Зав. кафедрой Чумаков А.Н.
Г.
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Дисциплина «Философия» (письменный годовой экзамен)
Билет № 9
1. Первая философская школа в истории европейской философии:
a. Пифагорейская
b. Элейская
c. Милетская
d. Атомистов
e. Платоновская
2. Создатель атомистической картины мира:
a. Демокрит
b. Платон
c. Гегель
d. Гераклит
e. Сократ
3. Основная гносеологическая позиция Элейской школы оценивается как:
a. Рационализм
b. Эмпиризм
c. Агностицизм
d. Субъективизм
e. Скептицизм
4. "Темным познанием" Демокрит называет:
a. Чувственное познание
b. Интуитивное постижение
c. Абстрактное мышление
d. Знание, посланное богом
e. Любой процесс познания
5. Логика Аристотеля активно использовалась средневековыми мыслителями для …
a. Постижения сущности прекрасного
b. Обоснования догматов веры
c. Развития частных наук
d. Построения основ общества
e. Утверждения гуманистический идеалов
6. Высшая человеческая способность, по Аврелию Августину:
a. Чувство справедливости
b. Вера в Бога
c. Чувство юмора
d. Чувство прекрасного
e. Возможность познания
7. Автор политического трактата «Левиафан»:… У. Гоббс
8. Механистическое объяснение явлений и мира характерно для философии:
a. Нового времени
|
|
b. Античности
c. Средних веков
d. Возрождения
e. Диалектики
9. Автор слов: "Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла бы стать всеобщим законом природы".
a. Юм
b. Гегель
c. Фейербах
d. Кант
e. Бэкон
10. Бог по Фейербаху:
a. антропоморфен
b. наделен человеческой родовой сущностью
c. абстрактен и существует на небесах
d. существует в душе каждого человека
11. Суть дуализма отражена в суждении:
a. Признание первичности материи.
b. Признание первичности идеального.
c. Тождество мышления и бытия.
d. Признание мышления и протяженности независимыми субстанциями
12. Полное отрицание идеального принадлежит:
a. Материализму.
b. Идеализму.
c. Дуализму.
d. Вульгарному материализму.
e. Плюрализму.
13. Парными категориями диалектики являются:
a. Движение - покой;
b. Форма - содержание;
c. Добро – зло;
d. Причина - следствие;
e. Эгоизм - альтруизм.
14. Основными законами диалектики являются:
a. Закон добавочной стоимости;
b. Закон единства и борьбы противоположностей;
c. Закон отрицания отрицания;
d. Закон Авогадро;
e. Закон перехода количества в качество.
15. Частнонаучные методы познания:
a. спектральный анализ;
b. анатомирование;
c. метод восхождения от абстрактного к конкретному.
|
|
16. Суждение о том, что эксперимент, как метод познания одновременно принадлежит и к познавательной, и к практической деятельности человека:
a. Верно;
b. преувеличено.
c. метафизично
d. субъективно
17. Виды бессознательных процессов:
a. Сновидение,
b. понятие,
c. суждение,
d. интуиция,
e. умозаключение,
f. озарение,
18. Формы чувственной ступени отражения:
a. Интуиция,
b. ощущение,
c. суждение,
d. восприятие,
e. представление,
f. понятие.
19. Из имеющихся на Земле круговоротов вещества и энергии все более мощным становится:
a. Геологический;
b. Антропогенный;
c. Биологический;
d. Атмосферный;
e. Ноосферный;
20. Категория диалектики, парная категории «необходимое»: случайное
Проблемные вопросы
Идея развития в философии Гераклита и Гегеля
План ответа:
Диалектика (идея развития) в философии Гераклита
Диалектика (идея развития) в философии Гегеля
Место данных идей развития в истории философии
1. Первая историческая форма диалектики в наиболее ярком виде была представлена Гераклитом и Сократом. Гераклит полагал, что в мире все пребывает движении, т.е. все течет и изменяется, все существует и в то же время не существует, находится в постоянном процессе возникновения и исчезновения. Представления об изменчивости мира Гераклит связывал с закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим огнем. Именно огонь, с его точки зрения, является убедительным символом изменений и развития, происходишь, в мире. Стихия огня у Гераклита адекватно отражает всю Глубину идеи развития.Другим столь же ярким и образным символом, который использовал Гераклит для обоснования идеи развития, является созданный им образ реки, в которую «нельзя войти дважды, потому, по она та, да уже и другая», т.е. в мире, полагал Гераклит, все преходящие и изменчиво. В качестве источника развития Гераклит рассматривал борьбу противоположных сторон. Он считал, что «нес происходит через борьбу и по необходимости». Причем, противоположности, по его мнению, не только реально существуют, но и взаимодействуют между собой: теплое - холодеет, холодное Теплеет; влажное - становится сухим, сухое - влажным. Взаимодействуя между собой противоположности взаимопроникают друг в друга, выступая причиной развития реальных вещей.
|
|
2.Диалектика Гегеля - это учение о всеобщей связи и развитии, это философия мироздания, взгляд на мир в целом.
|
|
Гегель критикует логику Аристотеля, диалектическую логику Гегель называл не формальной логикой (как у Аристотеля), а логикой самой действительности. Формулу А=А, он заменяет другой «А есть А, и в тоже время не есть А».
Согласно Гегелю, противоречие - это не аномалия, а источник всякого развития.
Если до Гегеля развитие мыслилось либо как повторяемость), либо как поступательность, то Гегель рассматривает эти две тенденции в единстве. То есть в целом развитие совершается поступательно, но возможны повторяемость, отходы в сторону, назад и т.д. Законы диалектики Гегеля:
1. Первый закон: единство и борьба противоположностей. Наличие в каждом объектепротивоположностей, которые находятся в неразрывном единстве. Их единство относительно, их борьба абсолютна. Борьба противоположностей означает, что противоречие непрерывно разрешается и столь же непрерывно воспроизводится, а это ведет к превращению старого предмета в новый.
2. Второй закон: переход количественных изменений в качественные. Замена одного качества другим качеством происходит в форме скачка. Таким образом, согласно диалектике Гегеля развитие происходит скачкообразно, путем качественных изменений, а не просто как количественное прибавление или убавление
3. Третий закон: отрицание отрицания. Развитие осуществляется в виде триады: тезис – антитезис- синтез. Синтез в «снятом» виде как бы заключает в себе и тезис и антитезис, то есть диалектическое отрицание нельзя понимать как полное уничтожение вещи. Оно представляет собой момент связи нового со старым, момент преемственности с удержанием всего положительного. То есть старое не просто отбрасывается, уничтожается, а входит в новое своим положительным содержанием.
3. Выделяют три исторические формы диалектики:
1. Наивная, стихийная диалектика древних греков, которая еще не представляет собой целостную теоретическую систему. (Сюда входит диалектика Парменида)
2. Идеалистическая диалектика Гегеля.
3. Материалистическая диалектика (К. Маркс, Ф. Энгельс и их последователи).
Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 488; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!