Зав. кафедрой                                                                                       Чумаков А.Н.



Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Дисциплина «Философия» (письменный годовой экзамен)

Билет № 1

1. Первая попытка объяснить мир в не-мифологических образах предпринята в эпоху:


a. средневековья

b. ренессанса

c. античности

d. марксизма

e. Нового времени


2. Человека как «общественное животное» определил:


a. Аристотель

b. Гераклит

c. Демокрит

d. Сократ

e. Платон


3. Ядром теории познания учение о припоминании признавал:


a. Сократ

b. Демокрит

c. Гераклит

d. Платон

e. Аристотель


4. Философские позиции Элейской школы выражают суждения:


a. Движение невозможно

b. Рациональное познание есть истинное познание

c. Вся Вселенная есть различное сочетание атомов

d. Для движения атомов необходимо существование пустоты

e. Основой мироздания является «апейрон».


5. Средневековый философ, создавший учение о гармонии веры и разума, гармонии истин откровения и истин науки:


a. Абеляр

b. Фома Аквинский

c. Роджер Бэкон

d. Дунс Скотт

e. Августин


6. Тип мировоззрения, характерный для эпохи Возрождения, в основе которого лежит признание ценности человека как личности … Гуманизм

7. Умонастроение, преобладавшее в эпоху Возрождения …


a. Гуманизм

b. Реализм

c. Идеализм

d. Материализм

e. Романтизм


8. Родоначальником европейского рационализма является:


a. Декарт

b. Бэкон

c. Гоббс

d. Локк

e. Спиноза


9. Родоначальником европейского эмпиризма является:


a. Спиноза

b. Декарт

c. Гоббс

d. Локк

e. Бэкон


10. Категории, относящиеся к философской системе Канта:


a. Вещь в себе

b.  Априорные формы

c. Категорический императив

d. Субстанция и модусы.

e.   Интеллектуальная интуиция


11. Система приемов, способов научного и практического исследования действительности: методология

12. По общепринятому определению диалектика, это:


a. учения о законах дискуссии;


b. учение о логических противоречиях;

c. учение об общих законах природы, общества и мышления;


d. учение о законах движения в природе;

e. учение о развитии материального и идеального бытия.


13. Исторические формы диалектики:


a. стихийная диалектика античности;

b. диалектика неопозитивизма;

c. идеалистическая диалектика;

d. антропологическая диалектика;

e. диалектика К. Маркса.


14. Сознание – это …


a. Формаотражения.

b. Субъективный образ объективного мира.

c. Свойство высокоорганизованной материи отражать объективный мир.

d.  Процесс познания


 

15. По своей сущности сознание:


a. материально,

b. трансцендентально,

c. биологично.

d. идеально


Проблемы, относящиеся к глобальным: (выбрать неправильный ответ)

a. Предотвращение войн, в первую очередь термоядерной;

b. Гармонизация отношений общества и биосферы;

c. Строительство тоннеля под Ла-Маншем;

d. Рациональное воспроизводство населения планеты;

e. Обеспечение человечества ресурсами для выживания и прогресса.

17. Мыслитель-гуманист во второй половине ХХ в., создавший Римский клуб:


a. Дж. Форрестер;

b. Печчеи;

c. Пестель;

d. Д. Сахаров;

e. Нэсбитт.


18. Формы рационального познания:


a. суждение

b. понятие

c. умозаключение

d. представление

e. восприятие


19. Крайняя форма субъективного идеализма, признающая тезис: «Существую только Я и мои ощущения»:


a. рационализм

b. солипсизм

c. эмпиризм

d. скептицизм

e. агностицизм

 

20. Совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека: мировоззрение.

 

Проблемные вопросы

 

1.Особенности материалистической философии Фейербаха.

