Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»



Дисциплина «Философия» (письменный годовой экзамен)

Билет № 2

1. Аристотель первичным называл:


a. Атомы

b. Первоматерию

c. Человека 

d. Идеи

e. Бога


2. Основы формальной логики разработал:


a. Аристотель

b. Фалес.

c. Гераклит.

d. Платон

e. Сократ


3. Древнегреческий философ, доказывающий в своих апориях противоречие между разумом и чувствами: … Зенон

4. Парменид «истинное бытие» характеризует понятиями:


a. Неподвижность

b. Неизменность

c. Вечность

d. Движение

e. Становление


5. Философия в Средние века занимала подчиненное положение по отношению к …


a. Богословию

b. Науке

c. Эстетике

d. Этике

e. Психологии


6. Термин “Возрождение” означает восстановление интереса к …


a. Язычеству

b. Первобытности

c. Античности

d. Средневековью

e. Христианству


7. Тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр и высшая сила мироздания: Антропоцентризм

8. Спиноза, в качестве субстанции, основы мироздания признавал:


a. Апейрон

b. Атом

c. Материю

d. Природу

e. Электрон


9. Человеческое сознание есть «чистая доска», которая заполняется благодаря опыту, - считал:


a. Локк

b. Юм

c. Гоббс

d. Декарт

e. Беркли


10. Исходный пункт философии Гегеля:


a. Абсолютная идея

b. Материя

c. "Вещь в себе"

 

d. Сознание субъекта

e. Бог


 

11. Понятия «бытие» и «существование»:

a. Тождественны.

b. По объему «существование» шире.

c.  По объему «бытие» шире

d. «Бытие» философская категория, а «существование» - обыденное.

12. Мысленное и реальное расчленение объекта на элементы: анализ.

13. Понятия, относящиеся к диалектическому закону единства количественных и качественных изменений:


a. число;

b. скачок;

c. отрицание

 

 

d. пространство;

e. мера.


14. Понятия относящиеся к закону отрицания отрицания:


a. качество;

b. анализ;

c. индукция;

d. синтез;

e. преемственность.


15. Типы познания:


a. Научное;

b. обыденное (знание "здравого смысла");

 

c. художественное;

d. эмоциональное;

e. Детское.


16. Источником нашего сознания для материалиста выступает…


a. Объективный мир,

b. ощущения субъекта,

c. разум человека,

d. бог.


17. Носителем человеческого сознания для материалиста является:


a. мозг,

b. бог,

c. душа,

d. априорные формы.


18. Признаки, присущие философскому мировоззрению:


a. Системность

b. Наглядность

c. Абстрактность

d. Эмпирическая обоснованность

e. Максимальная общность


19. Историческая форма идеализма, провозглашающая независимость идеального начала от материи и от сознания человека:


a. объективный

b. последовательный

c. диалектический 

d. критический

e. субъективный


           20. Философское направление, признающее сознание (дух) первичным, а материю –

           вторичной: идеализм

Проблемные вопросы

 

1. Сравнительный анализ философских взглядов Платона и Аристотеля.

 

По Платону есть четкое разграничение между реальностью и видимостью. Видимое- окружающий мир. Реально существует «мир идей». Видимый мир- это несовершенные копии «мира идей». Философия- это постижение «мира идей». Пример, пещера, люди прикованы к скале, перед ними стена, позади огонь, они видят лишь тени, считая их реальностью, но если один человек выйдет из пещеры и увидит реальные вещи и придет обратно в пещеру , чтобы открыть людям истину, его вряд ли поймут. Поэтому «мир идей»- первичен, мир вещей производен от мира идей. Концепция –Объективный реализм.

Платон считал, что без математики нельзя достичь подлинной мудрости. По Платону душа бессмертна и она может вспоминать то время, когда она была в мире идей и куда она может вернуться после смерти, если душа истинного философа. Нечистая душа , которая любила тело, превратиться в приведение. Человек, который был добродетельным, но не был философом превратиться в пчелу, осу муравья. Душа, по Платону, - бессмертная сущность, в ней различаются три части: разумная, обращенная к идеям; пылкая, аффективно-волевая; чувственная, движимая страстями, или вожделяющая.

