А) Общая характеристика западноевропейской архитектуры первой половины 19 века.



Билет 1.

А) Общая характеристика западноевропейской художественной культуры 19 века.

XІX век во многом был обусловлен переломным моментом в истории Западной Европы - Великой Французской Революцией (1789-1799), которая надолго определила пути развития европейской культуры. В новых условиях проводилась рефлексия над прошлым и выбор дальнейшего пути.

- Архитектура перестала быть стилеобразующей, скульптура и живопись стали развиваться обособлено от нее, => упадок архитектуры.

- происходит смена приоритетов в ис-ве, от церковно-монархического (религиозное) к общественному (светское),

- новое время определило создание новых героев, осознание ценности человеческой жизни (идея Свобода-равенство-братство), => каждый человек уникален => поиск идеала в современности

- искусство становится более доступным для масс, устраиваются массовые выставки, государственные экспозиции => демократизация искусства,

- расцвет таких видов искусств как живопись, музыка, литература, они более приемлемы для понимания широкими слоями общественности (человек остро чувствовал разлад между собственной душой и остальным миром - интимные виды искусства, в кот зритель остаётся наедине с автором, – живопись, музыка и худ лит; а искусства, адресованные многим, архитектура-кризис).

Все образовавшиеся направления в искусстве наиболее полно проявились в ведущих западноевропейских странах: Франции, Англии и Германии.

- проявляется интерес к античности, национальному прошлому, мусульманскому миру (активные археологические открытия, идеи свободы, равенства и братства, осознание единства человека),

=> расширение сюжетов, жанров, техники

=> демократизация искусства, его демократическая направленность

- научный подход к искусству, выражающийся в архитектуре – в новых методах и материалах (использование железобетонных конструкций), в живописи – использование новых техник,

- существование различных стилей и направлений, появление новых (конструктивизм, реализм, преимпрессионизм, импрессионизм) и т.д.

- тенденции к объединению разных стилей как попытка найти свой собственный

Для Европы 2/2 XIX в. – развитие промышленности. Во Фр на смену республиканскому строю, установленному революцией 1848 г., пришла империя Наполеона III (1852 – 1870 гг.). Франко-прусская война 1870 – 1871 гг. и очередная революция 1870 г. привели к восстановлению буржуазной республики. В этот период Франция создавала мощную банковско-финансовую систему, а присоединение новых колоний сделало её второй после Англии колониальной державой. 

В Герм после австро-прусской войны 1866 г. главенствующее положение заняла Пруссия, что повлекло за собой объединение страны в 1871: в Германскую империю. 

На англ престол в 1837 г. взошла королева Виктория (1837 – 1901 гг.), и в могущественной Британской империи нач эпоха, получившая название викторианской. Англия стала ведущей промышленной страной. Заводы и фабрики окончательно вытеснили ремесленное производство и наводнили рынок товарами далеко не лучшего качества и вкуса. 

Люди искусства стремились передать образы нового времени. Рушились худ принципы, рождённые прошедшими веками, отметались старые сюжеты. законодательницей мод и стиля жизни оставалась Франция, устраивались всемирные промышленные выставки, где демонстр и пр иск. Искусство выходит за пределы Европы (Азия, Япония, Китай, Африка). От религиозного к общественному, к личностному. Классицизм – романтизм – реализм – импрессионизм.

- субъективность взгляда художника (а не работа над гос заказами), тенденции смены приоритетов от объективного общественного взгляда к субъективно-личностному отношению художника к миру,

- критика,

-развитие гравюр

- реализм (документальность, историзм. Аналитизм, философизм) и т.д.

Б) Творчество Камиля Писсаро. (1830-1903)

представитель импрессионизма

раб в осн. в жанре пейзажа, писал в осн тропическую природу + окрестности Парижа («Пейзаж Монморанси») - природа с ее бесконечной изменчивостью состояний.

мифологический пейзаж, гл. тема устроение мироздания. Устойчивое построение, строгая композиция с помощью геом форм, линейная перспектива на основе противопоставления планов.

Трад Коро. Барбизонцы, Милле, Курбе

Равнозначность мазков. Техника рефлекса, равномерность

1. Ранний период (1860-1870)

-пейзажи небольших размеров

-человеч. фигура небольшая, явл составляющей частью глобального контекста

- гл герой – природа

- влияние Коро

- мифологич пейзаж в ином аспекте

- соед трех сфер (небо, человеч пр-во, плоскость земли).

- они взаимосвязаны вертикалями. Вертикали выступают из земли (растение, люди, трубы), идея роста

- мотив дороги. Мотив дороги и катящегося по ней колеса. Движение двунаправленное. дорога как путь чел жизни. Тема реки. Река - аналог переосмысления жизненного пути, связывает два берега в единое простр-во, движение воды и света, возможность движения чел фигуры. Отсутствует повествовательность. Нет Сюжета. Основной связующий элемент – деревья. Способность выйти в другие сферы.

