Зав. кафедрой                                                                                       Чумаков А.Н.



28.02.2012


Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Дисциплина «Философия» (письменный годовой экзамен)

Билет № 13

        1. Термин «философия» впервые употребил:…Пифагор

Нравственное отношение человека к обществу, закону и Богу впервые поставил в центр своей системы?


a. Гераклит,

b. Сократ,

c. Демокрит,

d. Платон,

e. Аристотель.


3. Философ, в основе теории познания которого лежит утверждение: "знание — это припоминание того, что душа когда-то узнала, а потом забыла":…Платон

4. Вера противопоставлялась в средневековье …


a. Желанию

b. Разуму

c. Чувству

d. Эмоциям

e. Умению


5. Крупный представитель социальной философии эпохи Возрождения:


a. Макиавелли

b. Кальвин

c. Лютер

d. Коперник

e. Галилей


6. Автор утопического произведения эпохи Возрождения “Город солнца”

a. Кампанелла

b. Роттердамский

c. Кузанский

d. Макиавелли

e. Петрарка

7. Основой агностицизма Юма является: скептицизм……

8. Субъективный идеализм характерен для:


a. Беркли

b. Платона

c. Локка

d. Декарта

e. Гегеля.


9. Концепцию автономной морали обосновал:

a. Фихте

b. Шеллинг

c. Кант

d. Гегель

e. Фейербах

10. Кант проблемы познания изучает в труде:

a. «Критика чистого разума»

b. «Критика практического разума»

c. «Критика способности суждения»


11. Реструктуризация, прогрессивное преобразование, переустройство какой-либо стороны общественной жизни:


a. эволюция

b. реформа

c. перелоги

d. стагнация


12. Суть идеализма состоит в:

a. признании идей, сознания за первичное, определяющие материальное

b. стремлении обосновать значение идеалов в жизни.

c. признании туманных, отдаленных от жизни рассуждений

d. попытке забыть о прозе жизни.

                                                   

13. Философская концепция, признающая множество начал и исходных оснований мира, это: __плюрализм_________________________________ .

 

14. Функция философии, вырабатывающая и устанавливающая цненностно-нормативные ориентации личности и общества:


a. аксиологическая

b. мировоззренческая

c. прогностическая

d. критическая

e. методологическая


15. Философская концепция, провозглашающая ощущение основой истинного познания:


a. иррационализм

b. сенсуализм

c. феноменологизм

d. редукционизм

e. релятивизм


16. Философское направление, признающее принципиальную непознаваемость мира:


a. агностицизм

b. субъективизм

c. рационализм

d. скептицизм

e. эмпиризм


17. Философскими категориями являются:


a. Субстанция

b. Молекула

c. Материя

d. Атом.

e. Свобода


18. Позиции релятивизма выражает суждение:


a. В каждой абсолютной истине есть элементы абсолютной истины

b. Всякая истина абсолютна на все времена

c. Все наши знания только относительны, в них нет ничего абсолютного

d. Истина принципиально недостижима

e. Истина иррациональна



Мысленное или реальное соединение различных элементов объекта в единое целое: синтез

20. Сущность человека является:

 


a. только биологической

b. только социальной

c. биосоциальной

d. виртуальной

e. политической

 

 


Проблемные вопросы

Противоположность картин мира в философии Р.Декарта и Б.Спинозы

План:

· понятие субстанции

· Монизм Спинозы

· Дуализм Декарта.

В период Просвещения активно разрабатывалось учение о субстанции. Понятие субстанции выступало в качестве базовой предпосылки для построения онтологии, с помощью которой философы пытались ответить на вопрос о том, что лежит в основе мира. Субстанция понимается как некоторая реальная основа конкретного мира, проявляющаяся в самых различных формах существования предметов и явлений. (Декарт определяет субстанцию как «вещь, которая существует, совершенно не нуждаясь для своего бытия в другой вещи». Спиноза определяет субстанцию как «то, что существует само в себе и представляется само через себя». Субстанция — «причина самой себя»    это есть в тестах!!.)

В целом, исходя из общего понимания субстанции, философы-рационалисты предлагали разные варианты решения в зависимости от того, одну или несколько субстанций принимали в качестве основы бытия. Б. Спиноза считал, что в основе мира лежит одна субстанция. Поэтому его учение называется монистическим. Бог у Спинозы сливается с природой, что в истории философии называется пантеизмом. Конкретные вещи порождаются единственной субстанцией, становясь ее проявлениями, или модусами.

Дуалистический вариант создает в своей метафизике Р. Декарт. Сотворенный мир разделяется им на два вида субстанций, лежащих в его основе: духовную и материальную. Духовная субстанция неделима, вечна, фактически это — мышление, от которого производим все иные атрибуты (главные неотделяемые свойства), называемые модусами мышления, — чувства, воображение и др. Идеи такой нематериальной субстанции врожденные, они присущи мышлению и не могут быть приобретены в опыте. К ним относятся прежде всего идея Бога, идеи чисел, ряд общих понятий и пр. Материальная субстанция, напротив, бесконечно делима, и от нее производ-ны модусы протяжения — геометрические и физические свойства мира. Соответственно все знания о мире, развивающемся по естественным законам, могут быть приобретены в результате опытного знания.


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 442; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!