Зав. кафедрой                                                                                                   Чумаков А.Н.



Г.



Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Дисциплина «Философия» (письменный годовой экзамен)

Билет № 11

1. Первая попытка объяснить мир в не-мифологических образах предпринята в эпоху:


a. средневековья

b. ренессанса

c. античности

d. марксизма

e. Нового времени


2. Аристотель первичным называл:


a. Первоматерию

b. Атомы

c. Человека

d. Идеи

e. Бога


3. Древнегреческий философ, утверждавший, что основой всего сущего является беспредельный «апейрон»:


a. Анаксимандр

b. Анаксимен

c. Гераклит

d. Фалес

e. Демокрит


4. Средневековый философ, создавший учение о гармонии веры и разума, гармонии истин откровения и истин науки:


a. Абеляр

b. Роджер Бэкон

c. Фома Аквинский

d. Дунс Скотт

e. Августин


5. Тип мировоззрения, характерный для эпохи Возрождения, в основе которого лежит признание ценности человека как личности …  гуманизм

6. Термин “Возрождение” означает восстановление интереса к …


a. Язычеству

b. Первобытности

c. Античности

d. Средневековью

e. Христианству


7. Родоначальником европейского рационализма является:


a. Локк

b. Бэкон

c. Гоббс

d. Декарт

e. Спиноза


8. Спиноза, в качестве субстанции, основы мироздания признавал:


a. Атом

b. Природу

c. Материю

d. Апейрон

e. Электрон


9. Категории, относящиеся к философской системе Канта:


a. Вещь в себе

b. Априорные формы

c. Категорический императив

d. Субстанция и модусы.


10. Автор учения об антиномиях разума:


a. Кант

b. Фихте

c. Шеллинг

d. Гегель

11. Совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека: _мировоззрение

12. Крайняя форма субъективного идеализма, признающая тезис: «Существую только Я и мои ощущения»:


a. солипсизм

b. рационализм

c. эмпиризм

d. скептицизм


13. Формы рационального познания:


a. суждение

b. представление

c. понятие

d. умозаключение

e. восприятие


14. Идеалистическое направление, по которому все бытие определяется законами логики – это: панлогизм

Историческая форма идеализма, утверждающая зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека: 


a. субъективный

b. непоследовательный

c. объективный

d. последовательный

e. диалектический


16. Целостное представление о предметах и явлениях в процессе познания формирует:


a. мироощущение

b. мировосприятие

c. миропонимание

d. моральные установки

e. религиозные позиции


17. Идеалистическое направление, признающее бога в качестве создателя природы, но не вмешивающегося в дальнейшем в бытие созданного:


a. пантеизм

b. дуализм

c. деизм

d. атеизм

e. монотеизм


18. Онтология – это философское учение о:


a. нравственных нормах

b. закономерностях познания

c. структуре общества

d. бытии

e. особенностях поведения


19. Философская категория, обозначающая «лежащее в основе» и выражающее то, что существует само по себе, независимо ни от чего другого: субстанция

Историческая форма идеализма, утверждающая зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека: 


a. непоследовательный

b.  субъективный

c. объективный

d. последовательный

e. диалектический

 


Проблемные вопросы

Элейская школа и проблема формирования философского учения о бытии.

План

1.Элеаты – представители

2.Положения философии Парменида

3.Зенон

4.Мелисс

Один из этапов в развитии философии – Элеатская или Элейская школа.

Греки не были склонны к умеренности в своих теориях. Если Гераклит утверждал, что все изменяется, то Парменид — прямо противоположное: ничто не изменяется. Замечательно по силе обобщения утверждение Парменида: “Ничто не может стать чем-нибудь и нечто не может превратиться в ничто”.

Элеаты — представители элейской философской школы, существовавшей в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии. Наиболее известными представителями являлись Ксенофан, Парменид (ученик Ксенофана, считается основателем Элейской школы), Зенон Элейский, Мелисс Самосский.

Основные положения философии Парменида: Изначально для Парменида теоретически мыслимы два допущения: 1) нечто «есть и не может не быть», — это есть «сущее» и «бытие»; 2) нечто «не есть и может не быть», — это «не-сущее» и «небытие». Отрицая существование чего-либо, мы о нем мыслим. Но раз мы о нем думаем, значит, оно существует. Отсюда вывод: «Мыслить и быть — одно и то же» . Все вещи мыслимы, но бытие одно. Мысль всегда есть бытие. Главные характеристики истинно сущего бытия: оно тождественно само себе, недвижимо, умопостягаемо, неизменно, не из чего не возникает, оно существует реально. Так как небытие невозможно, бытие не может ни погибнуть, ни родиться. О нем нельзя говорить «было» или «будет». Бытие ни в чем не нуждается, оно всегда там, где оно есть. Кроме того, бытие однородно и неделимо. Небытия НЕТ.

Зенон– пространство отдельно от вещества немыслимо. Известны 45 его апорий целью которых была защита учения Парменида о «бытии». Зенон анализировал тезисы противников Парменида. С помощью логики Зенон доказывал что допущения о существовании множественности, делимости бытия, его развитии и движении, приводят к противоречиям.

Мелисс к прежним характеристикам истинно сущего «бытия» прибавил две новые: 1) «бытие» не имеет границ, поскольку, если бы «бытие» было ограничено, то оно граничило бы с «небытием», но «небытия» нет, следовательно, «бытие» не может быть ограниченным; 2) «бытие» бестелесно. Если бы «бытие» имело объем (толщину), то имело бы также и части, и больше бы не было одним целым и неделимым.

 


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 440; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!