Оценка мультфильма «Золотозубый».



Суть сюжета заключается в описании жизни мальчика Карате, которого вовлекает в наркопотребление наркодилер Золотозубый. Сестра Карате Нина поначалу боролась за своего брата. Позднее, когда Карате под воздействием наркотического опьянения угнал вместе со своими приятелями автомобиль и был осужден к лишению свободы, Нина стала малолетней проституткой у Золотозубого, который не только наркодилер и распространитель клея для токсикоманов, но и сутенер детской проституции в данном районе. Карате выходит из заключения и, увидев вовлеченность Золотозубым Нины в проституцию, пытается ее забрать у сутенера. Драка с Золотозубым заканчивается гибелью Нины в пожаре и ранением пекаря, у которого работал Карате. Карате бросает наркотики, помогает восстанавливать сгоревшую в пожаре пекарню, а Золотозубый вдруг превращается в таракана. Этим примитивным содержанием исчерпывается весь сюжет мультфильма.

При просмотре мультфильма сразу же выявляется намеренно гипертрофированный антиэстетизм, а также примитивность и явная ненормальность сюжета, поведения и речи героев фильма. Следует отметить, что в этом отношении данный видеоматериал находится в полном соответствии с содержанием и уровнем культуры тех текстуальных зарубежных материалов, которые были интегрированы в методики Центра «Холис»[140].

Рассматриваемый видеоматериал не может принести никакого положительного эффекта в профилактике наркомании даже в среде российских наркоманов вследствие полного несоответствия национального менталитета и культурных установок народов России тем, что представлены в данном мультфильме. Даже в среде наркоманов этот мультфильм может вызвать только смех и комментарии по поводу нелепого внешнего вида и неестественного поведения действующих лиц.

В мультфильме показан целый спектр наркотических веществ и средств для токсикоманов. Однако такое разнообразие наркопотребления не характерно в среднем для массы российских школьников. Поэтому применение этого видеоматериала в массовой школьной аудитории крайне деструктивно, погружает российских детей в субкультуру, которая нехарактерна для большей части российских школьников, их социального окружения. Погружение в этот чуждый для них мир – намеренное и излишнее привлечение внимания к нему, искусственное понуждение российских школьников решать жизненные проблемы, которые не актуальны для большинства из них.

Несомненно, работа по профилактике наркомании должна вестись. Но в данном случае вместо квалифицированного, адекватного и аргументированного разъяснения вреда и опасности наркопотребления сознание школьников погружают в виртуальное пространство, характерное для наркоманов и проституток, им детально показывается видовое разнообразие наркотических веществ, способов поведения наркоманов, распространителей наркотиков и т.п.

Это как если бы вместо предупреждения об опасности маньяков детей водили бы по тюрьмам и моргам и принуждали рассматривать изуверов-убийц и насильников и расчлененные трупы изнасилованных и убитых ими жертв. У кого-то такие просмотры, несомненно, вызвали бы на всю жизнь чувство осторожности в отношениях с незнакомыми людьми, но большинству детей они бы грубо травмировали психику. А кто-то под воздействием такой «профилактики», разрушительной для психического здоровья, и сам впоследствии мог бы стать таким маньяком-убийцей.

Таким образом, детализация и натурализация проявлений субкультуры наркоманов и малолетних преступников совершенно не обусловлены образовательными и медико-просветительскими целями, по существу, вызывают прямо противоположный эффект – интерес несовершеннолетних к показываемой им субкультуре, привыкание к ней, восприятие ее как данности, нормы, готовность осваивать такие способы поведения.

Следовательно, использование данных видеоматериалов для сдерживания наркопотребления в российской системе образования, среди российской детской и молодежной аудитории является ничем иным, как разрушением сложившегося у детей в семье, в процессе получения общего образования негативного отношения к наркотикам, навязыванием отношения к наркотикам как к чему-то обыденному, привычному, нормальному.

