Технология художественно-творческой мастерской
Автор технологии – Саитова Л.Р., преподаватель кафедры педагогики и психологии профессионального образования БГПУ им. М. Акмуллы.
Ключевые понятия
Мастерская – это совокупность пространств: игрового, учебного, культурного, художественно-творческого.
Педагогическая мастерская – это синтетическая, многомерная, интегрированная, рефлексивная образовательная технология с вероятностным результатом, которая ориентирована на индивидуально-личностный подход в образовательной деятельности.
Ценностно-целевые установки
Целью данной технологии является не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы, будь то естественнонаучное исследование, текстологический анализ художественного произведения, исследования исторических первоисточников, средств создания произведений прикладного искусства в керамике или батике и др. Передавать способы работы, а не конкретные знания – очень непростая задача для воспитателя. Тем более значимыми становятся результаты, выражающиеся в овладении учащимися творческими умениями, в формировании личности, способной к самосовершенствованию, саморазвитию.
Технология должна помочь в личностном совершенствовании самого педагога-воспитателя, формировании в нем таких качеств, как толерантность, искренность, творческая направленность.
Технологии мастерских, предоставляют каждому воспитаннику, опираясь на его способности и опыт, возможность реализовать себя.
|
|
Компетентностная направленность
Технология направлена на формирование социально-личностных и общекультурных компетенций, овладение творческими умениями личности, способной к эстетическому самосовершенствованию, саморазвитию.
Основные идеи и принципы технологии
Данная технология основывается на идеях свободного воспитания Ж.-Ж.Руссо, Л.Толстого, С.Френе, психологии гуманизма Л.С.Выготского, Ж.Пиаже, К.Роджерса. В России мастерская, (или Ателье) появилась в практике школы в результате деловых контактов педагогов России и Франции, которые начались в 1989 году. Обращаясь к французским методам, российские педагоги создают свой оригинальный опыт, тесно связанный и с национальными педагогическими традициями, и с современными региональными особенностями.
Основные положения технологии:
Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию и формам организации, но при этом их объединяет некий общий алгоритм (шаги процесса). Это, прежде всего, мотивирующее всех на деятельность начало мастерской: задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета, воспоминания. Далее следует работа с самым разнообразным материалом: словом, звуком, текстом, цветом, природными материалами, спичками, схемами и моделями. Обязательно используется в ходе мастерской работа в парах или группах с целью организации диалогового общения, которое легко выводит каждого на самооценку, самокоррекцию, помогает увидеть проблему по-новому. И обязательно для хода каждого занятия включение учащихся в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов, миропонимания.
|
|
При изучении содержательных вопросов особое внимание необходимо обратить на их понимание каждым студентом; на личностный смысл их изучения (включенность знаний в личностный опыт каждого с окрашиванием знаний чувствами и отношениями); на значение полученного знания для дальнейшего самостроительства.
Воспитательные мероприятия в ОУ, реализуемые через технологии художественно-творческих мастерских, помогают осуществлению творчески-созидательной функции и предполагают решение целого ряда актуальных взаимосвязанных задач:
- развитие способности эстетического постижения действительности и искусства как умения вступать в духовное общение с миром человеческих чувств, эмоций, жизненных реалий;
|
|
- направленность на активизацию "ассоциативного поля", образного мышления как способа художественного освоения бытия;
- моделирование состояния вдохновения, "игра" с элементами творчества, "спонтанная" ситуация;
- создание на занятиях атмосферы созидания, заинтересованности, непринужденности, определяющих процесс художественного открытия;
- воспитание навыков импровизации;
- формирование способностей к художественному обобщению как необходимой предпосылки для целостного восприятия;
- создание эстетических ситуаций – важнейшего условия для возникновения эмоционально-творческого переживания действительности;
- всемерное стимулирование художественной культуры на основе реализации собственного творческого опыта.
Положительные моменты данной технологии:
1. Формирование самостоятельной, социально ответственной и конструктивно вооружённой, способной оказывать позитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир.
2. Формирование студента, обладающего способностями практически ко всем видам человеческой деятельности: к овладению естественным и гуманитарным знанием, изобразительным искусством, музыкой.
3. Формирование нового типа воспитателя, проявляющего отношение к воспитаннику, как к равному себе.
Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 376; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!