- ступенчатое строение мироздания

Репрезентанты: Красные крыши, пейзаж в Шапонвале

Пытаясь разрешить проблему передачи рассеянного солнечного света, художник зна­чительно усовершенствовал свое мастерство в фиксировании движения и световой реф­лексии на других предметах. «Дилижанс в Лувесьенне»

писал на пленэре.+ влияние Констебла.

В кон 70-х, литография и офорты - точность наблюдений.

различные уголки Парижа, многолюдные улицы, бульвары, площади.  

2.Зрелый период (1880ые)

-произведения бол размеров

- Искл интересуют чел фигуры, он - центр композиции.

- Прост-во небесной сферы уходит.

- ведущим становится статический принцип мироздания

- фигура подчиняется законам солнечного блика. Человеч фигура становится вместилищем солнечного блика(«Девочка с прутом»)

- традиции примитивов (миниатюры средневековья. народное творчество, календари, часословы). Эти трад воплощаются в теме ролевых работ ( визуализация круговоротов разных времен года)

Репрезентант: «Завтрак»(1881),

3. третий период (1885-1890)

неоимпрессионизм – научное основание импрессионизма. Работает отдельными точками. ( точка - основной элемент)Самостоятельность каждого мазка доводят до научного метода. Квадратные форматы (принцип устойчивости картины мира).

4. Четвертый период (Кон 90-нач 00 гг)

погодные условия

В тв-во входит тема города «Оперный проезд. Эффект снега» погодные условия вводятся в название картины. Серии город пейзажей в разное время суток. «Бульвар Монмартра», «Руанский собор» противоречит Моне, т.к. четкость, ясность, контур. Точка зрения сверху. Визуальное нисхождение. Автопортреты.(саморефлексия, состояние зрения, художник – это модель видения)

Билет 2.

А) Общая характеристика западноевропейской архитектуры первой половины 19 века.

XІX век во многом был обусловлен переломным моментом в истории Западной Европы - Великой Французской Революцией (1789-1799), которая надолго определила пути развития европейской культуры. Архитектура перестала быть стилеобразующей, скульптура и живопись стали развиваться обособлено от нее.

Тенденция века в архитектуре: идея нац.единства => широкое разворачивание градостроительства, перепланировка городов, строительство арх.облика городов-государств (нац.облик). Появляются проекты городов: внимание к узловым моментам (площади, улицы), вокруг которых растет город. Градостроительная функция арх-ры, перепланировка городов: прямые проспекты, бульвары, принцип единообразия. Градостроительство опирается на науку: опора на геологию, инженерию => появляются новые технологии, материалы. (Проект городской заставы (Застава Этуаль)1785-89).

Усиление роли общ.зданий (фабрики, банки, конторы, библиотеки).

В ½ - середине 19 века развиваются следующие арх.направления: во Франции – ампир, Германия –классицизм, ретроспективизм, Англия – ретроспективизм, неоготика.

Поиск эталона в Античности как образца идеального государства. Прославление новой империи и императора как наместника Бога. Характерна симметричность, греческие и римские традиции, традиции эпохи Возрождения (А.Палладио - гармоническое сосуществование архитектуры и природы), традиции классицизма 17 века – простота, четкость форм, лаконичность, масштабность сооружения, гармоничное вписывание скульптурных элементов в архитектурное пространство. Элементы ордерной системы как стремление выявить чистые геометрические соотношения арх.объемов. Аскетизм.

Ампир (ареаклассицизм) -1 волна до 1815. Подчеркнут идеологический момент Трад.рим.империи. Подражание внешним формам греч.периптера. Торжественность, яркость, помпезность. Особенно ярко проявляется в интерьере.

2 волна 1815-48 новые постройки социальной направленности

множество дворцов правосудия сакрализующая функция соц.системы и админ.аппарата возрождение традиций Леду. Строительство триумфальных арок, которые подчеркивали аспект человека созидателя и триумфатора. Ц.Сан Мадлен1806-28 П.Виньон,

Триумф.арка на пл.Звезды 1806-36 Ж.-Ф. Шальгрен

Анри Лабруст Библ. Св.Женевьевы 1843-50,

Триумфальная арка на пл.Карузель 1806-08 - Персье и Фонтен

Англия (особая ситуация): Ретроспективизм (30-50 гг.) - Воспроизведение одного стиля в интер. и экст. Музеи, дворцы, церкви, театры  - Британский музей 1823-47 Р.Смерк

Неоготика-ареорамантизм. Этапы: 1. изучение и реставрация средневек- нач.19в. 2. Прямая имитация ц.Сант Эжен Л.А.Буало 1854-55, 3. Эклектизм с применением гот.форм – рождение неоготики (Здание британского парламента в Лондоне 1840-52 Ч.Берри)

В искве 1/2 XIX в. два направления – неоклассицизм и романтизм. 