Необходимо отметить и то, что мультфильм «Золотозубый» совершенно определенно направлен на формирование негативного правосознания несовершеннолетних, крайне негативистского их отношения к правоохранительным органам. Детям навязывается крайне отрицательный образ правоохранительной системы, ее сотрудников.

Сцена погони полиции за угнанным Карате и его друзьями Сливой и Тормозом автомобилем показана таким образом, чтобы вызвать однозначное сочувствие и сопереживание компании наркоманов-угонщиков.

После задержания Карате помещают в обшарпанную, сырую (лужи на полу) тюремную камеру. Карате сидит в камере на полу, поскольку в камере нет ни стула, ни кровати, зато вокруг ползают огромные насекомые. Показ наркотической «ломки» Карате сопровождается показом садистской радости тюремного надзирателя при виде страданий ребенка. Очевидно, что в восприятии несовершеннолетних зрителей эта сцена однозначно вызовет резкое неприятие по отношению к сотрудникам правоохранительной системы как садистам и негодяям.

Сюжет фильма, якобы антинаркотический, никак не обусловливает необходимость выработки у детей негативизма по отношению к Закону и государству. Такого рода сцены и соответствующее воздействие на сознание детей и подростков можно оценить как намеренную криминализацию их сознания.

В другой сцене, когда мальчик совершает кражу, полицейский, по сюжету, видевший факт кражи, просто игнорирует его, делает вид, что ничего не увидел.

Убийство Золотозубым сестры Карате Нины, покушение Золотозубого на убийство пекаря, поджог – все это, по мультфильму, не влечет за собой уголовного разбирательства, расследования – в полном соответствии со сказанным выше в отношении социальных условий, в которые помещены герои мультфильма.

С другой стороны, обратим внимание на то, что угон Карате и его друзьями автомобиля у местного бандита сразу же влечет за собой реакцию полиции – погоню, задержание, привлечение к ответственности.

Такой мировоззренческий подход, такое выстраивание сюжетной линии и акцентов дезориентируют детей, навязывают им ощущение безысходности и полного недоверия к правоохранительным органам, осуществляют маргинализацию и криминализацию сознания несовершеннолетних.

Следует отметить, что в мультфильме «Золотозубый» совершенно неадекватно эксплуатируется и чрезмерно акцентируется тема детской проституции, которая подается как некая обыденность, социальная норма. И делается это без всякой связи с целями профилактики наркомании. В такого рода многократно повторяемых сценах акцент делается не на общественной опасности, безнравственности и противоправности детской проституции, а на других моментах. Тема детской проституции идет как бы в «фоновом режиме», однако к ней авторы мультфильма возвращаются вновь и вновь, никак не комментируя собственно тему детской проституции, не давая этому явлению ни нравственных, ни правовых оценок. Шокируют детали этих сцен, например, в первой сцене с сутенером показан ребенок лет 6–8.

Эта тематическая линия способна вызывать у детей нежелательные психологические реакции. У многих старших детей это (в том виде, как показано) вызовет насмешку, они проявят неадекватную реакцию, более младшие школьники многое просто не поймут. Некоторые дети будут воспринимать такие сюжеты парадоксально, с возможными затем также неадекватными проявлениями в пошлой или агрессивной форме в отношении товарищей по учебе, педагогов, взрослых. Можно сделать вывод, что в данном случае реализован один из методов суггестивного воздействия на сознание школьников, направленный на формирование на уровне подсознания позитивного образа детской проституции.

Можно согласиться с некоторыми оценками, согласно которым российское общество в нравственном плане в настоящее время деградирует, но, в любом случае, не настолько, чтобы обыденным явлением стала открытая детская проституция, причем девочек младшего школьного возраста.

Следует отметить, что сам образ жизни детей, показанный в мультфильме, не соответствует не только российскому, но и просто мало-мальски цивилизованному обществу. Как уже сказано, он характерен для некоторых полукриминальных предместий в странах третьего мира, где дети не посещают школу, где практически ни у кого из детей нет нормальной семьи, а у взрослых – нормальной квалифицированной работы. Вся жизнь такого социума «вращается» вокруг местного рынка, и образ такого социума подается российским школьникам как норма.

