А) Общая характеристика западноевропейской живописи первой половины 19 века.
Первым из этапов развития живописи стал т.н. направление «гражданский классицизм» Давида (до 20-х годов).
Репрезентант: Давид, Клятва Горациев, Энгр, «Юпитер и Фетида» (1814 год):
– традиция античного классицизма, Возрождения и классицизма XVII века;
– преобладание разума над чувствами, контраст силы и слабостей;
– монументализация сюжета;
– служение долгу, исполнение гражданского долга перед Отечеством, государством – цель жизни; отказ от самого себя, потеря самоидентификации героем
– множественность, замкнутость (дистанция, диктат), линейность, плоскостность, ясность;
– апелляция к гражданско-моральным чувствам и мыслям зрителя;
В первой половине 19 века сосуществует вместе с классицизмом - направление «романтизм»: Делакруа - «Смерть Сарданапала» (1827 гг.)
- борьба, бунт, в частности: противопоставление официально признанному искусству классицизма,
- противопоставление мира действительности и мира образцово-идеального (двуемирие романтиков);
- связь с современностью: актуальные сюжеты, поиск нового идеала красоты;
- историзм мышления (исходя из предыдущего пункта);
- обращение к внутреннему миру человека как площадке встречи абсолютного начала с человеческой конечностью;
- смутность, единство, глубинность, открытость, живописность.
Общие характеристики направления «реализм» (1840-1870).
Репрезентант: «Сборщицы колосьев» Милле.
- смена иерархии жанров (если в романтизме еще исторический сюжет, то в данном случае бытовой жанр занимает ведущее место);
|
|
- этюды создаются маслом – художник схватывает не контур, а свет, что возможно осуществить только посредством краски;
- происходит слияние христианской мифологии с низким бытовым жанром, и тем самым, тяжелый повседневный труд обожествляется, монументализируется;
- огромное значение приобретает пейзаж, даже если это жанровая картина – природа и человек – равноправны;
- единство плоскостности и глубинности - во многом равноправие формальных признаков: смутность на ряду с ясностью, живописность и линейность, множественность и единство.
• возникновение космополитизма. Франция! С другой стороны каждая стран обращает внимание на свою индивидуальность самобытность.
• до 15 года – классицизм; с 15 – 48 – романтизм; 40 – 71 – расцвет реализма (Милле, Домье, Курбе) и импрессионизма.
• если в произведениях классицизма отчеканивается божественная сущность в идеальных совершенных формах, в произведениях романтизма визуализируется горение человеческой плоти, человеческого духа в желании найти Бога, а также моделируется человек вопрошающий: есть ли бог вообще?, то в реализме Бог идет на встречу ищущему человеку, тем самым находится гармоничное сосуществование двух миров – божественного и человеческого.
|
|
• Происходит постепенный отказ от старых образцов, поиск современности в прошлом, которое понимается как история, поэтому происходит расширение тематике.
• Смещение от религиозных сюжетов к бытовым, усиление роли пейзажа, что приводит к появлению пейзажа как самостоятельно жанра.
• В это время происходят технические преобразования в живописи – теория цвета Гете, Рунге, работа на плэнере, работа чистыми красками, отдельными мазками.
Традиции классицизма основываются на античности, Возрождении и 17 веке (Пуссен). Представители классицизма: Давид, Прюдон, Энгр (идеал искался в сюжетах античной мифологии, в современной культуре востока, символизирующей гармонию, в природных формах, через интерес к античности бог в человеческом теле).
Романтизм: Жерико, Делакруа, Фридрих. В жанре пейзажа: Коро, Констебль, Руссо, Тернер, Прерафаэлиты.
Б) Творчество Джона Констебла. (1776 – 1837).
-концепция нац англ пейзажа
-программа «естественного живописца»
-пейзаж раскрывает события священ ист.
-пленэрная живопись
|
|
-комментарии к погодными условиям на обратной стороне ПИ – удержание момента
-этюды пишутся маслом
-эскизность (незаконченность)
-влияние на франц живопись
-тональное колористич единство
- 2 пространства: небо и земля, горизонт занижен. Точка зрения на уровне горизонта, взгляд на землю как бесконечный дол под покровом небес. Соучастие этих 2 сфер
традиции: англ поэзия к18-н19 (Бернс, Кидс) – ценность мира природы и чел растворенного в ней.
Пейзаж Гейнсборо – связь земли и неба за счет естественных законов мира. Реалистический пейзаж
Искусство северного возрождения – события растворяются в толпе, череде событий. Суета затягивает людей и они не видят главного. Малое в действительности великое. (Брейгель).
17век Лорен, Пуссен – природа – репрезентант абсолютного начал.
Родился в семье мельника-благостность крестианского труда, изучал физику и динамику небесных стихий. 1833-36 – лекции об эволюции живописи.
Ранний п-д до 1811. Мальверон холл 09, Мельничный поток 11, Детхемская долина
Связующее звено – деревья между небесным и земным мирами.
1811-19 – жанровые колебания
20е – зрелый п-д. Телега для сена, Прыгающая лошадь 25, Облака, Стоун хендж.
Оформление концепции пейзажа, влияние на франц живопись
|
|
Создание векторов естественного духовного устремления, демонстрация естественного устремления земли к небесам.
Человек в неразрывном единстве с природой, присутствие как встроенность, крестьяне, трудящиеся на земле. Движение человека определено движением природных элементов.
Тема собора в Солсбери 23-28: 1ПИ – образована триумф арка деревьями, внутри шпиль собора. Тема спускающейся арочной комп. Тема успокоения, питательность земли. 2ПИ- естественность готической тяги чел. Дерево и шпиль тянутся в одну сторону. 3ПИ – аркада переходит в сферу неба (радуга – мост). Ореол собора дается небесами.
Серия этюдов облаков. Облака – та часть небесного пространства, кот принадлежит земле. Движение, беспокойство. Отношение неба и облака = человек и земля.Облака – репрезентант чел. Движение облаков в небесах = движение чел души.
Поздний п-д 28-37 Сток-бай-нейленд
Эскизность, прожигание светом всей природы (белые цветовые и световые блики)
Билет 6.
Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 994; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!