Технология проведения диспута



 

Автор технологии -Исламова З.И., профессор кафедры педагогики и психологии профессионального образования БГПУ им. М. Акмуллы.

Ключевые понятия

Диспут – публичный спор на научную, нравственную и общественно важную тему.

Диспутант – лицо, участвующее в диспуте, в спорах.

Аргументированность – доказательность, умелость приводить доводы.

Дебаты – обмен мнениями по каким-либо вопросам, споры.

Оппонент – лицо, возражающее кому-либо в диспуте, противник в споре.

Ценностно-целевые установки

Ценностным смыслом данной технологии является то, что она призвана развивать жажду познания истины посредством убеждения, обоснованной аргументации, наглядной доказательности и умелостью тактично и уважительно вести публичный спор. 

Компетентностная направленность

Технология формирует социально-личностные и общекультурные компетенции, обеспечивающие позитивное коммуникативное взаимодействие.

Основные идеи и принципы технологии

Диспут является одной из форм дискуссии, т.е. спора, обмена мнениями, нахождения правильного решения спорного вопроса, обсуждения различных позиций с целью выработки правильных представлений. Диспут как форму воспитательной работы в вузе рекомендуется использовать на 1-2 курсах, когда у студентов актуальна потребность в самоутверждении, отстаивании своих позиций, формировании своей системы ценностей.

При этом важно учитывать, что главным в  диспуте в мусульманском контексте является намерение диспутанта – найти истину, на чьей стороне она бы не оказалась. Таким образом, спор в хорошем смысле (джадал) является похвальным, когда речь идет об установлении истины. Имам аль-Газали назвал большим грехом спор с целью унижения оппонента и обличения его ошибок (мираъ). Если речь идет о споре против истины и споре без знаний, то такой спор является порицаемым, греховным. В этом плане Пророк Аллаха утверждал, что спор и вражда – это неприятные занятия, ранящие сердца людей.

Не менее важной особенностью этикета диспута в исламе является направленность на использование доводов, которые сближают стороны. По этому поводу в Коране сказано: «Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием, и веди спор с ними наилучшим образом. Воистину, твой Господь лучше знает тех, кто сошел с Его пути, и лучше знает тех, кто следует прямым путем» (16:125).

Основные правила ведения диспута (спора) прописаны в следующих выдержках из Корана: «не спорьте с обладателями Книги (иудеями и христианами) не  иначе как спокойно, употребляя подходящие слова», «приводите им доводы и доказательства, чтобы они приняли спор», «с теми, которые перешли предел умеренного достойного спора, можно вести сильный спор», убеждайте в том, что «мы уверовали в то, что ниспослано нам (т.е. Коран), и в то, что ниспослано вам (т.е. Тору и Евангелие). Наш Бог и ваш Бог Един, и мы только одному Ему предаёмся"» (Паук, 46).

 

Особенности содержания и процессуальная характеристика

Рекомендации по проведению диспута:

- актуальность и значимость темы;

- заблаговременное ознакомление с пятью основными вопросами (положениями, тезисами) спора в форме плакатов, карточек, приглашений, слайдов, электронной презентации, устного объявления и оповещения через интернет и т.д.;

- своевременное оповещение о проведении диспута в форме объявления, аудиогазеты или видеооповещения, пригласительных билетов и т.д.

- специальное оформление помещения (плакаты, выставки книг и статей, цитаты великих людей, иллюстрации, презентационный модуль по теме диспута и т.д.);

- тщательная подготовка ведущих, выступления которых не должны превышать 15 мин.

- строгий регламент выступлений на диспуте (первому выступающему отводится до семи минут, последующим – до трех минут, на справку – 1 мин.

- заблаговременная подготовленность 2-3 выступающих;

- заблаговременное ознакомление участников диспута со статьями, книгами, аудио-видеозаписями с ситуациями, сюжетами и фактами по избранной теме;

- использование игровых приемов диспута (наличие судьи, адвоката, прокурора, присяжных, справочного бюро и т.д.)

- установление доброжелательной атмосферы;

- соблюдение этикета спора;

- проявление искусства спора;

- установление информационных «рамок» диспута.

На обсуждение, как правило, выдвигается не более пяти спорных положений-вопросов. Например, диспут на тему «Поговорим о дружбе и товариществе» может содержать следующие вопросы: 1. Что такое дружба и чем она отличается от товарищества? 2. Какие качества разъединяют и какие объединяют? 3. Возможно ли, что студенты, проучась в одной группе пять лет, так и не стали товарищами? Почему? 4. Каждый ли человек может быть настоящим другом? А какой может быть? 5. Согласен ли ты со следующими обобщениями народной мудрости: «Друг спорит, а недруг поддакивает», «Старый друг лучше новых двух», «Друг познается в беде», «Не узнавай друга в три дня, а узнавай в три года».

Диспут на тему: «Какой Я? Какая Я?» также содержит не более пяти вопросов: 1. Какой ты человек, хорошо ли ты знаком с собой? 2. Знаешь ли ты свои достоинства и недостатки? 3. Чем ты себе нравишься, и чем нет? 4. Можешь ли ты правильно оценить свои поступки и без обиды выслушать справедливые упреки, замечания, критику в свой адрес? 5. Кто и что помогает тебе стать лучше?

