Особенности содержания и процессуальная характеристика



 

Технология использования видео в воспитательной работе педагога предполагает наличие следующих этапов: подготовительный, процессуальный и рефлексивный. На подготовительном этапе необходимо:

- отобрать киносюжеты с познавательной и воспитательной ценностью;

- определить место видео или киносюжета в структуре мероприятия (урока);

- определить педагогическую цель просмотра каждого киносюжета;

- разработать вопросы для размышления к каждому видеофрагменту.

О.А. Баранов справедливо отмечает, что «при выборе фильмов и фрагментов необходимо ориентироваться на максимальный результат воспитательного воздействия, но при этом лучше избегать фрагментов с отчетливой дидактичностью».

Процессуальный этап предполагает просмотр художественного фильма. Познакомиться с кинопроизведением можно в университетской аудитории, в обычном кинотеатре, посмотреть по телевидению или видеомагнитофону.

Однако «встреча с искусством начинается, как всегда, «с вешалки» – с организации предварительной информации о фильмах». Просмотру фильма должно предшествовать вступительное слово (установка на восприятие).Установка на восприятие это беседа перед фильмом. Цель беседы – разрушение стереотипного представления о кинематографе как средстве развлечения.

О.А. Баранов и С.Н. Пензин в учебном пособии «Фильм в воспитательной работе с учащейся молодежью» подробно раскрывают особенности данного этапа. Авторы пишут, что «вступительная беседа направляет аудиторию на более внимательный просмотр ленты и постижение ее замысла. Перед началом сеанса можно сообщить некоторые фильмографические сведения (творческую биографию авторов-сценаристов, режиссера, оператора, актеров и т.д.), остановиться на художественных достоинствах фильма, истории его постановки».

Следует принять во внимание, что не надо касаться конкретных сюжетных линий, чтобы не лишать аудиторию удовольствия от просмотра. Научно-популярные фильмы в предисловии не нуждаются. Художественные же ленты принесут больше пользы, если преподаватель с помощью вступительной беседы сможет организовать полноценное восприятие аудиторией фильма.

Наконец, немаловажное значение имеет то, кто произносит вступительное слово – педагог или студент. Обучающиеся обычно относятся к таким поручениям добросовестно, стараются отыскать интересные факты, сделать выводы об идейном содержании картины.

Вступительное слово любого типа должно научить студентов размышлять над кинофильмом. Установка на восприятие, которую должен помочь выработать педагог, – это их готовность использовать информацию картины в качестве объекта собственных размышлений.

После просмотра художественного фильма происходит его анализ и обсуждение. Обсуждение лучше всего проводить через 2-3 дня после просмотра картины. Нужно время, чтобы чувства и мысли, вызванные картиной, пришли в систе­му, чтобы создалась целостность восприятия произведения. Иногда перед обсуждением фильма необходим его повторный просмотр, тогда высказывания воспитанников становятся более содержа­тельными. При первичном просмотре фильма внимание зрителя сосре­доточено главным образом на развертывании сюжета. При повторном просмотре, когда понята идея, известны сюжет и действующие лица,  зритель с большим вниманием следит за тем, при помощи каких изобразительных сред­ств раскрывается и на чем основывается идейное содержание кинокар­тины, находит все новые и новые элементы, улавливает частности, которые ранее не были замечены.

Рефлексивный этаппредполагает анализ эмоционального состояния студентов в ходе просмотра киносюжетов; анализ причин успехов, неудач, ошибок при организации и проведении коллективных просмотров.

Рассмотрим наиболее простые и обще­доступные методы и формы анализа и обсуждения художественного фильма.

Основным методом работы педагога с фильмом является беседа. Главная задача беседы – прояснить свои впечатления, осмыслить увиденное, уточнить свое отношение к фильму, осознать его главные идеи. Именно идей­ная основа фильма наименее доступна обучающимся. Недостаточно того, чтобы оценили красоту человеческого подвига, поступка, надо стремиться к тому, чтобы заинтересовать, зажечь, вызвать желание стать лучше... Надо, чтобы обучающиеся не только увидели, но и поняли, в чем заключается истинная красота жизни.

Педагогически эффективен прием, при котором педагог в ходе беседы рассказывает о своих, впечатлениях от фильма и соотносит их с оценками профессиональных кинокритиков. В результате воспитанники получают простор для сравнения и размышления, а также – и это очень важно – пример диалога зрителей (педагога и критика), их уважительного общения.

В ходе беседы студентам могут быть предложены следующие вопросы для обсуждения и рефлексии:

1) Какие поступки совершают персонажи фильма? Каковы причины действия персонажей? Могли ли бы вы поступить также как персонаж N. в той или иной ситуации?

2) В каких сценах и как именно раскрываются конфликты между персонажами в данном фильме? Как бы вы поступили в таких конфликтных ситуациях?

3) Как персонажи данного фильма выражают свои взгляды на жизнь, идеи? Близки ли вам такого рода идеи и взгляды? Почему?

4) Что заставляет вас сочувствовать одним героям и осуждать других?

5) Какие ощущения вызвал у вас данный фильм? Если вы ничего не почувствовали, то почему?

Другим интересным методом работы с фильмом является технология разработки интеллект-карт. Это своеобразный прием «мозгового штурма», помогающий прояснить и систематизировать мысли по кинофильму (рис. 21). Интеллект-карта – это мощный графический метод, который способствует развитию мыслительных процессов и творческой активности студентов.

Рис. 31. Интеллект-карта, составленная по документальному фильму «Виртуальная агрессия»

Суть разработки интеллект-карты состоит в следующем:

1. Объект внимания (изучения) представлен в центральном образе.

2.От центрального образа отходят ветки первого уровня, на которых пишутся слова, раскрывающие центральную идею. Перед началом видеолекции, видеопрограммы или кинофильма следует определиться с центральным образом и добавить максимально возможное на этом этапе число главных ветвей.

3. От веток первого уровня при необходимости отходят ветки второго уровня, раскрывающие идеи, написанные на ветках первого уровня.

4. По возможности используется максимальное количество цветов для рисования карты.

5. По возможности добавляются рисунки или символы, ассоциирующиеся с ключевыми словами (это повышает занимательность, привлекательность и оригинальность интеллект-карт).

6.При необходимости устанавливаются связи между разными понятиями с помощью стрелок. Рекомендуется включать в состав карты собственные комментарии и мысли.

Таким образом, анализ и обсуждение видеосюжетов и кинофильмов позволяет не только разобрать содержание видеосюжета или кинофильма, но и перейти от фильма к самим себе, к жизненным вопросам, что собственно, и является главным в воспитании. И здесь важной является мысль о том, что кино нужно не для того, чтобы забываться и отвлекаться от повседневной жизни, а напротив, чтобы на примере наглядных образов из фильмов более сознательно  относится к собственной жизни. С этой же целью в свое время Пророк Мухаммад рассказывал своим сподвижникам много ярких историй из жизни других пророков и  праведных людей, которые могли быть для них поучительными. Сегодня кино и видеопродукция предоставляет широкие возможности для образно-наглядного воспитания молодежи.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 197; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!