Для массовой аудитории, да и для выборочных групп девиантных несовершеннолетних детей такой подход носит деструктивный характер, поскольку заведомо понижает и без того недостаточный уровень их общей культуры, самооценки, погружает их в несвойственные для них культурные стереотипы, тем самым разрушительно воздействуя на сознание детей.

Надо отметить, что в рассматриваемом мультфильме уничижительно, в карикатурном виде изображены люди разных рас (дети монголоидной и негроидной расы). Такое нетерпимое отношение авторов мультфильма, транслируемое на школьную аудиторию, будет в определенной степени формировать нетерпимое и уничижительное отношение российских детей и подростков к представителям других рас.

Четко просматривается намеренная антиэстетичная, даже вульгарная стилизация мультфильма. Характерно выглядит детская аудитория, показанная в самом начале и конце мультфильма «Золотозубый», когда Карате начинает и завершает рассказ «своей истории», а также изображение Сливы и Тормоза – друзей Карате в его бытность наркоманом. Малолетние проблемные дети (по сюжету фильма – средние, обычные дети) представлены художественными средствами мультипликации как обладающие признаками деградации и ненормальности, в искаженных образах, заведомо вызывающих антипатию и неприятие или насмешку. Но даже позитивные образы детей (дети, играющие в футбол с Карате в сцене про мешок муки, а также смеющиеся в сцене работы Карате) представлены в искаженном антиэстетичном виде. У части российских школьников, это, несомненно, вызовет реакцию непонимания или насмешки и может спровоцировать антигуманные чувства.

Суть и цель этого приема (по существу – суггестивного метода) – артикулирование, акцентирование некоего героя (в данном случае – подросток Карате), к которому намеренно вызываются симпатии и сочувствие зрителей. Детей подводят к полностью некритической оценке этого персонажа, поскольку все остальные вокруг него (здесь не играют никакой роли являющиеся редким исключением эпизодические персонажи третьего-четвертого плана пекарь и его жена, а также сестра Карате Нина, которая позднее показана проституткой) представляются и, соответственно, воспринимается много хуже. То есть в детской зрительской аудитории формируется понимание примера, яркого и безусловного образца для подражания, положительного героя в лице Карате. Именно через этот персонаж, закончив психологическое воздействие с целью обеспечения его некритического позитивного восприятия зрителями, авторы мультфильма внедряют в сознание несовершеннолетних определенные пониженные и/или деструктивные нравственные ценности и определенные разрушительные для культуры и морали детей психологические установки.

Среди этих установок следует выделить уже упоминавшееся негативное отношение к правоохранительным органам, понимание детской проституции и педофилии как нормы, искусственно инициированный интерес к наркотикам, а также целый спектр других асоциальных установок. В частности, это установки на бесцельное времяпрепровождение, уход из семьи, жизнь вне семьи, ориентацию на асоциальную роль в обществе, возможность «зарабатывания» воровством или, в лучшем случае, развлечением прохожих на рынке.

Характерно, что в мультфильме «Золотозубый» (равно как и в мультфильме «Карате и ребята») абсолютно отсутствуют семья и школа, какая бы то ни было учеба детей. Полностью отсутствует даже какое-либо упоминание семьи (воспоминания Карате об умершей маме и об отце-тиране только усугубляют эту ситуацию) кого бы то ни было из персонажей мультфильма. Семья и школа – это два ведущих социальных института воспитания и социализации детей, которые наиболее значимы в любом обществе. Фильм «бьет» по социальному самочувствию детей, навязывая представления, что будто бы и в зарубежных странах, и у нас, в нашей стране именно такая жизнь без семьи и школы уже является нормой.

Сцена с пожаром явно надумана. Клей в малых количествах не взрывается, наркотики не воспламеняются подобно пороху или напалму. Показательно, что в этой сцене Карате бросается спасать сначала пекаря, потом птиц и только потом вспоминает о родной сестре, оставшейся в огне. А ведь любой нормальный ребенок при просмотре этого фрагмента скажет, что в первую очередь следовало спасать находившуюся в горящем здании девочку (родную сестру, да еще находившуюся без чувств!), а только потом раненого мужчину, и без того находившегося за пределами зоны огня, и уже только после этого – птиц.

