Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Дисциплина «Философия» (письменный годовой экзамен)
Билет № 7
1. Представители Элейской школы философии Древней Греции:
A. Ксенофан
b. Парменид
c. Зенон
d. Сократ
e. Гераклит
f. Пифагор
2. Философ, в основе теории познания которого лежит утверждение: "знание — это припоминание того, что душа когда-то узнала, а потом забыла": Платон
Основатель диалоговой формы изложения философии: Сократ
4. Представители средневековой философии:
a. Уильям Оккам
b. Дунс Скотт
c. Парменид Элейский
d. Макиавелли
Направление средневековой философии, отрицавшее реальное существование общих понятий, считая их словесными обозначениями - номенализм
6. Основные направления в философии Ренессанса:
a. гуманизм;
b. неотомизм;
c. натурфилософия;
d. экзистенциализм;
e. социальная философия.
7. Положение: "природа есть причина самой себя " сформулировал:
a. Декарт
b. Гоббс
c. Спиноза
d. Юм
e. Беркли
8. «Без субъекта нет объекта» утверждал:
a. Беркли
b. Демокрит
c. Платон
d. Локк
e. Юм
9. Материализм Фейербаха является:
a. Диалектическим
b. Антропологическим
c. Наивным
d. Механистическим
10. Кант отрицает возможность познания…
a. Человека,
b. мира явлений,
c. природы,
d. бога,
e. «вещей в себе».
11. Всеобщее свойство материи:
a. Статичность.
b. Отражение.
c. Существование.
d. Притяжение.
e. Мышление.
12. Источник диалектического развития:
|
|
a. первотолчок;
b. перводвигатель;
c. конкретность;
d. разрешение противоречий;
e. разрешение противоречия с повышением уровня развития.
13. Понятия «объект познания» и «объективная реальность»:
a. Равно объемны;
b. «объективная реальность» шире.
c. «объект познания» шире
d. Противоречащие друг другу
14. Истинность теории проверяется:
a. на практике;
b. разумом;
c. чувствами;
d. математическими доказательствами;
e. мнением субъекта.
Тезис «Сознание является результатом эволюции и развития абсолютной идеи»
выражает позицию:
a. Фейербаха,
b. Лейбница,
c. Гегеля,
d. Канта,
e. Фихте.
Наиболее ярко выраженная характеристика человечества современной эпохи,
играющая важную роль в становлении постиндустриального мирового пространства:
a. Умеренность;
b. Экофильность;
c. Толерантность;
d. Благоразумие;
e. Агрессивность.
17. Критерием общественного прогресса является:
a. Уровень развития науки и техники;
b. Темпы развития общественного производства;
c. Степень предоставляемой обществом свободы для творческой самореализации;
d. Уровень культуры общества;
e. Объективного критерия прогресса общества не существует.
|
|
Функция философии, вырабатывающая общее абстрактно – теоретическое видение
мира:
a. аксиологическая
b. критическая
c. мировоззренческая
d. прогностическая
e. методологическая
19. Форма бытия материи, выражающая длительность, смену состояний:
a. качество
b. время
c. количество
d. пространство
e. движение
Движение, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее
совершенного к более совершенному: _прогресс___________________.
Специфика и своеобразие древнеиндийской и древнекитайской философии.
Древнеиндийская философия.
Возникновение философии в Др. Индии относится примерно к середине I тысячелетия до н.э., когда на территории современной Индии стали формироваться государства. Древнеиндийское общество делилось на варны: 1)жреческая варна (брахманы); 2)варна военной аристократии (кшатрии); 3)варна земледельцев, ремесленников, торговцев (вайшьи); 4)низшая варна (шудры). Древнейший памятник индийской литературы - Веды. В них выражено весьма древнее религиозной мировоззрение. Веды состоят из 4 частей: сборник религиозных гимнов, сборник ритуальных текстов, правила поведения для отшельников, философская часть (Упанишады). Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определенных систем, или школ, и деление их на две большие группы: ортодоксальные (признающие авторитет Вед: веданта, миманса, йога и др.) и неортодоксальные (джайнизм, буддизм, локаята).
|
|
Джайнизм в своей главной части - учение, указывающее путь “освобождения” души от ее подчинения страстям. Цель - “святость”, особый образ поведения, при помощи которого достигается указанное освобождение. Буддизм возник в VI-V вв до н.э. как учение, враждебное древней религии брахманизма. Учения буддизма основываются на легенде об основателе религии Будде и распространялись среди городских низов. Буддизм выдвигает следующие краеугольные положения: 1)жизнь исполнена страданий; 2)существует причина возникновения страданий; 3)имеется возможность прекращения страданий в настоящей жизни (нирвана). Цель познания - освобождение человека от страданий. Локаята - древнейшее материалистическое философское учение в Индии, отрицало существование какого-либо другого мира, кроме материального. Все вещи природы состоят из воздуха, огня, воды и земли.Индуизм возник только в течение последнего тысячелетия в Западной Индии. Его основой является кастовый строй. Главные боги - Вишну и Шива.
|
|
Древнекитайская философия.
В Др. Китае в VIII-VI вв до н.э., в период формирования и развития рабовладельческого общества вырисовывались две тенденции в идеологии: консервативная и прогрессивная, мистическая и атеистическая. В ходе борьбы этих двух тенденций все шире распространялись наивноматериалистические идеи о пяти первоэлементах вещей (металле, дереве, воде, огне, земле), о противоположных началах (инь и ян), о естественном пути (дао) и др. Однако формирование философских течений относится к VI-V вв до н.э.
В истории древнекитайской идеологии важное место занимает этико-политическое учение конфуцианства, основоположником которого был Конфуций (551-479 до н.э.). В центре философии К. - проблемы воспитания. “Все люди близки друг другу по своей природе, а расходятся между собой в ходе воспитания”. Небо - верховное божество. “Жизнь людей зависит от судьбы, а богатство и знатность происходят от неба”. Видным последователем Конфуция былМэн-цзы. Согласно его учению, человеческая жизнь подчинена “небесной воле”, которую выражает и исполняет мудрый государь - “сын неба”. Человеку от рождения присущи 4 качества: чувство сострадания, чувство стыда, скромность и умение различать истину от лжи.
Против конфуцианской школы выступил Мо-цзы. Утверждал, что предопределенной судьбы нет, она зависит от того, как человек будет осуществлять в жизни принципы всеобщей любви, выражающей “небесную волю”.
Даосизм- учение Лао-цзы о дао - пути вещей. Основная идея - жизнь природы и людей не управляется “волей неба”, а протекает по определенному естественному пути - дао. Основа мира - дао и
субстанция ци (воздух, эфир). В мире все находится в движении и изменении, в результате чего все вещи необходимо переходят в свою противоположность. Призывал людей отказаться от излишеств и вернуться к первообщинной жизни.
Неоконфуцианство - идеалистическая школа китайской философии, сложившаяся в основном в период Сун (10-13 века). Значительное место занимают вопросы онтологии, натурфилософии, космогонии. Утверждалась незыблемость социальных порядков. Занимало господствующее положение в философской и общественно-политической мысли Китая до начала 20 века.
Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 609; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!