Оценка фильма «Одиночная камера пыток».



Фильм[161] так же заявлен как направленный на профилактику наркопотребления и наркозависимости среди детей, а также на профилактику ВИЧ-инфицирования. Однако, с точки зрения психолого-педагогического подхода к профилактике наркопотребления и наркозависимости, а также профилактики ВИЧ-инфицирования, название фильма выбрано крайне неудачно.

На протяжении фильма рассказывается об истории девушки Арины, заразившейся ВИЧ при внутривенном употреблении наркотика и находящейся в местах лишения свободы, и, вкратце, истории так же ВИЧ-инфицированного наркомана Михаила. При этом показываемые помещения учреждения исполнения наказаний в сознании детей связываются через название фильма с пытками, «камерой пыток». В чем именно заключаются «пытки» – то ли в нравственных страданиях девушки, то ли в том, что она отбывает наказание за кражу, не ясно. Можно подумать (некоторые подростки так и могут подумать), что «пытками» является отношение взрослых людей к симпатичной девушке, которую поместили в одиночную камеру. Отметим, что по ходу фильма не ясны причины помещения девушки, осужденной за кражу, в одиночную камеру, что должно иметь веские основания.

Закадровый комментарий практически полностью отсутствует. Но и ведущий урок педагог, воспользовавшийся программами и указанным видеофильмом Центра «Холис», тоже не даст никаких нравственных и правовых комментариев, поскольку таковые не предусмотрены программами Центра «Холис».

Транслируется одна сплошная «чернуха», подготовленная на крайне низком эстетическом и интеллектуальном уровне. Следует отметить нравственно и эмоционально пониженное содержание и этого фильма. Эмоциональный фон фильма не настраивает на конструктивное осмысление проблем наркозависимости и опасности ВИЧ, поскольку является чрезмерно депрессивным, давящим, «чернушным». Визуальными средствами авторы фильма вызывают у зрителей чувство подавленности, безнадежности. На это работает, в частности, сцена с отбитыми лицами статуй, съемки помещений учреждения исполнения наказаний, показ выгрузки заключенных (или задержанных) из спецавтомобиля, практически все монологи и диалоги в фильме. Все эти сцены в контексте сюжета фильма будут восприниматься сознанием несовершеннолетних зрителей как сильное негативное психологическое воздействие, увеличивающее общую депрессивную направленность фильма.

Если рассматривать этот фильм с точки зрения достижения им заявленных целей, то все, что снято и показывается, сделано настолько непрофессионально, что абсолютно не достигает цели – убедить несовершеннолетнего отказаться от употребления наркотиков.

В фильме отсутствует оптимистичная составляющая, и фильм сам по себе, является своеобразной пыткой для детского сознания. Весь текст фильма не содержит никакого позитива, никакой познавательной или нравоучительной составляющей. А ведь этот компонент обучения чрезвычайно важен в аудитории несовершеннолетних. Отметим, что фильм задуман для демонстрации в аудитории школьников, подавляющее большинство из которых не употребляют наркотики и не являются ВИЧ-инфицированными.

Вновь, как и в других представленных для исследования фильмах Центра «Холис», зрителям навязывается чувство безысходности, полной безнадежности, даже фатальности. С использованием психологических манипуляций внедряются установки, что все «без толку», что сделать совсем уже ничего нельзя, если человек попал в наркотическую зависимость или если он ВИЧ-инфицирован, на его жизни полностью «ставится крест» и т.д.

Но особенно разрушительно воздействуют на сознание несовершеннолетних зрителей монологи и диалоги фильма.

Для примера процитируем несколько.

Вопрос Арине: – Вы как-нибудь планируете сейчас свою жизнь?

Арина: – Нет, я живу одним днем.

Вопрос: – Это из-за болезни, из-за наркотиков, всё вместе, да?

Арина: – Угу.

Вопрос: – Извините меня, но такое ощущение складывается, что Вы просто крест на себе поставили.

Арина: Может быть.

(…)

Михаил: – Нет смысла в жизни. Ничего я не жду. В чем смысл жизни? Я думаю, что в продолжении, наверно, семейства, потомства, так сказать, чего я не могу уже оставить. Пуста моя жизнь – ненужная, так сказать. Ненужная, бесполезная. Что за собой ничего не оставлю уже ровным счетом.

(…)

Арина: – Откуда я знаю, сколько мне осталось жить?

(…)

Вопрос: Зачем вы на белый свет появились?

Михаил: Чтобы умереть.

Отметим в этих диалогах молодых людей с работником Центра «Холис» (вероятно – педагогом или психологом!?), что взрослый не поддерживает психологически своих молодых собеседников, находящихся в трагичной жизненной ситуации, а, напротив, подталкивает их своими вопросами к фатальным выводам, к состоянию осознания и принятия безнадежности. Задавать молодым людям в их положении вопросы типа: «Зачем вы на белый свет появились?», выступая неким судией, играя на сюжет фильма, совершенно безнравственно. Аналогично тому, как сотрудники Центра «Холис» фактически издевались над малолетними детьми в предыдущем фильме, расспрашивая у девочек о деталях их сексуальных отношений с «мужиками», так и здесь налицо фактическое глумление над использованными в фильме молодыми людьми. Арина и Миша – «материал» для создателей этого фильма, который просто используется для запугивания зрителей. Но ведь это не «отработанный материал», а живые люди, еще совсем молодые.

