обществе). С другой стороны, общественное сознание отражает общественное бытие, соответствует ему (Рис. 6.2).

Анализируя процесс развития материального производства в ходе истории, Маркс выделил сменяющие друг друга способы производства, в том числе: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический. В структуре способа производства Маркс различал два элемента:

производительные силы, то есть средства производства и люди участвующие в производстве;

производственные отношения, то есть отношения, объективно складывающиеся между людьми в процессе производства, а именно: отношения собственности на средства производства, отношения обмена и отношения распределения. (Рис. 6.3).

Социальная жизнь, конечно, не сводится к материальному производству. Поэтому, Маркс ввел понятие общественно-экономической формации, обозначающее определенные типы общества, определенные ступени его развития как целостного социального организма. Каждый способ производства связан с соответствующей формацией. В структуре общественно-экономической формации Маркс выделил базис, то есть совокупность производственных отношений, и надстройку, то есть совокупность идеологических отношений, взглядов, учреждений. К их числу относятся государство, партии. Базис является первичным по отношению к надстройке и определяет ее. Развитие общества, то есть смену способов производства и соответствующих общественно-экономических формаций, Маркс объяснил с помощью закона соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Поскольку производительные силы развиваются непрерывно, они обгоняют состояние производственных отношений. Последние теперь препятствуют развитию производительных сил. Это и создает экономические условия для социальных революций. Например, при переходе от феодальной к капиталистической формации феодальная форма собственности, предполагающая прикрепление крестьян к земле, стала мешать развитию производительных сил. Разрешилось это противоречие в буржуазных революциях.

Рис. 6.3. Структура способа производства..

Таким образом, история предстает как естественноисторический процесс смены общественно-экономических формаций. Она подчиняется объективным законам, существующим независимо от сознания людей, но реализующихся через их деятельность. Движущей силой развития общества в марксизме считается борьба классов.

Важная особенность марксистского учения – ориентация не только на решение чисто философских, теоретических проблем, но и на определение путей практического преобразования общественной жизни. Это преобразование связывалось с реализацией интересов пролетариата и всех трудящихся слоев населения. В таком контексте Маркс разработал концепцию перехода от капитализма к коммунизму путем социалистической революции с последующим ус тановлением диктатуры пролетариата.

Эти идеи приобрели особую популярность в России (Г.В.Плеханов, В.И.Ленин), где были переведены в политический и практический планы. Особое значение придавалось анализу классовой борьбы, насилия, способов захвата политической власти,  диктатуры пролетариата.

В ХХ веке теоретические проблемы диалектического и исторического материализма разрабатывались многими авторами в разных странах мира.

Философский позитивизм

Развитие науки в XIX веке делало все более необходимым философский анализ ее значения и познавательных возможностей. Если Гегель даже не включал науку в число основных форм познания, то представители философского позитивизма (О.Конт, Дж.С.Милль, Г.Спенсер и др.) поставили под сомнение важность самой философии.

О.Конт (1798-1857) обосновал представления о трех стадиях развития человеческого духа:

§ религиозной, предлагающей иллюзорное, фиктивное объяснение действительности;

§ философской, пытающейся объяснить мир с помощью абстрактных понятий;

§ научной, опирающейся на позитивное, то есть положительное, содержательное знание. (Рис. 6.4).

Анализируя соотношение философии и науки, позитивисты утверждали, что научное знание должно опираться на свои собственные положения, оно не нуждается ни в какой философии. Дело в том, что традиционные мировоззренческие вопросы, например, об основаниях бытия и познаваемости мира, о смысле и целях человеческого существования, не имеют однозначных решений, а предлагаемые подходы не могут быть проверены на опыте. Поэтому следует навсегда отказаться от их обсуждения. Философии в старом, традиционном смысле слова больше не существует. Ее задачей теперь может быть только обобщение и систематизация научных знаний. В последующем развитии позитивизма принято выделять несколько этапов

Второй этап развития позитивизма в значительной степени был связан с революционными открытиями в физике (открытием делимости атома, электрона, созданием теории относительности), приведшими к кризису в этой науке. Анализируя сложившуюся ситуацию, Э.Мах, Р.Авенариус и ряд других авторов приходили к выводу, что мир должен рассматриваться как комплекс человеческих ощущений, что существует «принципиальная координация» между познающим человеком и реальностью, иными словами, что человек приписывает действительности те или иные свойства. Тогда оказывалось, что ученые просто не должны ставить вопросы о том, какова эта действительность на самом деле, сама по себе, способен ли человек получить истинные знания, да и вообще, существует ли этот мир вне нас.

На этапе неопозитивизма(Б.Рассел, Л.Виггенштейн, Р.Карнап и др.) осуществлялись поиски принципов различения науки и философии, подчеркивалась необходимость элиминации, то есть устранения, философских идей из науки. Задачей философии оказывался лишь анализ структуры, языка и критериев научности знания. К важнейшим принципам неопозитивисты относили принцип физикализма (физика - эталон научного знания, любое другое знание - химическое, биологическое и т.п. - должно быть сведено к физическому), принцип верификации (научное знание должно быть проверяемо опытным путем), принцип конвенционализма (поскольку вопрос об истинности знания является философским и не имеет решения, то значит, в принципе нельзя доказать, какая из научных теорий верно отражает мир. Из этого следует, что теории принимаются по соглашению, конвенции между учеными.

В постпозитивизме (К.Поппер, И.Лакатос, Т.Кун и др.) отрицание значимости философии несколько снижается. Так, К.Поппер признавал, что философские идеи стимулируют развитие науки, в известной мере определяют направление ее роста. Особое внимание постпозитивисты уделяли росту научного знания, анализу научных открытий и научных революций. (Идеи постпозитивизма подробнее рассматриваются в теме 9).


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 2736; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!