Тема 4. Философия Нового времени (ХVII - ХVIII вв.)



4.1. Особенности философии Нового времени

4.2. Основные философские направления в XVII-XVIII  вв.

4.3. Пролема познаваемости мира и поиски метода научного познания в философии Нового времени

4.4. Человек и общество в философии XVII-XVIII  вв.

Особенности философии Нового времени

В ХVII-ХVIII веках в обществе происходят важные изменения: во-первых, наступает период ранних буржуазных революций, складываются предпосылки для становления капиталистических отношений; во-вторых, формируется опытное естествознания - механика, оптика и ряд других наук. Эти обстоятельства оказали существенное влияние на развитие философии, определили ее ключевые проблемы и способы их решения.

Основные особенности философии ХVII - ХVIII веков заключаются в следующем:

1. Философия приобретает светский характер, то есть решает мировоззренческие проблемы независимо от религиозного вероучения и без ссылок на церковные авторитеты.

2. Широкое распространение получает деизм - учение, в соответствии с которым Бог создал материальный мир, дал ему законы, а далее не вмешивается в естественное течение его событий.

3. Стратегической задачей считается теперь исследование природы и использование полученных знаний для практических целей человека. Поэтому особое внимание в философии уделяется поискам метода научного познания.

4. Ориентация философов на естествознание обусловила усиление материалистических тенденций.

6. Наиболее развитой наукой в этот период была механика - область знания, в которой проблема развития не рассматривается. Это стало одной из главных причин отказа философии от диалектических идей эпохи Возрождения. Метафизичность философии 7. Нового времени выразилась:

а) в механицизме - установке, в соответствии с которой с помощью законов механики можно объяснить любые явления;

б) в представлении о возможности полного и исчерпывающего познания мира, получения окончательной истины.

Это обусловило утверждение культа человеческого разума, способного как раскрыть любые тайны мира, так и наилучшим образом организовать общественную жизнь.

8. Во второй половине XVII и в XVIII вв. оформились установки философии Просвещения: причина социальных бед - невежество, значит, для их устранения необходимо просветить и воспитать людей.

Основные философские направления в XVII-XVIII в.в.

Усиление материалистических тенденций в философии Нового времени дополнялось развитием других философских направлений, формированием целостных философских систем - дуалистических, пантеистических, обьективно-идеалистических, субьективно-идеалистических (Рис.4.1.)

Мыслители ХУП в., ориентированные на материализм (Ф.Бэкон, 1561-1626, Т. Гоббс, 1588-1679, а также Дж.Локк, 1632-1704) рассматривали материю как вещество, из которого состоят предметы, как сочетание ограниченного числа элементов. Единственным видом движения Т.Гоббс, например, считал механическое перемещение в пространстве; допускалось, что материальные предметы могут находиться в состоянии абсолютного покоя. Такие установки придавали данным концепциям механистический характер.

Особые представления о материальных предметах и их свойствах - "первичных и вторичных качествах" - были разработаны Дж.Локком. Первичные качества (величина, форма, движение и др.) присущи самим вещам, человек познает их с помощью ощущений. Вторичные же качества (цвет, вкус, запах и др.) являются не свойствами вещей, а результатом человеческих восприятий.

.

В ХVIII в. (Д.Дидро, 1713-1784; К.А.Гельвеций, 1715-1771; П.Гольбах, 1723-1789; Ж.О.де Ламетри, 1709-1751 и др.) представления о материи усложнились. Конкретные вещи рассматривались как проявления единой, вечной, несотворенной материи, обладающей внутренней активностью. Была обоснована диалектическая идея взаимосвязи материи и движения, в соответствии с которой мир находится в состоянии постоянного изменения; признавалось развитие природы. Материалистические установки в ХVII - ХVIII вв. не распространялись на понимание общественной жизни; утверждалось, что ход истории определяется разумными решениями людей.

В дуалистической концепции Р.Декарта (1596-1650) вводилось представление о двух равнозначных и независимых друг от друга субстанциях - телесной (протяженной) и духовной (мыслящей). Субстанция - это основа всего существующего, первоначало мира. Она проявляется в самых разнообразных вещах и явлениях.

 

Пантеизмв философии Нового времени представлен учением Б.Спинозы (1632-1677). Он считал, что основой мира является единая субстанция, которую можно назвать Богом или же Природой. Она вечна, бесконечна, является причиной самой себя (то есть не сотворена, в ней самой - источник всех изменений, происходящих в мире). Неотъемлемые качества (атрибуты) субстанции - протяженность и мышление. Движение же не является атрибутом субстанции, она может находиться в состоянии движения или же абсолютного покоя.

Согласно объективно-идеалистическому учению Г.В.Лейбница (1646-1716), в основе мира лежат не одна и не две, а множество субстанций ("монад") - нематериальных, непространственных и неизменных. Объединяясь в различных сочетаниях, они формируют духовные основы всех вещей. Некоторые монады обладают памятью, это - души, имеющиеся у животных и человека. Лейбниц разрабатывал диалектические идеи: благодаря активности субстанций мир постоянно изменяется и развивается. Лейбниц, таким образом, обращается к диалектике. Развитие, согласно его взглядам, целесообразно, то есть, направлено к предустановленной свыше гармонии.

В ХVIII в. формируются и субъективно-идеалистические концепции.

Так, Дж.Беркли (1685-1753), опираясь на идеи Локка и одновременно критикуя их, утверждал, что первичных качеств вещей не существует, все качества вторичны, то есть являются результатом человеческого восприятия. Из этого следовало: реально только то, что воспринимается человеком с помощью органов чувств. Следовательно, быть - значит быть воспринимаемым. Иными словами, мир есть совокупность человеческих ощущений. В реальности же вещей, не воспринимаемых с помощью зрения, слуха и т.п., человек не может быть уверен. К числу таких не воспринимаемых явлений, по Беркли, относится и материя как таковая. А это значит, что она не существует. С точки зрения Беркли, данные обстоятельства свидетельствуют о необходимости отказаться от материализма и обратиться к религии, к вере в Бога.


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 680; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!