Платон характеризовал идеальное государство, как общество деленное на 3 класса: философов-правителей, воинов-защитников и производителей (ремесленников и земледельцев). Государство, по Платону, может считаться справедливым лишь в том случае, если каждое из трех его сословий выполняет в нем свое дело и не вмешивается в дела других. Он разделял власть на правильную (демократия, аристократия, монархия) и неправильную (олигархия, терания). У философов и войнов не должно быть семей, так как это отвлекает их от дел.

Аристотель же говорит, что материя это реальность, материя-возможность, которая благодаря форме становится действительностью.

 Говорит о 3 видах души: (1) растительная (ведает органами роста, питания и размножения); (2) животная (обладает способностью желания: стремление к приятному и избегание неприятного); (3) разумная душа (обладает только человек).

Она познает и думает. Разум независим от тела: он бессмертен, вечен и неизменен, поэтому способен к постижению вечного бытия. Разум не имеет материальной точки.

Аристотель решает вопрос, чем человек отличается от животного. Он способен к интеллектуальной жизни, а эта жизнь позволяет ему вести нравственную жизнь.

Этические добродетели — это середина между двумя пороками. Мужество между отчаянностью и трусостью. Самообладание между распущенностью и бесчувственной тупостью. Дружба между себялюбием и самоотречением.

Общество должно придерживаться середины между излишеством и недостатками.

 

Аристотель утверждал, что добродетельной жизнью является «счастливая жизнь». В главной своей работе по этике, «Никомаховой этике», он определил счастье как «деятельность души в соответствии с высшей добродетелью».

Аристотель, утверждая, что «добродетельная человеческая жизнь – это счастливая жизнь», доводит эту мысль до ригоризма: «люди должны так жить, чтобы быть счастливыми». Следовательно, опять мы подошли к вопросу, как конкретно нужно жить, чему следовать, чтобы достичь счастья. Для этого, считает Аристотель, необходимо, чтобы человеческая деятельность в течение всей жизни была сообразной с совершеннейшими добродетелями.

Добродетель, по Аристотелю, есть не врождённое, а приобретённое качество души благодаря учению и труду. Аристотель подверг анализу каждую из добродетелей, противопоставляя их порокам. Учение Аристотеля о добродетелях связано с правилом «золотой середины». Добродетель – это середина двух пороков. Так, давая определение мужеству, он утверждал, что эта добродетель является серединой двух крайностей: трусости и безумной отваги. При этом трусость – это недостаток мужества, а безумная отвага – его избыток. Так как мужество является этической добродетелью, то приобрести её можно в деятельности.

          Аристотель тоже разделяет власть на правильную (монархия, аристократия, полития) и неправильную( демократия, тирания и олигархия). У Аристотеля цель государства- служение на благо обществу. Должны править не философы, а законы, т.к. он за справедливость. Рабство, по Аристотелю, необходимо, чтобы высвободить граждан государства от выполнения физического труда.

 

2. Роль гипотезы в становлении научного знания.

Познание начинается с научной проблемы – осознанием противоречий, возникших между старой теорией и новыми научными фактами, которые не удается объяснить с помощью старых теоретических знаний. Важнейшую роль в разрешении научной проблемы играет гипотеза. Гипотеза – это идея, содержащая обоснованное предположение о существовании закона, который объясняет сущность новых фактов. Она формируется учеными с целью предположительного объяснения научных фактов, приведших к созданию научной проблемы. Следующим шагом является обоснование истинности гипотезы. Чем большее число ее следствий подтверждается на практике, тем меньше вероятность того, что это следствия другой гипотезы. Гипотеза, всестороннее проверенная и утвержденная практикой, становится теорией.

Начальная ступень научного познавательного цикла - постановка проблемы, которую можно определить как знание о незнании, знание со знаком вопроса. В постановке проблемы необходимо, во-первых, осознание некоторой ситуации как задачи; во-вторых, четкое понимание смысла проблемы, ее формулирование с разграничением известного и неизвестного.

