Формационная и цивилизационная логика развития истории.



1. Форм.подход

· Недостатки

2. Цивилизац.подход

· недостатки

Формационный и цивилизационный подходы – это два наиболее объективных подхода, которые можно применить к анализу исторического процесса, но каждый по отдельности, не может объяснить весь порядок вещей и суть явлений происходящих в мире.
Формационный подход был разработан К. Марксом и Ф. Энгельсом. Смысл его состоит в закономерной смене общественно-экономических формаций. Они исходили из того, что материальная деятельность людей всегда выступает в форме конкретного способа производства. Способ производства - это единство производительных сил и производственных отношений. Производительные силы включают в себя предмет труда, средство труда и человека. Производительные силы - это содержание способа производства, а производственные отношения - форма. С изменением содержания меняется и форма. Это происходит через революцию. И соответственно меняют друг друга различные социально - экономические формации. Согласно этим формациям выделяются стадии развитиея общества: первобытно-общинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое.
Недостатками формационного подхода можно считать то, что многие процессы культурной, духовной жизни рассматриваются порой упрощённо, мало внимание уделяется роли личности в истории, человеческому фактору, а так же то, что был абсолютизирован переход от одной формации к другой (некоторые народы не проходили все формации и не всегда изменения происходят через революции)

Цивилизационный подход основным критерием подразумевает духовно-культурную сферу. Понятие цивилизация имеет много разных значений. Сколько авторов - столько и трактовок этого понятия. И следовательно эти авторы выделяют разное количество цивилизаций, по разному классифицируют государство. В общем же характерно отрицание единства человеческой истории, всеобщих исторических закономерностей
Недостатками цивилизационного подхода является то, что он не позволяет взглянуть на историю, как на целостный, закономерный процесс; применяя цивилизационный подход трудно изучать закономерности исторического развития.
С начала 90-х годов наблюдалось стремление "избавиться" от формационного подхода и всего, что касается марксизма. Поэтому активно внедрялся цивилизационный подход.
Сами по себе эти подходы ни являются плохими или хорошими. Каждый из них имеет и плюсы и минусы. И оба этих похода имеют право на существование. Они просто рассматривают историю с разных сторон. \
История - явление многогранное и изучать её необходимо со всех сторон. При изучении истории полезно применять разнообразные подходы - формационный, цивилизационный, культурологический, социологический и другие.

Г.



Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Дисциплина «Философия» (письменный годовой экзамен)

Билет № 8

Нравственное отношение человека к обществу, закону и Богу впервые поставил в

Центр своей системы?


a. Гераклит,

b. Сократ,

c. Демокрит,

d. Платон,

e. Аристотель.


2. Общим для всех представителей Элейской школы является:

a. Убежденность в ограниченности человеческих чувств в достижении истины

b. Признание существования бога

c. Уверенность в неспособности разума к познанию

d. Отказ от трактовки проблем познания

e. Антропологизм

3. Автор слов: “Ценные знания, являющиеся истинными – рождаются в спорах”:


a. Гераклит

b. Фалес

c. Анаксимандр

d. Платон

e. Аристотель


4. Учение Аристотеля правильно выражают суждения:


a. Материя есть действительность

b. Бог – конечная форма всех форм

c. Душа есть форма тела

d. Вещь формой наделяет человек

e. Бога не существует, он придуман людьми


5. Утверждение, что в эпоху Ренессанса происходит разложение и исчезновение античной культуры, науки и философии…

a. Верно  

b. Неверно

6. Основная тенденция в мышлении, идеологии и культуры Ренессанса выражена в суждении:

a. переход от теоцентрического к антропоцентрическому пониманию мира;

b. борьба против антропоцентризма;

c. стремление к мирному сосуществованию со средневековым теократизмом.

7. Учение о призраках (идолах), которые являются препятствием на пути познания мира человеком, создал:  Фрэнсис Бэкон

8. Гоббс "естественное состояние людей" понимает как:


a. примирение с реальностью

b. любовь к ближнему

c. наслаждение

d. равновесие любви и ненависти

e. война всех против всех


9. Немецкий философ, сформулировавший три закона диалектики:


a. Гегель

b. Кант

c. Фихте

d. Шеллинг

e. Фейербах


10. Автор известных философских трудов: «Критика чистого разума», «Критика практического разума»:…Иммануил Кант


11. Пространство и время являются:


a. Объективными формами существования материи.

b. Формами нашей чувственности.

c. Формами рассудка.

d. Формами субъективной упорядоченности вещей.

e. Продуктами наших ощущений.


12. Для пространства и времени характерно:


a. Быть независимыми.

b. Находиться в единстве.

c. Исключать друг друга.

d. Быть тождественными.

e. Быть абсолютными.


 

13. Системностью, обоснованностью и логичностью может быть охарактеризовано:


a. обыденное знание;

b. научное знание;

c. знания наблюдения;

d. художественное отображение действительности;


14. Общенаучные методы познания:


a. эксперимент;

b. анализ;

c. синтез;

d. анатомирование;

e. анкетирование.


15. Человеческое сознание формируется:


a. В утробе матери,

b. Только в социуме.

c. В подсознании

d. В самоизоляции

e. Во время медитации


16. «Искусственный интеллект» является:

a. Реальным отражением сущности техники,

b. Метафорой, выражающей восхищение компьютерной техникой,

c. Техническим средством, дополняющим возможности человеческого разума,

d. Выражающим содержание всемирной паутины.

17. Категория диалектики, парная категории «причина»: следствие

18. Принцип единства мира в марксистской философии выражается в:


a. Абсолютности.

b. Идеальности.

c. Причинности.

d. Материальности.

e. Целесообразности.

 


19. Вид коммуникативной деятельности человека, использование средств языка для словесного взаимодействия:речь

 

20. Философское учение о развитии бытия и познания, основанное на единстве и борьбе противоречий, а также их разрешении: диалектика

Проблемные вопросы


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 721; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!