Содержание и сущность марксистской теории классового общества, его историческая судьба.



План

1. Определение класса по Марксу

2. Отношения между двумя классами, прибавочная стоимость

3. Историческая судьба и критика теории классового общества

 

Для Маркса класс — это группа людей, находящихся в одинаковом отношении к средствам производства, с помощью которых они обеспечивают свое существование. До возникновения современной промышленности основными средствами производства были земля и орудия, использовавшиеся в земледелии и скотоводстве. Два основных класса сейчас — это те, кто владеет такими средствами производства, то есть промышленники или капиталисты, и те, кто зарабатывает на жизнь, продавая свой труд — рабочий класс, или, если пользоваться несколько архаичным термином самого Маркса, “пролетариат”.

По Марксу, отношения между классами носят характер эксплуатации. В современном капиталистическом обществе источник эксплуатации не столь очевиден, и Маркс уделяет значительное внимание прояснению его природы. В течение рабочего дня, рабочие производят больше, чем необходимо их работодателям для оплаты их труда. Эта прибавочная стоимость и есть искомый источник прибыли, которую капиталисты могут обратить на собственные нужды.

Совершенствование технологий увеличило количество производимых благ, но рабочие почти не имеют доступа к плодам своего труда. Они по-прежнему пребывают в нищете, тогда как богатство собственников растет.

Маркс говорит лишь о двух основных общественных классах: классе собственников на средства производства и классе тех, кто не имеет собственности. Он понимает, что реально существующие классовые системы гораздо сложнее, чем предложенная им модель. Помимо двух основных классов существуют так называемые переходные классы (классовые группы, которые сохранились от прежних производственных систем и которые могут существовать еще очень долго после того, как старые системы распались).

Классовая принадлежность определяется не представлением людей о своей социальной позиции, а объективными условиями, позволяющими одним группам получать преимущественный по сравнению с другими доступ к материальным благам.

Историческая судьба теории классового общества.Маркс переоценил возможности пролетариата. Революции состоялись в нескольких странах, в частности, в Китае и в России, но власть коммунистов не привела к формированию идеального общества. С точки зрения Попера, тезис Маркса о том, что классовое сознание рабочих может быть сохранено после окончания классовой борьбы и с необходимостью должно и способно пережить породившие его условия и силы, утопичен. То, что человек являлся рабочим, не есть гарантия того, что он всегда будет помнить о солидарности угнетенных и не будет стремиться к эксплуатации своих коллег. Пророчества и предсказания Маркса о необходимости и неизбежности пришествия социализма явились, по П., результатом "мышления, основанного на субъективных желаниях, веры в мистический коллективизм и иррациональной реакции на ход развития цивилизации". Современная ситуация показывает, что основной ценностью является частная собственность, а пролетариату со времен Маркса так и не удалось опровергнуть самого себя в качестве такового.


 

 

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Дисциплина «Философия» (письменный годовой экзамен)

Билет № 12

Античный мыслитель, признавший первичность мира идей по отношению к

 реальному бытию вещей:


a. Аристотель

b. Сократ

c. Демокрит

d. Платон

e. Гераклит


2. Представители Элейской школы философии Древней Греции:


a. Ксенофан

b. Парменид

c. Зенон

d. Сократ

e. Гераклит

f. Пифагор


3. Изречение: "Платон мне друг, но истина дороже" принадлежит:


a. Протагору

b. Пифагору

c. Гераклиту

d. Сократу

e. Аристотелю


4. Термин, обозначавший в средневековой философии общие понятия -… универсалии

5. Направление средневековой философии, утверждавшее, что универсалии существуют независимо от сознания … крайний реализм

6. Философия средневековья складывалась на основании источников:

(выбрать неправильный ответ):


a. философии Аристотеля;

b. милетской философии;

c. платоновской философии;

d. Священное писание;


7. Эпоха в истории европейских стран, переходная от средних веков к Новому времени, характеризующаяся восстановлением идеалов античности: …Возрождение


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 383; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!