Технология анализа и обсуждения художественного фильма



Автор технологии –Исламова З.И. профессор кафедры педагогики и психологии профессионального образования БГПУ им. М. Акмуллы.

Ключевые понятия

Видео (кино) – множество технологий записи, обработки, передачи, хранения и воспроизведения визуального или аудиовизуального материала на экране.

Видеотека – система видеозаписей научно-популярных, документальных и художественных фильмов, телепередач, видеоматериалы которых классифицируются и размещаются в определенном порядке (по алфавиту, видам и жанрам) с краткой аннотацией.

Художественный фильм – вид киноискусства, построенный на игре актёров, к которому относятся практически все произведения кинематографа за исключением части документального кино.

Ценностно-целевые установки

Технология анализа и обсуждения художественного фильма направлена на формирование готовности к практическому анализу логики различного рода рассуждений, развитие профессионально важных и значимых качества личности будущего педагога, овладение навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссий, полемики и др.

Компетентностная направленность

Технология обеспечивает формирование социально-личностных, общекультурных и профессиональных компетенций будущего педагога.

Основные идеи и принципы технологии

Одним из наиболее универсальных типов медиа, способным синтезировать практически все виды искусства и информации, является видео. В более узком понимании видео представляет собой видеоматериал, телесигнал или кинофильм, записанный на физическом носителе (видеокассете, видеодиске и т.п.).

Видео отличается от кинематографа только тем, что использует для записи и/или воспроизведения любой другой носитель, кроме киноплёнки; впрочем, всё большее распространение цифровых технологий при киносъёмке и цифровых кинопроекторов окончательно стирает грань между видео и кино.

Бесспорно, кино в нашей жизни играет особую роль, поскольку относится не только к медиа, но и к искусству. При этом явно подчеркивается двойственная природа кинофильма как масс-медиа (медиатекста), заинтересованного в зрителях, ориентированных на самих себя. Никаких критических анализов, размышлений таким фильмам не требуется, ибо они подлаживаются, подстраиваются к публике. Напротив, фильм как искусство не может существовать без зрителя-интеллектуала, способного на аналитический подход к увиденному. Фильм как масс-медиа старается не вступать в спор с установками, взглядами, ценностями своей публики, он ее ублажает, убаюкивает. Фильм как искусство выступает против банальностей и привычных шаблонов, не боится взбудоражить зрителя, вызвать его на диспут.

Для целенаправленного использования кино как средства воспитания студентов важно иметь в виду присущие ему особенности:

1. Просмотр фильма снимает психологические барьеры, создает доверительную, эмоциональную атмосферу. Эмоциональное воздействие проявляется в разнообразных выразительных возможностях фильма, позволяющих воздействовать не только на сознание, но и на чувства зрителя, вовлекающих его в действие, происходящее на экране.

2. Намеченные цели достигаются не посредством прямых дидактических приемов, а путем создания общей атмосферы увлеченности и интереса.

3. Во время просмотра освобожденные от всякого напряжения зрители проявляют огромную внутреннюю активность (активизируются такие психические процессы как внимание, мышление, память, эмоции).

Вышесказанное позволяет отметить следующие принципы на которых основывается киновоспитание:

- принцип положительного эмоционального фона;

- принцип учета индивидуальных особенностей студентов;

- принцип активности студентов.

К этим принципам следует добавить принципы кинообразования по С.Н. Пензину: принцип воспитания и всестороннего развития в процессе обучения; принцип научности и доступности обучения; принцип систематичности обучения и связи теории с практикой; принцип наглядности; связи обучения с жизнью; прочности результатов обучения.

Эти принципы должны учитываются при выборе методов и форм использования видео в воспитательном процессе вуза. Методы и формы киновоспитания разнообразны:

- коллективные кинопросмотры;

- лекции, беседы о кино;

- кинофестивали;

- встречи с киноработниками;

- диспуты и дискуссии по кинофильмам;

- конференции;

- киновикторины;

- стенгазеты;

- клубы, кружки.

Использование видеофильмов в воспитательной работе педагога способствует формированию профессионально-значимых и личностных качеств, ценностных ориентаций студенческой молодежи. При этом важно отметить, что основой личностного, социального и профессионального становления будущего педагога становятся духовно-нравственные ценности, среди которых в качестве ведущих мы выделяем следующие: Человек, Добро, Красота, Знание, Общение, Труд, Отечество.

В отечественном кинематографе существует большое количество художественных фильмов, которые могут помочь становлению личности молодого человека. Например, формировать ценность Человек мы рекомендуем через просмотр таких документальных фильмов о ценностях человеческой жизни как «В долине грохочущих копыт», «Пусть он увидит солнце» и др.

Художественные фильмы о человеческой доброте и вере («Ловец ветра», «Бибинур», «Дети небес», «Цвет рая», «Марьям», «Двенадцать», «Ванечка», «Доброта» и др.) формируют основную моральную ценность– Добро

Красота – ценность, соответствующая эмоциональной стороне души. Здесь эффективны конкурсы видеосюжетов «Красота спасет мир», «Красота человеческого поступка», показ киносюжетов из фильмов Харуна Яхья «Красота вокруг нас», «Золотое сечение - Божественная мера красоты», «Удивительные создания», «Цветовое искусство Аллаха»,  коллективные просмотры дисков «Современная мусульманская мода», «Мода для мусульманских женщин», «Зарисовки об одеждах и городах», просмотр документальных фильмов на исторические темы «Надо знать» (канал БСТ), «История медресе с IX века до наших дней», «Развитие башкирского алфавита от А до Я и его место в национальной культуре», «Мечети республики», «Габдулла Тукай» и т.д.

Отношение студентов к Отечеству как ценности формируется в ходе бесед и дискуссий по фильмам на военно-патриотическую тематику («А зори здесь тихие…», «В бой идут одни старики», «Девятая рота» и др.).

Не следует забывать и о негативном воздействии видео на сознание современной молодежи. Современные видеофильмы способны управлять вниманием зрителя с помощью различных видеоэффектов (экспозиции, совмещения, наплывы, затемнения и т.д.). Приведем пример управления вниманием зрителя в кинофильме «Дух времени». В начале фильма зрителя приковывает гипнотический зеленый вихрь с колокольчиками, кадры войны, космос, образы эволюции. Сочетание этих кадров придает видеофрагменту новое смысловое значение, зритель ощущает напряжение, страх. В этой связи особую значимость приобретает своевременное ознакомление студентов с магией влияния спецэффектов, цветовой гаммы, темпоритмики видеофрагмента на подсознание человека.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 266; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!