Классификация философских учений



Многообразие философских учений определяет необходимость их классификации.

  1. Основным принципом классификации является выделение философских течений по способу решения центрального вопроса философии - об отношении духа к материи.

Принято различать две стороны этого вопроса:

А) что является первичным по происхождению - дух или материя;

Б) может ли человеческий дух постичь, познать материальную действительность, то есть - познаваем ли мир.

По ответу на первую сторону центрального вопроса философии выделяют философский материализм и философский идеализм.

Философский материализм - учение, утверждающее первичность материи по отношении к духу. Это означает, что материальный мир существовал вечно и лишь на определенном этапе его развития возникчеловек, обладающий духом, сознанием.

Философский идеализм - учение, утверждающее первичность духа по отношению к материи. Это означает, что духовное начало существовало до возникновения материального мира, иными словами, материальный мир является порождением духа.

Что жепредставляет собой это духовное начало мира? При ответе на это вопрос сложились два течения:

во-первых, объективный идеализм, полагающий, что духовное начало мира имеет над человеческий, над индивидуальный характер (Бог, мировой разум и т. п.);

во-вторых, субъективный идеализм, считающий, что духовное начало мира имеет индивидуальный, личностный характер (тогда мир представляет собой совокупность человеческих ощущений или идей).

Помимо материалистических и идеалистических учений в философии есть концепции, утверждающие равнозначность материального и духовного начал. Такие концепции называются дуалистическими. (Рис. 1.6.)

По ответу на вторую сторону центрального вопроса философии различают учения, утверждающие, что человек может познать мир и отрицающие такую возможность. Учение, отрицающее познаваемость мира, называется агностицизм.

Философские учения различаются также по используемому ими методу - способу рассмотрения реальности с точки зрения ее развития.

При диалектическом подходе мир рассматривается как развивающаяся целостная система, все элементы которой взаимосвязаны и влияют друг на друга. Вследствие этого и процесс познания человеком мира, предстает как бесконечный. Диалектика - философское учение о всеобщей связи и развитии.

При метафизическомподходе мир рассматривается как агрегат отдельных частей, как стабильное образование. В нем возможны, конечно, определенные изменения, но исключены качественные преобразования, невозможно уничтожение старого и возникновение нового. Поэтому при данном подходе утверждается возможность полного и окончательного познания человеком мира. (Рис.1.7)

Функции философии

Философия выполняет важные функции (Рис.1.8).

нравственная
идеологическая

       Мировоззренческаяфункция: в ходе усвоения философских знаний формируется мировоззрение человека, осуществляется приобщение к мировой культуре.

Нравственнаяфункция: в этом же процессе происходит становление внутреннего мира личности, ее идеалов, убеждений, целевых установок, представлений о смысле собственного существования.

Гносеологическая функция: философия предоставляет человеку систему знаний о мире, она раскрывает закономерности познавательного процесса и тем самым формирует умение мыслить, принимать рациональные решения.

Методологическая функция: философия разрабатывает систему методов познания мира, философские положения, направляют и ориентируют научные поиски.

Идеологическаяфункция: социально-философские учения могут использоваться для теоретического обоснования программ деятельности социальных групп и политических партий – деятельности, направленной на сохранение или изменение существующих порядков.

Данными функциями определяется место и роль философии в культуре. Она тесно связана с естественными и гуманитарными науками, причем эта связь имеет двусторонний характер. С одной стороны, философия опирается на материалы конкретно-научных исследований, что и позволяет ей разрабатывать систему знаний о всеобщих связях и закономерностях мира. С другой же стороны, философские представления (о материи, движении, развитии, социальных отношениях и др.) оказывают существенное влияние на формирование базисных положений соответствующих научных теорий, а философская методология регулирует развитие научного познания.

Сходный характер имеют и связи философии с искусством. Анализ художественного творчества той или иной культуры способствует развитию философии (прежде всего, эстетики, философской антропологии, социальной философии). Вместе с тем любой художник неизбежно выражает в своих произведениях убеждения, идеалы, а значит, и философско-мировоззренческие установки, свойственные как ему самому, так и его эпохе. В рамках же эстетических концепций осуществляется обоснование программ тех или иных направлений и стилей в искусстве.

Специфическими являются связи философии и религии: если философия базируется на рациональных рассуждениях, то религия – на вере, которая считается более значимой, чем разум. И все же именно поэтому идеи и принципы идеалистической философии могут использоваться в ходе теоретизированного обоснования того или иного религиозного вероучения. Для материалистической же философии признание Бога как нематериального Творца и основы мира оказывается невозможным, поэтому в рамках материализма создаются атеистические концепции.

Что же касается соотношения философии и идеологии, то важно иметь в виду: социально-философские концепции, раскрывающие закономерности функционирования и развития общества, позволяют оценивать его состояние и прогнозировать тенденции изменения общественной жизни. Такие концепции разрабатываются конкретными людьми, принадлежащими, однако, к определенным социальным группам, а потому они могут использоваться для разработки идеологических программ, выражающих интересы этих групп. Кроме того, освоение философских знаний об общественном бытии способствует осознанию людьми собственного положения в нем, а значит, и выработке ориентаций на те или иные способы социально-политической деятельности.

Таким образом, философия аккумулирует в себе основные достижения духовной культуры и одновременно является ее мировоззренческой и методологической основой. Именно поэтому приобщение к философии определяет формирование индивидуального мировоззрения каждого человека, оказывается основой становления личности.

Тема 2. Античная философия

2.1. Античная философия: особенности и становление

2.2. Античный атомизм

2.3 Сократ и сократические школы. Платон.

2.4. Философское учение Аристотеля

2.5. Стоицизм и скептицизм


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 3669; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!