Сущность и основные принципы гносеологического скептицизма Д.Юма.



I.

Юм ставит задачу учредить новую науку — науку о человеческой природе (человеческом духе) и подвести ее как фундамент под все человеческое познание. Юм начинает с констатации факта, что человеческий ум имеет восприятия. Они делятся на два рода: впечатления и идеи. Идеи — это слабые образы в мышлении и рассуждении. Впечатления и идеи делятся на простые и сложные. Простые — те, которые не допускают в себе разделения, сложные имеют различные части. Простые идеи — это копии (образы) простых впечатлений. Но впечатления (как простые, так и сложные) делятся еще на два рода: впечатления ощущения и впечатления рефлексии. Впечатления рефлексии самым явным образом происходят от наших идей. Таким образом, весь состав человеческого духа Юм замыкает на один источник — на ощущения.

Юм обращает внимание на то, что: 1) априори (до и без опыта) перейти от причины к действию нельзя, т. к. действие всегда отличается от причины; 2) ни опыт, ни рассуждения не устанавливают связь между чувственными качествами и скрытыми силами, например, между внешним видом пищи и ее полезностью. Однако и здесь ум всегда делает шаг вперед, мгновенно заключая по внешнему виду о достоинствах пищи. Итак, никакой опыт ничего не говорит ни о будущем, ни о скрытых силах. Почему же ум переходит к ним? Юм считает, что ответ здесь только один: в основе этой операции лежит привычка, выработанная многократным повторением следующих друг за другом событий. Т.о., причинно-следственное отношение одно могло бы вывести ум за его собственные пределы, но, согласно сути причинности, это случиться не может. Это и есть юмовский скептицизм — теоретический вывод, что человек не может знать никакой действительности, кроме собственных состояний.

Предельное завершение скептицизм Юма получает в истолковании им проблемы субстанции и тождества человеческой личности. Юм спрашивает: какие ощущения доставляют нам идею субстанции? И отвечает: таких впечатлений найти нельзя. А значит, у нас нет и идеи субстанции. Однако если нет никакой субстанции, то как объяснить тождество нашего духа? Дух человека воспринимается как целое, объясняет Юм, потому что он есть огромная ассоциация идей.

Противоположность диалектического и метафизического методов мышления.

МЕТАФИЗИКА - наука о сверхчувственных принципах и началах бытия.

Употребляется и как вполне современный синоним "философии". Термин ввел

Андроник РОДОССКИЙ - систематизатор сочинений Аристотеля. В Античности и

Средние века метафизика прежде всего рассматривала вопросы бытия. Как

самостоятельный метод метафизика появляется у Платона. Это тип знания,

восходящий от эмпирической реальности к бестелесным сущностям (идеям).

Аристотель в своей классификации наук первое место отводит науке о бытии и

причинах всего сущего. Метафизика - самая ценная из наук. По Аристотелю

метафизика не средство, а цель жизни, источник наслаждения.

 

Метафизика, как метод мышления обнаружила себя в основном в философии европейского средневековья, ассоциируясь в трудах Августина Блаженного, Фомы Аквинского и других мыслителей с идеями неизменности, статичности сотворенного Богом мира. Источником несущественных изменений провозглашался Творец.

 В Средние века метафизика рассматривалась как высшая форма рационального познания бытия, подчиненная сверхразумному знанию, данному в откровении.

Средневековая метафизика дала детальную трактовку таких проблем, как

отношение свободы и необходимости, природы общих понятий. В эпоху

Возрождения господствует пантеистическая натурфилософия, а метафизика

практически не развивается. В Новое время метафизика выходит из границ,

очерченных теологией и делает объектом своего исследования природу,

испытывая большое влияние естествознания.

Метафизические вопросы Что есть причина причин? Каковы истоки истоков? Каковы начала начал? Что есть «непосредственное», «наличное»? Где — буквально или понятийно-топологически — эти начала располагаются? …

Диалектика (греч. веду беседу, рассуждаю) - наука о наиболее общих законах развития природы, об-ва и мышления. Научному пониманию Д. предшествовала долгая история, и само понятие Д. возникло в ходе переработки и Даже преодоления первоначального смысла термина. Уже античная философия о большой силой подчеркнула изменчивость всего существующего, поняла действительность как процесс, осветила роль, какую в этом процессе играет переход всякого свойства в противоположное (Гераклит, отчасти милетские материалисты, пифагорейцы), к подобным исследованиям еще не применялся термин «Д.». Первоначально этим термином обозначались:

Классический диалектический метод мышления, предполагает такие важные принципы, как объективность, всесторонность рассмотрения явлений в их постоянном развитии, учет универсальных взаимосвязей, взаимообусловленностей. В ее арсенале немало методологически важных законов и категорий, в которых отражаются существенные свойства явлений мира и бытия человека.

1) способность-вести спор посредством вопреевв и ответов;

2) искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды.

Среди способов понимания диалектики развития – законов, категорий, принципов – основополагающими являются законы диалектики. Закон – это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей. Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они: охватывают все сферы окружающей действительности; раскрывают глубинные основы движения и развития – их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового. Выделяются три базовых закона диалектики: единства и борьбы противоположностей; переход количества в качество; отрицания отрицания;

 

 


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 549; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!