Философское учение Аристотеля



 Аристотель (384-322 гг. до н. Э.) - ученик и противник Платона, круп нейший античный мыслитель, оказавший, как и его учитель, огромное   влияние на все последующее развитие философии.

  Учение о бытии. Основами бытия являются:

 А) «форма форм», то есть совокупность нематериальных сущностей вещей;

Б)несотворенная пассивная «первая материя». При соединении формы с материей образуются конкретные вещи.

Наряду с формальным и материальным основаниями (причинами) вещей, Аристотель выделял также движущую причину (вещи находятся в состоянии движения, изменения, но его источник - неподвижный «первый двигатель») и целевую причину (любое изменение направлено к определенной цели) (Табл. 1.1.). Концепция, предполагающая предустановленную целесообразность всех явлений и событий в мире, получила название «телеология». 

Таблица 1.1.

Учение Аристотеля о причинах

Название причины Сущность причины Причины конкретной вещи (например, горшка) Причины мира Первоначала
Формальная Сущность вещи, ее смысл, понятие Горшок Форма форм

Форма форм

Движущая То, откуда идет начало движения (возникновения, изменения) Гончар Первый двигатель, сам неподвижный
Целевая То, ради чего существует вещь Сделав горшок, продать его, чтобы заработать на жизнь Конечная цель существования мира
Материальная Субстрат, вещество, из которого состоит вещь Глина Первая материя Первая материя

Создание учения о неизменной и неподвижной сущности мира, отличающейся от самого мира, означало отступление Аристотеля от диалектики.

Теория познания. Познавательный процесс начинается с чувственного восприятия, но постижение сущностей и закономерностей мира доступно лишь разуму.

Учение о человеке. Форма человека - его душа, включающая вегетативную (растительную), чувствующую (животную) и разумную части. Разумная часть души состоит из воспринимающего ума и деятельного ума. Человек - единство души и тела. Растительная душа (присущая растениям, животным и человеку) обеспечивает питание и размножение, животная (имеющаяся у животных и человека) - движение и размножение, разумная (свойственная только человеку) – познание и творчество. Вопрос о бессмертии души Аристотель решал принципиально иначе, чем Платон. Он считал растительную и животную части души, а также воспринимающий ум смертными. Лишь деятельный ум, с его точки зрения, возможно, обладает бессмертием. Человек, по Аристотелю, - общественное существо, "политическое животное".

Учение о государстве. Аристотель отождествлял общество и государство. Граждане государства по имущественному признаку делятся на три группы, причем особое значение для процветания государства имеют средние слои. Подобно Платону, Аристотель поддерживал аристократические формы правления.

Учение о нравственности (этика). Государство требует от граждан определенных добродетелей:

А) дианоэтических - связанных с умственной деятельностью и формирующихся путем обучения;

Б) этических - относящихся к характеру и являющихся результатом привычки.

Важный принцип нравственного поведения - уклонение от крайностей ("Ничего слишком"). Так, например, добродетельным является мужество - уклонение от крайностей безрассудства и трусости – и щедрость – среднее между скупостью и расточительностью.

Аристотель занимался также философией природы, осуществил классификацию наук, разработал основы логики.

Стоицизм и скептицизм

Стоицизм - одно из самых крупных течений античной философии. Он просуществовал с IV в. до н. Э. По VI в. н. Э. Представители стоицизма: Зенон (ок.333-382 гг. до н. Э.), Хрисипп (ок.281-205 гг. до н. Э.); Сенека. (5 г. до н.э.-65 г. н. Э.), император Марк Аврелий (121-180 гг. н. Э.) и др. Стоики выделяли в своем учении три основных части – физику, логику и этику, считая именно обоснование нравственных принципов главной задачей философии.

Учение о бытии и природе (физика). Основания бытия - пассивная материя и активное начало (мировой разум, логос, творческий огонь). Эти начала присутствуют в каждой вещи. Все в мире подчинено строгой необходимости, все предопределено. В человеческой жизни такая предопределенность выступает как судьба.

Учение о познании (логика). Основа знания, источник истинных знаний - чувственные восприятия. Они оставляют отпечатки – впечатления в душе, на основе которых образуются понятия, фиксируемые в словах. С их помощью осуществляется рациональное мышление. Анализу слова и его изначального смысла (лектона) стоики, особенно в ранний период, придавали существенное значение.

Учение о человеке и нравственности (этика). Высшее благо, счастье - жить в согласии с природой, а значит, подчиняться естественным законам, предопределению, судьбе. Смысл жизни - в достижении полного душевного спокойствия. Поэтому для мудрого человека должно быть безразлично все, что определено судьбой и от него не зависит (жизнь и смерть, слава и бесславие, богатство и бедность и др.). Зависит же от человека, выбирается им свободно лишь добродетель или порок. Таким образом, свобода - в обретении духовной независимости, в том, чтобы отказываться от переживаний и страстей, выбирать добродетель, а не порок.

Стоик Сенека сформулировал "золотое правило морали": "Обходись со стоящими ниже тебя так, как ты хотел бы, чтобы с тобой обходились стоящие выше", или, иными словами: не делай другому того, чего не хочешь себе. В период творчества этого римского мыслителя человек стал рассматриваться как существо беспомощное, подверженное страху смерти. Однако жизни не бывает без смерти, последняя – своего рода плата за жизнь. Более того, как утверждал Сенека, чем плохо жить, лучше умереть, добровольная смерть – одно из проявлений свободы.

Представители скептицизма– Пиррон (365-275 гг. до н.э.), Секст Эмпирик (200-250 гг. н.э.) – сосредоточили внимание на вопросе о познаниимира и фактически дали на него отрицательный ответ. Они последовательно обосновывали представление о том, что и органы чувств, и разум человека несовершенны, а потому не могут дать знания, соответствующие действительности, охватить величественную и непостижимую природу.

Из этого следовало, что любая истина относительна и, значит, человекдолжен скептически, то есть с сомнением относиться к любому, и, прежде всего, философскому знанию, не отстаивать никаких мнений, претендующих на истинность. Скептическое отношение распространялось и на саму реальность – «если я чего-либо не знаю, то этого не существует». Поэтому жизненной задачей человека становилось достижение абсолютного спокойствия и безразличия («атараксии») в отношении всех событий, происходящих вокруг него.

Заключительная стадия развития античной философии проявилась, прежде всего, в творчестве неоплатоников Плотина, Ямвлиха, Прокла. Для этого этапа было характерно:

§ возрастание элементов мистики;

§ развитие представлений о нематериальном начале мира – Логосе;

§ утверждение превосходства духовного над материальным, души - над телом.


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 711; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!