А) Специфика ареаклассицистической определенности направления «Ампир» в архитектуре Франции 19 века.



Ампир – «имперский» стиль, парадный классицизм XІX века как строительство принципиально нового искусства для новой страны. Базой выступали эпоха античности и классицизма XVІІ века.

Хар-но: ансамблевость, пышность убранства (Триумфальная арка на площади Звезды, Ж.-Ф. Шальгрен). Ампир (1815-1840е): ориентация на традиции имперского Рима (римские термы), а также параллельно развивалась линия с подражанием формам греческого периптера;

Основными программами было связано с эпохой Консульства, во время которой основной задачей ставится построения империи. В результате чего развивается идея о человеке как строителе государства, то есть своего места в этом мире, - человек становится созидателем данного мира.

Типы зданий: строительство триумфальных арок, которые подчеркивали аспект человека созидателя, а также церквей и создание интерьеров. Основным материалом был материалом был известняк. Постройки соц.направлености и сакрализация системы.

Ампир-ареаклассицизм – преобладание космоцентризма, переходящего в социоцентризм- гос-ва.

1 волна до 1815 Подчеркнут идеологический момент - трад.рим.империи. Подражание внешним формам греч.периптера. Торжественность, яркость, помпезность. Особенно ярко проявляется в интерьере

Ц.Сан Мадлен1806-28 П.Виньон, Здание биржи 1808-27

Мальмезон Ш.Персье и П.Фонтен

Триумфальная арка на пл.Карузель 1806-08 Персье и Фонтен

Триумф.арка на пл.Звезды 1806-36 Ж.-Ф. Шальгрен

2 волна 1815-48 новые постройки социальной направленности

множество дворцов правосудия, сакрализующая функция соц.системы и админ.аппарата возрождение традиций Леду.

Анри Лабруст Библ. Св.Женевьевы 1843-50 Нац.библиотека Парижа, Лабруст 1862-68

Формы: компактный прямоугольный объем Классицистич. Канон

Б) Скульптурное творчество Оноре Домье (1808-1879).

Представитель критического реализма в искусстве Франции 19 века. Создание портретов карикатурного плана небольших размеров.

- Скульптура – в одном направлении с развитием живописи, это самостоятельный вид в творчестве

- Домье, но при этом – дополнение к живописи в своей сатирической направленности – в маленьких скульптурках схвачена суть пороков современности,

- Идея двуплановости, связь между двумя пространствами. Заявленную мысль продолжает и развивает работа «Законодательное чрево» (проявляется принцип серийности). Человеческие законы извращают даже саму ситуацию законотворчества. В этой работе используются портретные характеристики (создаётся групповой портрет уродства, развращённого своей плотью, властью, богатством). Домье (Ратапуаль)

•                     Материал: бронза, гипс       

•                     Усложнённый контур

•                     Динамика, активность

•                     Единство – сложно разделить изображение на отдельные предметы, контуры и ракурсы сильно пересечены

•                     Открытость – множество точек зрения

•                     Эмоциональность, драматичность

•                     Отказ от академических канонов

•                     Динамичная картина мира – следовательно – идея движения, попытка выхода героя в пространство иного, порыв в бесконечность

•                     мир в постоянном движении,

•                     В контексте реализма злободневность становится вписанной во всеобщий контекст вопросов человеческой смерти и жизни. Они зависят не от глобальных стихийных процессов, а от тех, кто на это не имеет никакого права. Особенность метода Домье заключается как раз в умении приподнять злободневные моменты до качества эпичности.

•                     Характерна фрагментарность композиции – изображается лишь часть глобальной системы (ситуация тем самым распространяется на весь мир).

•                     Задачи творчества: обличить общество, вскрыть механизмы отношения между людьми,

•                     обращение к современности,

•     социоцентрическая направленность в творчестве

Билет 25.

А) Основные тенденции градостроительной деятельности в странах Зап.Европы 19 века.

Градостроительные изменения происходили в несколько этапов, процесс длительный, постепенный.

Начало 19в. Франция – градостроительные проекты Леду. Проект город Соливарни в Шо.

- Ясный план, рационализм.

- Раставление ценностных ориентиров, приоритетов (включение зданий, которые несут гражданскую миссию). Дом воспитания, братства, добродетели).

Полукруглые здания – движение солнца.

Работа вселенной = работе рабочих.

Архитектор строит единство этих двух механизмов.

Планировочный рационализм.

Париж. Городские заставы. 1784- заказ на строительство 46 застав (таможенные здания). Сохранилось 4. Своеобразные пропилеи. Принцип аскетичности, монументализма. Застава Этуаль 1785-1789 – соединение квадратных и круглых блоков, массивность, ясность. Дорический ордер. Колонны окружают здание, круглое завершение. => Париж – город, где господствует порядок.

Огромная пространственная ось Парижа. От арки на пл.Каррузель пошел вектор Елисейских полей, через парк Тюэльри к арке на площади Звезды. От трехпролетной арки к однопролетной: соединение, собирание. Арка – триумфальный вход в город. Арка – точка имперского движения, распространение силы по всей империи. Осевое движение – визуализация стержня, удерживающего порядок и ясность структуры города.

1850-1870 – перепланировка и застройка Парижа. Эклектика. (Ж.Э.Асман)

- Узкие улицы, дороги меняются на широкие.

- Современная канализация.

- Газовые фонари, фонтаны.

- Принцип единообразия.

- Традиции градостроительные Франции 17 в. Требование соответствия соседних зданий – ансамблевый принцип.

Улица Риволи – единая линия, единый стандарт.

Англия. Градостроительные планы. Джон Нэш. 1812 – застройка квартир в лондонском Вест-Энде. Проект соединяющий территории парка Мари-Лебон и Вест-Энда новой улицей Риджен стрит. Принцип застройки: террасная система, многоэтажные изолированные квартиры.

Жилой комплекс в Кэмберленде: террасы, каждая ячейка – много квартир многоэтажных. Связь единым фасадом. Традиции классицизма (колонны, лоджии, портики) – идея стандартизации жизни, унификации, когда каждый гражданин в идеальной моделри государства является эталоном, которому должно соответствовать окружение, имеет свое место и закрепленную за ним общественную роль.

Б) Творчество Бертеля Торвальдсена. (1770 – 1844)

можно разделить на четыре периода. Первый – 1793 –1803 – годы обучения в Копенгагенской Академии художеств, римская стажировка, первые самостоятельные работы. Второй период – 1803 – 1819 гг. Он начинается программным для творчества скульптора произведением – статуей «Язон с золотым руном» – и длится вплоть до первого посещения Торвальдсеном Дании после его отъезда в Италию. В это время скульптор увлекается аллегорией, делает статуи, вдохновленные лучшими образцами греческой и римской пластики, - период этот обычно именуется «классическим». «Ганимед и Юпитер в облике орла» 1817 – фигуры уравновешиваются, качество симметрии. Божественное – как живое и жаждущее, чел способен напоить. Третий период – с 1819 по 1838 год – год, который принято считать датой окончательного возвращения Торвальдсена на родину. Он ознаменован работой над христианскими сюжетами, монументальными композициями, а также большим количеством портретных бюстов, составивших целую галерею знаменитых современников скульптора. И, наконец, последние шесть лет жизни, проведенные, в основном, в Дании – с 1838 по 1844 гг. Акцент делается в это время на барельефные композиции.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 406; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!