Общее понятие философии Л. Фейербаха, ее значение.Философия Людвига Фейербаха (1804 – 1872) считается завершающим этапом немецкой классической философии, видными представителями которой были Кант, Гегель, Шеллинг и Фихте, и началом материалистической эпохи в немецкой и мировой философии.Главное направление философии Фейербаха – критика немецкого классического идеализма и обоснование материализма.Материализм как направление философии возник задолго до Фейербаха ,однако указанные материалистические философские школы были, главным образом, внутренним национальным явлением своего времени и отличались непоследовательностью и противоречиями, находились под сильным влиянием теологии, искали компромисс между материалистическими идеями и существованием Бога.Философия Людвига Фейербаха стала первым случаем глубоко последовательного материализма, основными чертами которого были:полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от многовекового религиозного влияния;попытка объяснить Бога и религию с материалистической точки зрения, исходя из человеческой природы; материалистическое, с учетом новейших достижений науки объяснение проблем окружающего мира и человека;большой интерес к социально-политическим вопросам;убеждение в познаваемости окружающего мира.Философия Фейербаха стала водоразделом между немецкой классической философией и немецким материализмом XIX в., предтечей марксизма. Сформировавшаяся под большим влиянием философии Фейербаха марксистская философия вышла за национальные рамки Германии и стала общемировой философией, особенно популярной в середине и конце XIX – первой половине ХХ вв. В ряде стран, пошедших по коммунистическому пути развития материалистическая философия стала официальной и общеобязательной.3. Антропология Фейербаха.В противовес объективному идеализму Гегеля Фейербах выдвинул теорию антропологического материализма. Суть этой теории в том, что:единственно существующими реальностями являются природа и человек.человек является частью природы;человек есть единство материального и духовного;человек должен стать главным интересом философии;идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека;Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует; Бог – плод воображения человека;природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожима;все, что нас окружает (предметы, явления), - различные проявления матери

Бог, по Фейербаху, - это объективированная, т.е. вынесенная вовне абстракция, существующая лишь в головах людей. Подлинный творец Бога - человек попадает в зависимость от Бога. Чем больше атрибутов приписывается Богу, тем беднее становится человек, т.к. все эти атрибуты он отнимает у себя. Возродить у человека чувство самоутверждения и достоинства можно только на основе материалистического мировоззрения.
Фейербах предпочитал в своей философии не использовать термины "материализм" и "материя" из-за сложившегося отрицательного к ним отношения в общественном сознании и широко использовал термин "природа". Природа, по Фейербаху, существует вечно, она не зависит ни от Бога, ни от какой-либо философии.
Материализм Фейербаха носит антропологический характер. По его мнению, в центре философии должен находиться человек как высшее существо природы. Субъект в системе Фейербаха - это реальный, целостный человек в единстве его телесных и духовных качеств. "Я" у Фейербаха - это не просто духовное и мыслящее начало, а человек, обладающий телом и думающий, реальное существо со всеми пространственно-временными характеристиками, которое только в качестве такового обладает способностью созерцать и мыслить.
Важнейшей характеристикой субъекта является чувственность -синтетическая, обобщающая характеристика антропологических свойств природы человека, его телесности, разума, воли, сердца. Она опосредована общением с другим человеком.

 

2. Мировоззрение и его исторические типы.

 