Второе звено цикла - выработка гипотезы (или ряда гипотез) с целью решения проблемы. Гипотеза - научно обоснованное предположение, исходящее из фактов, умозаключение, имеющее своим назначением решить научную проблему и носящее вероятностный характер. Не вдаваясь в подробности, укажем на признаки плодотворности гипотезы. Прежде всего качество гипотезы определяется мерой ее способности охватить как исследуемый круг явлений, так и другие, в том числе и вновь открываемые явления. Сила гипотезы измеряется и тем, насколько она способна предсказывать новые факты. Наконец, гипотеза должна отвечать требованию принципиальной проверимости, верифицируемости.

Приобретение гипотезой статуса достоверного знания, статуса теории предполагает ее подтверждение, доказательство, осуществляемое различными способами, прежде всего практикой, экспериментом.

Теория в отличие от гипотезы представляет собой уже не вероятное, а достоверное знание.

Проблема (от греч. problema - задача), в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке - противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для её разрешения. Важной предпосылкой успешного решения П. служит её правильная постановка. Неверно поставленная П. или псевдопроблема уводят в сторону от разрешения подлинных П.

Гипотеза, греч., в эмпирической науке предположение с целью объяснить посредством его ряд явлений, без такого общего предположения необъяснимых. Г. является весьма важным необходимым орудием для исследования явлений природы, так как зачастую наводит на новые открытия; но в то же время, будучи знанием только более или менее вероятным, а не достоверным, она требует проверки по наблюдениям действительности. Г., поверенная на большом числе фактов, называется теорией.

Цель теоретического исследования заключается в установлении законов и принципов, которые позволяют систематизировать, объяснять и предсказывать факты, установленные в ходе эмпирического исследования. В истории методологии был период, когда некоторые ученые и философы считали, что основным методом теоретического исследования является индуктивный метод, позволяющий логически выводить общие законы и принципы из фактов и эмпирических обобщений. Но уже в конце 19в. стало ясно, что такого метода построить нельзя. Однозначного дискурсивного пути, ведущего от знаний о фактах к знаниям о законах, не существует. Это по-своему констатировал А. Эйнштейн. Провозгласив, что высшим долгом физиков является установление общих законов, он добавляет, что «к этим законам ведет не логический путь, а только основанная на проникновении в суть опыта интуиция». Но то, что Эйнштейн называет «основанной на проникновении в суть опыта интуицией», на самом деле является сложным познавательным приемом, именуемым методом гипотезы, в рамках которого и проявляется интуиция исследователя. Иногда метод гипотезы называют еще гипотетико-дедуктивным методом, имея в виду тот факт, что выдвижение гипотезы всегда сопровождается дедуктивным выведением из него эмпирически проверяемых следствий. При установлении степени эмпирической подтверждаемости гипотезы используются элементы индуктивной логики. Индукция используется и на стадии выдвижения догадки. Существенное место при выдвижении гипотезы имеет умозаключение по аналогии. Как уже отмечалось, на стадии развития теоретической гипотезы может использоваться и мысленный эксперимент. Что касается интуиции, то она вкраплена во все стадии метода гипотезы, начиная от анализа фактов, подлежащих объяснению, до принятия научным сообществом хорошо обоснованной гипотезы в качестве закона или теории. Именно интуитивное озарение может позволить ученому выделить из совокупности фактов главные, ведущие к выдвижению гениальной догадки.

В методологии термин «гипотеза» используется в двух смыслах: как форма существования знания, характеризующаяся проблематичностью, недостоверностью, и как метод формирования и обоснования объяснительных предложений, ведущий к установлению законов, принципов, теорий. Здесь необходимо отметить, что гипотеза – это форма первоначального знания, именно с нее начинается знание ложное или верное. Серия сменяющих друг друга во времени гипотез – есть развитие мысли, развитие знания.

Таким образом, рост научного знания состоит в выдвижении смелых гипотез и осуществлении их опровержений, в результате чего и решаются научные проблемы.


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 564; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!