Такого рода нравственных и логических (в логике нормального восприятия) абсурдных сюжетов и подмен, противоречащих национальным менталитетам и культурам народов России, в анализируемом мультфильме очень много, мультфильм буквально состоит из них.

В этом смысле уместно привести разъяснения сотрудников Центра «Холис», как уже было указано, распространяющих данный мультфильм: «Предлагаемые занятия – это попытка при помощи выдуманной истории обсудить с подростками реальный мир, узнать, каким они его видят, как выживают в нем и в какой помощи нуждаются. Фильмы не заменяют педагога, наоборот требуют его активного участия. Технология “стоп-кадра”, когда подросткам предлагается обсудить только что просмотренный эпизод, – это сочетание открытых вопросов, постепенный переход от придуманной к реальной ситуации, личному опыту, личному отношению подростков. Все это создает комфортную атмосферу обсуждения, в которой подростки проецируют реальные чувства, переживания, свои проблемы и ситуации повседневной жизни на эпизоды фильма. На таком эмоциональном фоне последующие упражнения позволяют изменять отношение подростков к себе, другим людям, средствам зависимости, развивать жизненно необходимые навыки, влиять на ценности ребят. Кроме тем наркомании, курения и алкоголизма, обсуждаются темы дружбы, безопасности, взаимоотношения с родителями, давления группы, доверия, причины обращения к средствам зависимости, преодоления жизненных трудностей, ответственности за поведение и сохранение здоровья, СПИДа и многое другое»[141].

Данные утверждения практически полностью не соответствуют действительности, вводят педагогов, работников учреждений образования и медико-социальных служб в заблуждение. Никакого «реального мира», адекватного, соответствующего российским социальным условиям, в этих мультфильмах не присутствует. Никаких жизненно необходимых навыков учащиеся при просмотре этих фильмов развивать не смогут. Более того, они могут утратить уже сформированные действительно жизненно необходимые навыки, мировоззренческие представления, культурные ценности. Ценностная сфера детей будет подвергаться намеренной опасной деформации, уровень культуры детей искусственно понижаться, мышление и речь – примитивизироваться (вульгарный, антиэстетичный, с многочисленными ошибками и нарушениями правил русской речи текст переводчика).

Таким образом, содержание фильма является заведомо интеллектуально «пониженным» и соответствует, максимум, уровню детей, которые не имеют нормальной семьи, нигде не учатся и никогда не учились, в силу тех или иных причин оказались выброшенными из социума. Но и для таких детей этот мультфильм будет крайне вредным и разрушительным, поскольку не позволяет дать им каких-либо позитивных и конструктивных жизненных ориентаций, ответов или примеров. Даже для такой категории детей он будет «работать» не в качестве профилактического средства, а в качестве средства закрепления негативных культурных стереотипов и ориентаций.

В мультфильме «Золотозубый» вообще никакого позитивного содержания не выявляется. Никакой позитивной жизненной альтернативы, перспективы, фильм не дает, в принципе. Характерна навязываемая альтернатива: либо детский изнурительный тяжелый труд на подсобных работах (Карате вынужден выполнять непосильный для него по возрасту тяжелый физический труд грузчика), либо наркомания и воровство. Социально позитивный результат не показан ни по одной сюжетной или второстепенной линии. Даже в конце мультфильма, когда авторы показывают «позитивный исход», в действительности, такой перспективы нет. Нельзя считать таковой подсобную работу на восстановлении пекарни или работу ребенка в пекарне грузчиком. Для российских школьников все это может вызвать недоумение или насмешку. Желание отомстить за убитую наркомафией сестру не может служить реальным стимулом для нормальной интеграции ребенка в общество.

