Дуалистической является философская система: 




a. Декарта

b. Бэкона

c. Гоббса

d. Локка

e. Спинозы


9. Спиноза конкретными состояниями единой субстанции «природы-бога», ее материальными проявлениями называл: …модус

10. Проблемы, изучаемые И. Кантом в докритический период его деятельности:


a. Этические,

b. антропологические,

c. социальные,

d. метафизические,

e. философии природы


11. Философская концепция, признающая одно начало мироздания, это: монизм


12. Функция философии, способствующая выработке общенаучных методов познания действительности:


a. аксиологическая

b. критическая

c. мировоззренческая

d. методологическая

социальная


13. Философскими суждениями являются:

a. количество энергии в замкнутой системе сохраняется

b. предметы состоят из атомов

c. пространство и время суть формы бытия материальных объектов

d. мир познаваем

Категория диалектики, парная категории «общее»: единичное

15. Понятия «бытие» и «небытие» в философию ввел:


a. Пифагор.

b. Сократ.

c. Парменид.

d. Платон.

e. Аристотель.


16. Философская концепция, признающая два равноправных начала: дуализм

Философское направление, признающее разум основой познания поведения людей:


b. рационализм

c. эмпиризм

d. критицизм

e. сенсуализм

f. солипсизм

g. редукционизм


18. Функция философии, подвергающая все сомнению:


a. аксиологическая

b. методологическая

c. социальная

d. критическая

e. мировоззренческая


19. Рассуждение, построенное на сознательном подмене понятий, ложных доводах и имеющее целью не поиск истины, а «победу в дискуссии любой ценой»: софизм

 

20. Высказывание: «Существование прежде сущности» характерно:


b. Неотомизму

c. Экзистенциализму

d. Неопозитивизму

e. Прагматизму

f. Идеализму

 


Проблемные вопросы

Элейская школа и проблема формирования философского учения о бытии.

План

1.Элеаты – представители

2.Положения философии Парменида

3.Зенон

4.Мелисс

Один из этапов в развитии философии – Элеатская или Элейская школа.

Греки не были склонны к умеренности в своих теориях. Если Гераклит утверждал, что все изменяется, то Парменид — прямо противоположное: ничто не изменяется. Замечательно по силе обобщения утверждение Парменида: “Ничто не может стать чем-нибудь и нечто не может превратиться в ничто”.

Элеаты — представители элейской философской школы, существовавшей в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии. Наиболее известными представителями являлись Ксенофан, Парменид (ученик Ксенофана, считается основателем Элейской школы), Зенон Элейский, Мелисс Самосский.

Основные положения философии Парменида: Изначально для Парменида теоретически мыслимы два допущения: 1) нечто «есть и не может не быть», — это есть «сущее» и «бытие»; 2) нечто «не есть и может не быть», — это «не-сущее» и «небытие». Отрицая существование чего-либо, мы о нем мыслим. Но раз мы о нем думаем, значит, оно существует. Отсюда вывод: «Мыслить и быть — одно и то же» . Все вещи мыслимы, но бытие одно. Мысль всегда есть бытие. Главные характеристики истинно сущего бытия: оно тождественно само себе, недвижимо, умопостягаемо, неизменно, не из чего не возникает, оно существует реально. Так как небытие невозможно, бытие не может ни погибнуть, ни родиться. О нем нельзя говорить «было» или «будет». Бытие ни в чем не нуждается, оно всегда там, где оно есть. Кроме того, бытие однородно и неделимо. Небытия НЕТ.

Зенон– пространство отдельно от вещества немыслимо. Известны 45 его апорий целью которых была защита учения Парменида о «бытии». Зенон анализировал тезисы противников Парменида. С помощью логики Зенон доказывал что допущения о существовании множественности, делимости бытия, его развитии и движении, приводят к противоречиям.

Мелисс к прежним характеристикам истинно сущего «бытия» прибавил две новые: 1) «бытие» не имеет границ, поскольку, если бы «бытие» было ограничено, то оно граничило бы с «небытием», но «небытия» нет, следовательно, «бытие» не может быть ограниченным; 2) «бытие» бестелесно. Если бы «бытие» имело объем (толщину), то имело бы также и части, и больше бы не было одним целым и неделимым.

Содержание и сущность марксистской теории классового общества, его историческая судьба.

План

1. Определение класса по Марксу

2. Отношения между двумя классами, прибавочная стоимость

3. Историческая судьба и критика теории классового общества

 

Для Маркса класс — это группа людей, находящихся в одинаковом отношении к средствам производства, с помощью которых они обеспечивают свое существование. До возникновения современной промышленности основными средствами производства были земля и орудия, использовавшиеся в земледелии и скотоводстве. Два основных класса сейчас — это те, кто владеет такими средствами производства, то есть промышленники или капиталисты, и те, кто зарабатывает на жизнь, продавая свой труд — рабочий класс, или, если пользоваться несколько архаичным термином самого Маркса, “пролетариат”.

По Марксу, отношения между классами носят характер эксплуатации. В современном капиталистическом обществе источник эксплуатации не столь очевиден, и Маркс уделяет значительное внимание прояснению его природы. В течение рабочего дня, рабочие производят больше, чем необходимо их работодателям для оплаты их труда. Эта прибавочная стоимость и есть искомый источник прибыли, которую капиталисты могут обратить на собственные нужды.

Совершенствование технологий увеличило количество производимых благ, но рабочие почти не имеют доступа к плодам своего труда. Они по-прежнему пребывают в нищете, тогда как богатство собственников растет.

Маркс говорит лишь о двух основных общественных классах: классе собственников на средства производства и классе тех, кто не имеет собственности. Он понимает, что реально существующие классовые системы гораздо сложнее, чем предложенная им модель. Помимо двух основных классов существуют так называемые переходные классы (классовые группы, которые сохранились от прежних производственных систем и которые могут существовать еще очень долго после того, как старые системы распались).

Классовая принадлежность определяется не представлением людей о своей социальной позиции, а объективными условиями, позволяющими одним группам получать преимущественный по сравнению с другими доступ к материальным благам.

Историческая судьба теории классового общества.Маркс переоценил возможности пролетариата. Революции состоялись в нескольких странах, в частности, в Китае и в России, но власть коммунистов не привела к формированию идеального общества. С точки зрения Попера, тезис Маркса о том, что классовое сознание рабочих может быть сохранено после окончания классовой борьбы и с необходимостью должно и способно пережить породившие его условия и силы, утопичен. То, что человек являлся рабочим, не есть гарантия того, что он всегда будет помнить о солидарности угнетенных и не будет стремиться к эксплуатации своих коллег. Пророчества и предсказания Маркса о необходимости и неизбежности пришествия социализма явились, по П., результатом "мышления, основанного на субъективных желаниях, веры в мистический коллективизм и иррациональной реакции на ход развития цивилизации". Современная ситуация показывает, что основной ценностью является частная собственность, а пролетариату со времен Маркса так и не удалось опровергнуть самого себя в качестве такового.

 


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 866; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!