Pис. 3.3. Спор об универсалиях.



Учение о человеке. Человек рассматривался как творение, образ и подобие Божие, как разумная душа, владеющая телом. Функции души - мышление, воля, память. Душа нематериальна и бессмертна, она значимее и важнее, чем материальное и смертное тело. Философы, ориентированные на платонизм, оценивали тело как темницу и оковы души. Мыслители же, придерживавшиеся аристотелевской традиции, смягчали такую позицию. В их трудах человек представал как единство души и тела. В любом случае оказывалось, что человек двойственен по своей природе, он несет в себе божественное дыхание – душу, но одновременно он изначально и неизбывно греховен (первородный грех и грехи, совершаемые в ходе жизни). Поэтому жизненной задачей человека оказывалось спасение души, что возможно при благодатной помощи Божией и добродетельном поведении, предполагающем прижизненные испытания.

Важнейшие христианские добродетели – вера, надежда, любовь. Именно любовь к Богу и ближнему представала как мерило нравственности: человеку следует любить то, что достойно любви и избегать того, что ее недостойно. Это означало, что праведник, руководствующийся голосом совести, должен сосредотачивать мысли на Боге, проводить время в молитве и покаянии, быть смиренным и милосердным. Необходимым считалось также самоограничение, соблюдение поста, следование принципу аскетизма («умервщления плоти»). Все это должно было помочь подавить телесные желания и тем самым предотвратить грех, очистить душу от греховных помыслов.

Средневековые мыслители были убеждены, что Божественный замысел - Провидение - определяет судьбы людей и ход истории. Но в таком случае, обладает ли человек свободой воли, то есть способностью выбора между добром и злом, и откуда вообще зло в мире? Считалось, что благо - от Бога, зло же - от ничто, зло - недостаток добра. Оно необходимо для гармонии мира и его адекватного восприятия (только наличие тьмы позволяет оценить красоту света). Вместе с тем зло трактовалось как следствие поведения человека, предпочитающего зло добру. Учения, объясняющие наличие зла в мире и основывающиеся на тезисе о том, что Бог не может быть его источником, называются теодицеями.

Учение об обществе в средневековой философии опиралось на идеи Аврелия Августина. История - это процесс, направленный из прошлого (сотворение мира) в будущее (Страшный суд). Данный процесс выражается в борьбе Града земного (духовного сообщества людей, живущих в соответствии с собственной волей и желаниями, любящих себя, а не Бога) и Града Божия (людей, живущих согласно Божественной воле, любящих Бога, а не себя). Первых ждет вечное наказание, вторых - Царствие Божие. Это осуществится в конце времен – после второго пришествия Иисуса Христа и Страшного Суда. Напряженное ожидание этих событий придавало средневековому общественному сознанию эсхатологически окрашенный характер.

Специфические черты философии эпохи Возрождения

В эпоху Возрождения (Х1У - ХУ1 вв.) в философии происходят существенные изменения: она приобретает светский (не церковный) характер, обращается к человеку и проблемам его жизни в материальном, чувственно воспринимаемом, прекрасном мире. Культура Ренессанса формируется в Италии и лишь позднее охватывает другие европейские страны ("Северное Возрождение").

Крупнейшие мыслители эпохи Возрождения: Л.Валла (1407-1457), М.Фичино (1422-1495), Пико делла Мирандола (1463-1495), П.Помпонацци (1462-1525); Николай Кузанский (1401-1464), Эразм Роттердамский (1469-1536), Дж.Бруно (1548-1600)

Мишель Монтень (1533-1592), и др.

К специфическим чертам философии эпохи Возрождения относят следующие. (Рис.3.4)

1. Гуманизм, или "человечность": стремление к изучению человека и созданию достойных его условий жизни, уважение к достоинству и правам личности.

2. Антропоцентризм: в центре внимания - человек как телесное, разумное, деятельное существо.

З. Возрождение наследия античной философии, его популяризация, осуществление литературного и философского анализа текстов античных авторов.

1. Антиклерикализм, то есть направленность философских сочинений против официальной церкви (но не против христианства). Нередко утверждалось, что церковь извратила подлинное учение Иисуса Христа, поэтому необходимо возродить идеи "первоначального" христианства.

2. Элементы диалектики, то есть представления об изменчивости и развитии человека, познания, мира.

3. Создание социальных утопий, то есть описаний вымышленных стран, где люди живут счастливо.

 


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 481; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!