Важнейшие проблемы философии эпохи Возрождения и особенности их решения
Учение о человеке.Человек рассматривался уже не только как высшее творение Бога, но и как животное, правда, "разумное, предусмотрительное и очень проницательное животное" (Дж.Манетти). И в философии, и в искусстве Ренессанса ярко проявилось восхищение человеком, способным сравниться с Богом в своей творческой деятельности.
Такое восхищение распространялось не только на душу с тремя ее необыкновенными способностями - разумом, памятью и волей, - но и на телесную организацию человека. Достоинства последней усматривались: (а) в царственной, прямой и стройной фигуре; (б) в общем назначении тела, способного к освоению любого вида деятельности; (в) в отсутствии излишних частей. Поэтому оказывалось, что человек устроен по образцу Вселенной (возрождение античной идеи микрокосмичности). Однако соединение души и тела, как правило, считалось загадочным, как и в средние века, оно объяснялось чудесной властью Бога.
И все же в понимании души, в трактовке ее бессмертия наметился ряд новых тенденций:
возрождались раннехристианские представления о том, что бессмертие будет даровано далеко не всем.
Так, Эразм Роттердамский считал, что человек состоит из тела, духа и души. Она может стать помощницей либо телу, либо духу. Лишь в последнем случае духовная сущность человека обретает бессмертие;
распространялись представления о бессмертии как состоянии, которое наступит лишь после воссоединения души и воскрешенного тела. Характерно и то, что ужасы ада, терзавшие воображение средневековых людей, отходили в общественном сознании на задний план. Загробная жизнь в ряде концепций представала как райское продолжение земных наслаждений (Л.Валла);
|
|
появились концепции, авторы которых выражали сомнение в бессмертии души. (Так, П.Помпонацци, опираясь на идеи Аристотеля и полемизируя с Фомой Аквинским, подчеркивал, что функции души осуществляются с помощью телесных органов, а значит, не могут реализоваться при их разрушении). Из этого фактически следовал вывод о бессмертии души.
В эпоху Возрождения была выдвинута идея природного равенства людей: не происхождение, то есть не принадлежность к высшим сословиям, а только личные заслуги являются основой жизненного успеха. Высшее проявление такого успеха - достижение славы.
В связи с этим большое значение придавалось активности и личной ответственности человека. Отказываясь от характерной для средневековья идеи всеобщего предопределения, мыслители Ренессанса нередко придавали большое значение фортуне, то есть удаче, которой активный человек способен воспользоваться. Все эти установки вели к представлениям об индивидуальности, неповторимости личности. В дальнейшем на основе этой идеи был обоснован принцип индивидуализма - признания автономии, независимости личности, интересы которой всегда выше интересов социальной общности.
|
|
При анализе этических вопросов нередко возрождались идеи античного стоицизма и эпикуреизма. Последнее вело к признанию значимости стремления к счастью, ценности земной жизнии чувственных наслаждений. (Рис.3.5).
Значительно меньшее внимание в эпоху Возрождения уделялось другим философским проблемам. И все же именно в этот период произошли существенные изменения в понимании материального мира, природы. Для натурфилософии эпохи Возрождения (концепции Николая Кузанского, Дж.Бруно и др.) характерны следующие особенности.
Во-первых, если в средневековой философии считалось, что Бог находится вне мира, вне пространства и времени, то в целом ряде концепций эпохи Возрождения утверждалось, что Бог растворен в материальном мире, в природе, присутствует везде. Это вело к высокой оценке природы, к провозглашению необходимости и важности ее познания. Учение, отождествляющее Бога и мир, называется пантеизм.
Рис. 3.5. Важнейшие идеи философского учения о человеке в эпоху Возрождения.
|
|
Во-вторых, природа рассматривалась теперь как живой, целостный организм (принцип органицизма).
В-третьих, такой организм находится в состоянии постоянного изменения, развития (элементы диалектики). Именно в этот период формируется представления о множественности миров во Вселенной. (Рис.3.6.).
Существенное значение для разработки диалектики эпохи Возрождения имело творчество Николая Кузанского, обосновавшего принцип единства, совпадения противоположностей. Использование этого принципа привело мыслителя к выводам о том, что Бог находится в центре мира и одновременно ограничивает его, что он везде (присутствует в каждой точке пространства) и нигде (нельзя сказать, что весь Бог находится в этом конкретном предмете).
Диалектический характер носила и теория познания Николая Кузанского - "концепция знающего незнания". Объем человеческих знаний постоянно увеличивается. Однако они содержат своего рода пустоты - элементы незнания. Осмысление и учет этого обстоятельства способствует развитию познания, позволяет избежать ложных утверждений.
Человек в учении Николая Кузанского предстал как микрокосм, воспроизводящий в себе черты Бога и природы. Его душа - это самодвижение, дающее жизнь (движение) телу, что осуществляется, однако, лишь при условии жизнеспособности и здоровья самого тела. Главными способностями души, или ума, философ считал:
|
|
§ чувственные ощущения, обеспечивающие волевые импульсы и инициативность,
§ рассудок, являющийся посредником между чувствами и разумом,
§ разум, или интеллект, позволяющий человеку познавать мир и отличающий его от животных.
Человек, согласно Николаю Кузанскому, должен идти по пути этического самосовершенствования. Поведение людей он сравнивал с "игрой в шар", в которой каждый поступок - нечто вроде броска в середину системы концентрических кругов, отдаляющий или приближающий к нравственному идеалу - личности Иисуса Христа.
Диалектические натурфилософские идеи разрабатывались и Дж. Бруно. Он выдвинул представления о бесконечности космоса и множественности миров, о творческой активности природы (она является источником своего собственного развития).
Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 920; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!