Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Дисциплина «Философия» (письменный годовой экзамен)
Билет № 5
Античный мыслитель, признавший первичность мира идей по отношению к
реальному бытию вещей:
a. Платон
b. Аристотель
c. Сократ
d. Демокрит
e. Гераклит
2. Число в качестве первоосновы мира выступает в учении:
a. Пифагора
b. Фалеса
c. Сократа
d. Аристотеля
e. Анаксимандра
3. Платоновское "кажущееся бытие" означает:
a. Идеи
b. Атомы
c. Космос
d. Мировую душу
e. Чувственно воспринимаемые вещи
4. «Майевтика» является методом познания:
a. Сократа
b. Пифагора
c. Платона
d. Аристотель
e. Эпикура
5. Вера противопоставлялась в средневековье …
a. Желанию
b. Разуму
c. Чувству
d. Эмоциям
e. Умению
6. Теоцентризм – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о главенстве …
a. Человека
b. Природы
c. Космоса
d. Науки
e. Бога
7. Основой агностицизма Юма является: … скептицизм
8. Самый совершенный путь познания, по мнению Ф. Бэкона:
a. «Путь паука»
b. «Путь пчелы»
c. «Путь муравья»
d. Божественный путь
e. Путь самопознания
9. Создатель и систематизатор диалектики как философского метода:
a. Гегель
b. Декарт
c. Локк
d. Спиноза
e. Кант
10. Априорными формами Кант называл:
a. Врожденные идеи,
b. продукты разума,
c. доопытные знания,
d. чувственные восприятия.
11. Способ существования материи:
a. Движение.
b. Пространство.
c. Время.
d. Взаимообусловленность.
|
|
e. Причинность.
12. Классификацию основных форм движения произвел:
a. Бэкон.
b. Декарт.
c. Лейбниц.
d. Фейербах.
e. Энгельс.
13. К рациональному познанию относятся:
a. Понятие;
b. восприятие;
c. суждение;
d. умозаключение;
e. Представление.
14. Недостаток сенсуализма и рационализма состоит в:
a. метафизичности.
b. диалектичности.
c. односторонности;
d. неадекватности отражения;
15. Язык является:
a. Самостоятельным по отношению к мысли;
b. Определяющим мысль и ее содержание;
c. формой выражения идеального.
16. Гилозоизм – это…
a. Признание человеческого сознания,
b. наделение всей природы сознанием,
c. признание одухотворенности живой природы.
17. Автор книги «Третья волна», посвященной типологии истории и сущности информационно-компьютерной революции:
a. Белл;
b. Арон;
c. Дж. Гэбрейт;
d. Масуда;
e. Тоффлер.
18. Целостное представление о предметах и явлениях в процессе познания формирует:
a. мироощущение
b. мировосприятие
c. миропонимание
d. моральные установки
e. религиозные позиции
19. Идеалистическое направление, признающее бога в качестве создателя природы, но не вмешивающегося в дальнейшем в бытие созданного:
a. пантеизм
b. деизм
|
|
c. дуализм
d. атеизм
e. монотеизм
20. Атрибутами материи считаются:
a. вкус
b. пространство
c. цвет
d. форма
e. время
Проблемные вопросы
Человек и общество в философии Просвещения.
С одной стороны, человек предстает, как отдельный индивид, действующий в соответствии со своими частными интересами. С другой стороны, философы предлагают вместо них новую - юридическую всеобщность, перед лицом которой все индивиды равны. Во имя этой новой всеобщности просветители требуют освобождения от конфессиональных, национальных и сословных границ. Носителем разумного и правового начала является не отдельный индивид, а именно "человек вообще", идеальный представитель рода, впоследствии получивший у Канта имя "трансцендентального субъекта".
Т. Гоббс («Левиафан») делит философию государства на две части: этику (учение о человеке) и политику (учение о гражданине). Человека от животных отличает ум и жизнь в государстве. До возникновения государства, в «естественном состоянии» люди и жили в одиночку. Поэтому здесь не было нравственных норм, у всех были равные права на все. При равенстве прав все одинаково претендовали на источники существования, и поэтому возникает «война всех против всех». У людей возникает страх смерти, и тогда они решают отказаться от части своих естественных прав ради мира и передать их отдельному лицу или собранию лиц. Так возникает государство. Его власть является абсолютной, а повиновение граждан должно быть безусловным. Выделяются три формы правления: монархия, республика (представители всех сословий), аристократия (одного сословия). Наилучшей формой государства, по мнению философа, является монархия, ибо только она способна устранить все беспорядки в обществе. Правитель-монарх обязан постоянно заботиться о духовном и материальном возвышении поданных, о развитии экономики, поднятии уровня морали.
|
|
Спиноза считает, что для общества нужно государство. Оно ограничивает агрессию людей, еще не способных руководствоваться разумом, и создает условия для просвещения всех. Поскольку люди станут жить под руководством разума, они будут делать лишь то, что хорошо для человеческой природы в целом. Таким образом, они будут подниматься к благоденствию каждого и всех.
Локк разработал принципы естественного права. К неотчуждаемым правам человека принадлежат три основных права: на жизнь, свободу и собственность. Локк убежден в том, что собственность каждого человека есть результат его труда. Правовое равенство индивидов является необходимым следствием принятия трех неотчуждаемых прав. Правопорядок должен обеспечить возможность получения выгоды каждым, с тем, чтобы при этом соблюдались также свобода и частный интерес всех остальных.
|
|
Учение Д. Локка о природе общества и государства разработана в контексте теории происхождения государства и власти. Государство возникает из естественного состояния по договору людей. В естественном состоянии люди абсолютно равны и свободны. Поэтому законом природы является требование, чтобы ни один не наносил ущерба жизни другого. Отсюда для каждого равные права на два вида власти: делать все необходимое для сохранения себя и других, наказывать за преступление против этого закона. В естественном состоянии в одиночку выполнять свои обязанности и реализовывать власть трудно. И люди объединяются в общество. Это значит, что все решаются подчиняться воле большинства. Эту волю представляет законодательная власть, которая должна быть высшей в обществе. Законодательная власть назначает исполнительную власть и беспристрастных судей. Все ветви власти подчиняются законам. Цель правительства – защита естественных прав гражданина. Народ имеет право сменить правительство => конституционная парламентская монархия.
Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 566; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!