Предварительную подготовку рекомендуется начать с группового перекрестного взаимоопроса студентов по терминологическому аппарату предполагаемого диспута. Заблаговременно запланированный диспут на тему «Современная высшая школа. Какой она должна быть?» предполагает предварительное разделение студентов на микрогруппы, каждая из которых готовит визитку и видеоролик о вузах с различными концептуальными подходами (знаниецентристская, технократическая, прагматическая, гуманистическая, конфессиональная и т.д.). В своем выступлении каждая микрогруппа выделяет основные компоненты, факторы и принципы воспитания, убеждает в актуальности и оптимальности своего подхода к целям, задачам и содержанию воспитания в избранной ими школе. Важно, чтобы в процессе диспута студенты руководствовались выработанным в начале алгоритмом анализа-обсуждения содержания воспитания. Ведущий должен умело направлять диспут на обсуждение ключевых вопросов, с которыми студенты ознакомились задолго до дискуссии: Кто или что определяет содержание вузовского воспитания? Что должно входить в содержательный компонент вузовского воспитания ДОУ? Какую роль в отборе содержания воспитания играет студент (студенты)? Что является ведущими критериями отбора содержания вузовского воспитания? Каковы ценности современного студента в высшем духовном учреждении?

Каждая микрогруппа может использовать заранее подготовленные плакаты, схемы, статьи, цитаты, видеосюжеты и другие средства аргументации. Ими неукоснительно соблюдаются правила ведения диспута, которые для наглядности можно оформить в виде плаката, слайда, где отражены основные правила диспута. Особенную ценность представляют те правила, которые выработаны самой группой. В качестве примера ниже предлагаются правила диспута, выработанные самими диспутантами.

Правила диспута:

Если остаешься, оставайся добровольно!

Если остался, говори!

Если говоришь, говори откровенно!

Закон 00 выполнять изволь! (В случае долгого ожидания начала  диспута, происходит «эмоциональное перегорание»).

Если спорим, то лишь с тактом, а доказываем фактом!

Не нравиться – критикуй,

Критикуешь,– предлагай!

 Если хочешь, – говори,

Помни лишь закон 3 – 3! (Каждый может выступать не более трех раз и не более трех минут).

Диспут рекомендуется закончить коллективным анализом в триаде: Что получилось – не получилось – как сделать лучше?

Мастерство ведущего зависит от того, насколько умело он сможет подвести микрогруппы к осознанию и принятию того, что в основе содержания воспитания лежат аксиологический, где высшей ценностью является Бог, и гуманистический, где основным критерием и условием отбора содержания являются духовно-нравственная составляющая личности студента  и его ценностные отношения к Всевышнему, миру, природе, человеку, обществу и себе.

Критерии эффективности

Диспут можно считать успешным, если были проявлены следующие критерии: активность; компетентность; аргументированность; убежденность; умение отстаивать свои позиции в ходе диспута, умение подводить к истине.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте общую характеристику организационных форм воспитательной работы.

2. Раскройте специфику организаторских приемов и воспитательных средств.

3. Докажите обусловленность выбора форм воспитания задачами и содержанием воспитательного процесса.

4. Какие вы знаете традиционные и нетрадиционные формы воспитательной работы?

5. Определите требования к технологии проведения форм воспитательной работы.

Практикум     

Прочитайте высказывания великих имамов друг о друге и попытайтесь на их основе выработать правила педагогического взаимодействия для современных учителей и ученых.

«Межмазхабная вражда и ненависть между мусульманами разных школ возникли не во времена имамов, а намного позже, и все это было проявлениями отсталости мусульман, их фанатичного отношения к мазхабам (школам) и раскола в религии. А на то, что во времена этих ученых подобного фанатизма не существовало, указывают следующие факты.  Однажды имама Малика ибн Анаса спросили, видел ли он Абу Ханифу. Тот ответил: «Да, я видел человека, который, если бы пожелал доказать тебе, что эта стена состоит из золота, то доказал бы это, настолько сильны его доводы!» (Имам аш-Шафи’и). Мухаммад ибн Бишр делился следующим фактом: «Когда я еще обучался, ходил на уроки к Абу Ханифе и Суфьяну ас-Саури. И вот, приходя к Абу Ханифе, тот спрашивал меня, откуда я пришел. Я отвечал, что иду от Суфьяна. А он говорил мне: «Ты пришел от великого человека! Если бы сейчас были живы ‘Алькъама и Асуад, то они, непременно, нуждались бы в уроках Суфьяна». А затем я шел к Суфьяну, и он спрашивал меня, откуда я иду, а я говорил, что от Абу Ханифы. Тогда он говорил мне: «Ты пришел от самого грамотного человека на Земле!» Аш-Шафи и говорил: В фикъхе все люди живут за счет Абу Ханифы».

Цитаты взяты из книг «Тахзиб аль-камаль» имама аль-Миззи и «Тахзиб ат-тахзиб» 10/451, хафиза Ибн Хаджара.

Подарок Мухаммад-Султана мусульманам Японии или обязан ли мусульманин следовать какому-либо из четырех мазхабов?

http://salaf-forum.ru/viewtopic.php?f=4&t=3037

http://salafsolih.com/images/toislam_ws.png (http://toislam.ws)

Если хотите знать больше

 

1. Воспитательная деятельность педагога : учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / И. А. Колесникова, С. Д. Поляков, Н. Л. Селиванова ; под общ. ред. В. А. Сластенина и И. А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Ака­демия», 2006. – 336 с.

2. Рожков М. Я., Байбородова Л. В. Теория и методика воспитания. – М., 2004.

3. Степанов Е. Я., Лузина Л. М. Педагогу о современных подходах и кон­цепциях воспитания. – М., 2002.

4. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 48 с.

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 1953; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!