Следует отметить и такой момент, как культура имен детей и взрослых, героев фильма. Почти все действующие персонажи мультфильма «Золотозубый» наделены не нормальными именами, а кличками. Вместо имен использованы какие-то странные дворовые или с намеком на криминальность клички – Слива, Тормоз, Карате, Золотозубый. В лучшем случае здесь – название профессии (пекарь) или родственные отношения (жена пекаря). Единственное исключение составляет только сестра Карате – Нина, но это исключение, подтверждающее правило.

Этому так же нельзя найти никаких обоснований для целей профилактики. Работа с девиантными детьми должна сопровождаться возвращением детей в культурное пространство, повышением уровня их культуры, в том числе культуры речи, общения. А здесь даже в именах осуществляется значительное понижение уровня общей культуры. Нет имен – нет личностей.

Главный герой тоже не имеет нормального имени, именование «Карате» нельзя признать нормальным человеческим именем. Скорее всего, «имя» главного персонажа мультфильма избрано создателями мультфильма в расчете на популярность среди молодежи систем восточных единоборств. Это, по явно просматривающемуся замыслу создателей мультфильма, еще более усилит некритичность восприятия несовершеннолетними зрителями главного персонажа мультфильма и воспроизводимых через него программирующих психологических воздействий.

Отдельно следует остановиться на звуковом сопровождении мультфильма.

Совершенно чудовищный акцент, ломаная, с многочисленным ошибками речь переводчика – закадрового комментатора, вероятно, может оцениваться кем-то как результат того, что российские распространители данного мультфильма (Центр «Холис») просто заимствовали переданные иностранные материалы без всякой обработки и адаптации для российской аудитории.

Однако, по нашему мнению, имеются все основания полагать, что именно такой звуковой ряд, с именно такими комментариями и акцентом (скорее – коверканием речи) реализованы намеренно и сознательно. Этот прием позволяет сосредоточить критическую составляющую мышления ребенка при его восприятии мультфильма на отслеживании и выявлении смешных «оговорок», речевых ошибок и странных фраз диктора. Но дети воспринимают информацию такого рода не столько на интеллектуальном, сколько на эмоциональном, образном уровне. И на этом уровне возможность критической оценки основной навязываемой информации или программирующих психологических воздействий будет исключена тем, что таковая будет просто полностью переключена на уровень восприятия внешней стороны речи.

Вызываемые внешней стороной речи насмешки будут замещать критическое осмысление содержания и сути ситуации. И все программирующие информационные блоки, все психологические акцентуации будут внедряться без помех со стороны защитных психологических механизмов сознания ребенка, фактически – на уровне подсознания.

Следует также еще раз отметить, что такой комментарий, с таким содержанием и с такими интонациями разрушает восприятие детьми русской речи, наносит существенный вред их языковой культуре. Тем не менее, в абсурдной логике работников Центра «Холис», это подается как некое преимущество мультфильма в российской аудитории (см. выше – «забавный акцент диктора»[142], отметим, говорится только об акценте, о «забавности» речевых ошибок не сказано).

Явной техникой контроля сознания зрителей выглядит примитивная, на первый взгляд концовка мультфильма «Золотозубый», когда Золотозубый превращается в таракана, которого давит ногой Карате. Техника постановки мышления ребенка в состояние неразрешимого или крайне неожиданного парадокса в данном случае позволяет осуществить закрепление («замораживание») установленных акцентуаций, внедренных стереотипов и психологических установок.

Как говорится в методических рекомендациях Центра «Холис» применительно к анализируемым мультфильмам: «Каждое занятие с любым эпизодом заканчивается на позитивной ноте»[143].

То есть, в понимании сотрудников Центра «Холис», такая концовка истории является позитивной. Напомним, что сестра Карате погибла в огне пожара, пока Карате, спасал раненного пекаря и птиц. Сам Карате длительное время употреблял наркотики, бросил их, но по-прежнему никакой его социализации не произошло. Ни учебы, ни дома, ни жизненных или профессиональных перспектив главного героя не показано. И это оценивается сотрудниками Центра «Холис» как «позитивная нота»!

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 425; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!