Все эти аудио-визуальные ряды и диалоги в фильме несут в себе колоссальный разрушительный для психики даже здорового человека потенциал, эффективно навязывая депрессивное состояние, чувство полной безысходности.

Если зрителями будут обычные нормальные дети, не инфицированные ВИЧ и не употребляющие наркотиков, то просмотр таких сцен приведет к индуцированию психологических проблем, к разрушению оптимистической составляющей восприятия мира. Ведь в современной ситуации существует риск заразиться ВИЧ иными способами, помимо употребления наркотиков, помимо прямой вины самого человека – например, вследствие переливания зараженной крови и т.п.

И если среди зрителей окажется несовершеннолетний, употребляющий наркотики, а тем более – ВИЧ-инфицированный, то такое внушение будет для него фатальным, лишит его воли к выздоровлению, к жизни, просто убьет его психологически, станет суицидальным фактором. Такому человеку фильм буквально вбивает в сознание мысли (скорее даже – установки) о том, что его жизнь – «ненужная и бесполезная», на его жизни «поставлен крест», что ему осталось только умереть, и за собой он не оставит ничего, кроме использованных шприцов, горя родных и близких.

В западных странах реализуется подход социально-психологической поддержки ВИЧ-инфицированных людей, направленный на то, чтобы создать им условия для полноценной (хотя бы относительно) жизни, когда ВИЧ-инфицированные осознают свою ответственность перед людьми и обществом за нераспространение инфекции, сознательно не вступают в половые связи со здоровыми людьми, а общество не допускает превращения их в изгоев. В европейских странах, в США, Канаде, Австралии, в иных странах мира просто немыслимо намеренное навязывание ВИЧ-инфицированным суицидальных настроений. Здесь же мы имеем дело просто с подталкиванием таких людей к пропасти, фактическим навязыванием им чувства бессмысленности существования, жизни. Это можно оценивать не просто как антипедагогическое воздействие, а как реальный фактор психологического давления на личность в направлении внушения мыслей о суициде. Если кто-то из показанных в интервью молодых людей, действительно, сведет счеты с жизнью, часть ответственности за это, несомненно, будет лежать и на их собеседниках из Центра «Холис».

Следует отметить и другое – навязывание посредством данного фильма ВИЧ-инфицированному идеи о том, что ничего больше не остается, как только «жить одним днем». Именно такой вывод могут сделать некоторые молодые люди в подобной ситуации после таких «собеседований». Но такая установка неизбежно породит другую – жесткое противопоставление себя всему окружающему миру, безответственное и агрессивное негативистское отношение к окружающим. Если нужно жить одним днем, значит, какое мне дело до других, до их проблем, до их здоровья? Значит, можно вступать в половые контакты и заражать половых партнеров ВИЧ. Если я живу одним днем, то зачем мне заглядывать в завтра и еще дальше, где, возможно, ожидает привлечение к уголовной ответственности за заражение другого лица ВИЧ-инфекцией лицом, знавшим о наличии у него этой болезни. Но будет ли это завтра? Вопрос – неуместный, так как Центр «Холис» внедряет установку, что жить остается лишь одним днем.

Аннотация и методические рекомендации Центра «Холис» к этому фильму:

«“Одиночная камера пыток”. Фильм для работы с подростками 8 11-х классов. В филь­ме показана судьба ВИЧ-инфицированной девушки, заразившейся при внутривенном употреблении наркотика и находящейся в местах лишения свободы. Работа с этим фильмом входит в план занятия № 1. Это занятие первое в цикле. Поэтому ведущий должен: представиться, рассказать немного о себе; сообщить о цели встречи; сделать обзор того, о чем пойдет речь. Это предотвратит вопросы во время работы; указать, сколько времени займут занятия (это дисциплинирует, успокаивает тревожных и нетерпеливых подростков), сообщить, что в конце занятия он может отвечать на вопросы, не связанные с занятием; сообщить о своих ожиданиях (запрограммировать результат); познакомить с правилами работы на занятиях (см. главу 1).

Ход занятия

Вступительное слово ведущего. Представьтесь, расскажите немного о себе, о цели встречи. Сделайте обзор того, о чем пойдет речь, проинформируйте о том, сколько времени займут ваши занятия, сообщите, что в конце встречи вы можете ответить на вопросы, не связанные с занятием. Расскажите о своих ожиданиях, познакомьте с правилами работы на занятиях. Предложите ребятам выступить в роли экспертов и посмотреть фильм. Сообщите, что после просмотра будет обсуждение.

Просмотр фильма. Обсуждение

Ведущий должен начать с рассказа о своих чувствах, которые он испытывает к героям фильма (жалость, сочувствие и др.), побудить подростков высказать свое мнение и свои чувства.

Вопросы для обсуждения:


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 299; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!