Мировоззрение –это система взглядов на мир и место человека в нем. Значение мировоззрения в жизни человека обусловлено его разумностью, тем,что его взаимодействие с окружающим миром опосредуется сознанием.Необходимость ориентироваться в меняющейся социальной и природной среде порождает у каждого человека потребность в обобщенной системе взглядов на мир, на свое место в нем, на смысл и цель жизни.
Мировоззрение как единство миропонимания и мироощущения обладает присущими ему основными структурообразующими элементами. К их числу относятся, прежде всего, ответы на глубинные вопросы бытия – о возникновении мира и человека; явлений природы и различных человеческих общностей; о природе сил, управляющих этим миром,включая самого человека; о месте, предназначении человека в этом мире.
Мировоззрение носит исторический характер, оно меняется в зависимости от изменений условий и образа жизни, накопления знаний и умений, характера социальных связей между людьми. Связи и контакты между социальными общностями и личностями обусловливают взаимное влияние различных мировоззрений. Наиболее общими типами мировоззрений можно считать мифологическое, религиозное и философское.
Исторически первым типом мировоззрения явилось мифологическое, возникшее на заре человеческой истории. Мифология, как особый способ понимания мира, была присуща всем народам на ранней стадии общественного развития, воплощая в себе особенности становящегося, формирующегося человеческого сознания того человечества, которое еще сохраняло ощущение своей теснейшей связи с природным миром. Миф выступал как способ отражения мира в сознании человека, характеризующийся чувственно-образными представлениями об окружающем мире. В этом смысле он включал в себя совокупность сведений, преданий, норм,табу, обрядов, верований, в которых делались попытки дать ответ на происхождение и устройство мира, происхождение человека и его рода(племени). Миф регламентировал поведение членов рода, обеспечивал гармонию в отношениях между миром и человеком, природой и обществом, регулировал взаимоотношения между родами и племенами,объяснял различные явления природной и социальной жизни – дождь,снег, мороз, войну, семью и т.д. Миф всегда чрезвычайно практичен,насущен, эмоционален, и даже такое наивное (с позиций нашего времени) восприятие мира, выраженное в сказаниях, эмоциях, образах,метафорах, формировало мироощущение человека. Оно характеризовалось не только наивностью, но и антропоморфизмом – уподоблением природных явлений человеку, гилозоизмом – оживлением всего,анимизмом – одушевлением неживого и другими специфическими характеристиками. Таким образом, самые первые представления о мире существовали как мироощущение, формируемое мифом. Но в то же время эти представления, знания о мире не были однородными. С одной стороны, миф включал фантазии, а с другой – эмпирические знания,обобщения многолетних наблюдений, здравый смысл. И хотя каждое племя, народ, социальная общность в своем мировоззрении отражали мир своего обитания, свой образ жизни, между различными видами мифологического мировоззрения имелось и много общего в решении главных мировоззренческих вопросов.
Постепенно в каждом племени стали выделяться профессиональные хранители мифов, первоначально старейшины, затем – шаманы, колдуны,жрецы, дифференцировались и сами мифы, среди которых начали выделяться те, что связывались с культовыми действиями.Формировался новый тип мировоззрения - религиозное, которое стало повсеместно господствующим и в настоящее время остается наиболее распространенным типом мировоззрения в мире.
Религиозное мировоззрение – это широкое обобщающее понятие для значительного числа различных систем миропонимания и мироотношения, исторически существовавших в рамках многочисленных религий. С появлением религиозного мировоззрения совпадает и появление особой группы людей, выступавших в роли систематизаторов, хранителей религиозных идей и традиций.Религиозное мировоззрение демонстрирует взаимодействие двух мировоззренческих уровней – обыденного и теоретического. Условием прочности, распространенности того или иного мировоззрения является то, насколько оно отвечает образу повседневной жизни людей, их культуре, уровню знаний, их потребностям.
В содержании различных мировоззрений имеется ряд повторяющихся фундаментальных идей: творение мира Богом (креационизм),предопределение Богом происходящих в мире событий(провиденциализм), целесообразности мирового устройства(телеология), души как особой сущности в человеке, связи человека и Бога, воскресения и посмертного существования и др.
Философия - самая древняя область знания. Возникла одновременно в Индии, Китае и Греции в 6 веке до н.э.
Философия - "любовь к мудрости" (фило - "люблю", софия -"мудрость"). Философия вырабатывает обобщенную систему знаний о мире в целом и основах бытия.

Философия относится к рационально-теоретическому уровню мировоззрения. Философию необходимо отличать от здравого смысла.Если жизненно-практический уровень может формироваться стихийно под влиянием традиций, обычаев, индивидуального жизненного опыта человека, то рационально-теоретический создается сознательно.Философия центрирована на человеке, ее интересует отношение человека и мира, человека и человека.
Философское мировоззрение возникает в6 веке до н.э., противостоит мифологическому мировоззрению. Именно в это время сформировался основной категориальный аппарат, которым оперирует философия.
В центре внимания философии находятся три ключевых элемента:природа, общественная жизнь, человек.
Философское мировоззрение характеризуют две основные черты:системность и теоретический характер системы философских взглядов.
Вопрос соотношения материи и сознания - основной вопрос философии.
Две стороны этого вопроса: 1. Что первично - материя или сознание?2. Познаваем ли мир?
Разное отношение к первой стороне этого вопроса делит философов на материалистов и идеалистов, ко второй стороне вопроса - на гностиков и агностиков (последние отрицают возможность познания действительности).
Материализм есть философское воззрение, признающее субстанцией, сущностной основой бытия материю.
Идеализм есть философское мировоззрение, согласно которому истинное бытие принадлежит не материи, а духовному началу – разуму, воле.

Зав. кафедрой                                                                                       Чумаков А.Н.

Г.


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 600; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!