Проблема познаваемости мира. Агностицизм и его разновидности.
Агностицизм (А.) — это учение, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества. Вырастает из античного скептицизма и средневекового номинализма. Термин введен в середине 19 в. Т. Гексли для обозначения непознаваемости того, что не может быть обнаружено непосредственно как сенсибельное (предмет чувственного восприятия). Специфика агностицизма — в отрицании возможности достоверного познания сущности материальных систем. Агностические концепции подразделяются по многим основаниям. Существуют материалистический и идеалистический агностицизм, сенсуалистический и рационалистический, Юмовский, Кантовский и т.д.
Наличие А. в философии свидетельствует о том, что познание есть сложный феномен. Протагор: разным людям свойственны разные знания, разные оценки одних и тех же явлений, поэтому «человек есть мера всех вещей». Таким образом, философ делал вывод о невозможности достоверного, т. е. «однозначного» знания существа окружающих явлений. Традиция А. берет начало в философии Беркли, полагающего, что человеку невозможно выйти из своего опыта, чтобы решить вопрос об отношении этого опыта к фактам действительности.
Д. Юм показал, что в научном эксперименте следствие отличается от причины, а потому не может быть в ней выявлено. Из этого следовало, что доказать существование причинно-следственных связей невозможно. Есть, однако, субъективная причинность — наша привычка, наше ожидание связи одного явления с другим. Человеческое познание, с этой точки зрения, — цепь субъективных опытов и предположений.
|
|
Внимание И. Канта привлекла активность субъекта в научно-познавательной деятельности, созидание субъектом форм, отсутствующих в природе. Он подошел к разрешению вопроса о механизме соединения «субъективного» и «объективного» в познании. И.Кант считал, что «вещи-в-себе» непознаваемыми. Воздействуя на человека, они вызывают в нем множество разнообразных ощущений. Обретая пространственную и временную форму, представления упорядочиваются далее посредством категорий рассудка. По утверждению Канта, познающий субъект не может выйти не только за границы чувственного опыта, но также и за пределы мира интеллигибельных объектов (нельзя помыслить немыслимое).
А. развивается в позитивизме, неопозитивизме и постпозитивизме как конвенциализм - признание, что невозможно "проверить" понятие на практике, оно - функция от соглашения сообщества познающих, а не от факта действительности. Идеалом истинного знания позитивизм провозглашает опытное познание естественных наук.
|
|
Зав. кафедрой Чумаков А.Н.
Г.
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Дисциплина «Философия» (письменный годовой экзамен)
Билет № 6
1. Под «истинным бытием» Платон понимал:
a. Идеи
b. Чувственно воспринимаемые вещи.
c. Материю
d. Атомы
e. Космос
2. Философ, связавший добродетель со знанием, создавший концепцию этического интеллектуализма:
a. Гераклит
b. Анаксагор
c. Сократ
d. Платон
e. Аристотель
3.Основой всех состояний бытия Аристотель считал:
a. форму,
b. атомы,
c. первоматерию,
d. идеи.
4. Значение категории "апория":
a. Неразрешимое противоречие
b. Опыт
c. До опытное знание
d. Исходная посылка
e. Основа законов природы
5. Основная задача средневековой философии состояла в …
a. Разработке морально-этического кодекса
b. Обосновании идеи прекрасного
c. Выработке методологической базы частных наук
d. Построении учения о душе
e. Защите веры, ответе на вопрос о существовании Бога
|
|
6. Автор утопического произведения эпохи Возрождения “Город солнца”
a. Кампанелла
b. Роттердамский
c. Кузанский
d. Макиавелли
e. Петрарка
Родоначальник гуманизма в эпоху Возрождения
a. Кампанелла
b. Петрарка
c. Коперник
d. Макиавелли
8. Субъективный идеализм характерен для:
a. Беркли
b. Платона
c. Локка
d. Декарта
e. Гегеля.
9. Объективный идеализм характерен для:
a. Платона
b. Гегеля
c. Беркли
d. Локка
e. Декарта
10. Гносеологическая позиция Канта выражена в суждении:
a. «Вещь в себе» непознаваема, познаваемо только «явление»
b. «Вещь в себе» и «явления» непознаваемы
c. Разум единственный источник и критерий истины
d. Явление непознаваемо, познаваема лишь «вещь в себе»
e. Критерием истины является сам человек
11. Философская категория, обозначающая соответствие знания действительности и цель всякого познания:_______истина____________
12. Отождествление материи с субстанцией:
a. Верно.
b. Ошибочно
c. Недостаточно
d. Субъективно
13. Философ, создавший диалектическую философию природы:
a. Гераклит;
b. Бэкон;
c. Шеллинг;
d. Гегель;
e. Энгельс.
14. Впервые в истории философии «наивную диалектику» создал:
a. Фалес;
b. Платон;
c. Гераклит;
d. Бэкон;
e. Юм.
15. Суждение о том, что интуиция не только не помогает в познании, но и является помехой в процессе познания:
|
|
a. Истинно.
b. Ложно
c. Рационально
d. Субъективно
16. Принципиальным в процессе познания является:
a. наличие субъекта познания;
b. наличие объекта познания;
c. необходимо наличие и субъекта и объекта познания;
d. наличие средств познания;
e. наличие абсолютного самосознании
17. Отражение определяется как:
a. Всеобщее свойство материи,
b. свойство неживой природы,
c. свойство человеческого сознания,
d. свойство живой природы.
18. Мотивы, определяющие человеческое поведение по Фрейду:
a. Религиозные,
b. этические,
c. бессознательные,
d. осознанные,
e. аффективные,
f. социальные
19. Наиболее существенный критерий прогресса в настоящее время???:
a. Экономический рост;
b. Экологическая безопасность;
c. Экономическая эффективность;
d. Выполнение плана.
20. Универсальное понятие, означающее с греческого «высказывание» и отражающее смысл слова, а также всеобщие связи и отношения реальности: ________категория__________________
Проблемные вопросы
Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 649; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!