Расцвет неоклассицизма - годы Великой Французской революции и период правления Наполеона1.Этот стиль господствовал в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве на протяжении трёх первых десятилетий XIX в. Для людей того времени жизнь древних греков и римлян была не только идеалом красоты, но и моделью мира, который они пытались построить. 

Новое направление в европейской культуре – романтизм– выражало взгляды молодого поколения рубежа XVIII – XIX вв., испытавшего разочарование в прописных истинах Просвещения. 

Мир романтиков таинствен, противоречив и безграничен; художник долж. был воплотить его многообразие в своём творчестве. Основное в романтическом произведении – чувства и фантазия автора. Для художника романтика не было и не могло быть законов в искусстве: ведь всё, что создавал, рождалось в глубине его души. Единственное правило, которое чтил, – это верность себе, искренность художественного языка. Нередко творения романтиков шокировали общество полным неприятием господствовавших вкусов, небрежностью, незавершённостью.

Б) Творчество Клода Моне. (1840-1926) представитель импрессионизма

начинал карикатуристом (принцип точности видения, гл ср-во Моне – глаз)

Главная идея – взаимопроникновение пространств мира земного и небесного

Солнечный свет, Вечность в мгновении («поле маков»), Цветовое пятно, кот соответствует предмету изображения, Пейзаж и элементы чел мира

Трад Констебл, Тернер.

В 71 году Моне посещает Англию, где испытывает влияние Тёрнера. От него заимствуется концепция мифологического пейзажа. Тернера стала толчком к появлению «Впечатление. Восход солнца». 1872

Кадровость, кажущаяся случайность, отсутствует сюжет, есть только мотив

тема восхода Солнца: «Яхта, приближающаяся к побережью»

Здесь Моне интересует две сферы: небо и вода (ничего больше не существует).

Взаимопроникновение Солнца, распространяющего свой красный цвет по всему небу и обозначающего свой путь нисхождением в воды, а мачты при этом поднимаются в небеса, Вода вся в отражении, всё пронизано тенями (представлены тенденции восхождения и нисхождения). Корабли, двигающиеся воздухом по воде.

Небо и море в данном случае окрашены в один цвет. Стихия воздуха и воды в данном случае проявлена за счёт стихии огня (за счёт света).

Вода – сильнейшая отражающая сторона. Эталонный момент зеркала мира

Здесь представлены и лодки с человеческими фигурами - момент сопричастности человека этому событию.

При этом человеческая фигура и лодка отбрасывают тени. Благодаря тени человечески фигуры тоже начинают расплываться, расплывание, растворение происходит за счёт тени, но тень возможна только благодаря свету.

Концепция мифологического пейзажа Тернера, который ввел мифологические силы, связывающие с божественными силами). Моне представляет космический процесс. Восходящее солнце – меняется ночь на день – это глобальные процессы, которые движут землю. Божественная сущность предполагается для осознания – каждый раз это космический процесс.

«Впечатление» характер мгновения, вызванного сиюминутным. Пространственная аналогия жизни человека сознающего и жизни вселенной.

«Бульвар Капуцинок». – 1874 год.

Человеческие персонажи понимаются здесь как лишь поверхности. Причём это поверхности, на которые проецируется свет. Проявлена уравновешенность в прочими объектами. При этом для Моне важен момент присутствия рефлексирующего (здесь это проявлено за счёт фигуры на балконе – есть тот, кто смотрит сверху, кто способен увидеть нечто как поток целого).Качество порцелированности не только в людях, но и в домах, окнах.

«Дом таможенника» яркие локальные цвета, кот помечаются разные сферы, небо бросает свой цвет на землю. Цветовое представление света, тени цветные, мир цветной.

Моне многократно работает с одним и тем же мотивом. Так появляются его серии: «Вокзал Сен Лазар», «льды в Ветьойе», «Стога», «Тополя». Происходит взаимопроникновение разных сфер (небесных и земных).

Моне часто обращается к Венеции. В тополях повторяются мотивы вертикалей опор для гондол (воткнутых в землю и в воду) и отражённых опор. В тополях это является такой же моделью связующего стержня (тополя отражаются в водной части). В построение композиции кадровость, серийность.

Теряются пространственные ориентиры – пространство тотальной рефлексии отражения одного в другом. «Руанский собор», «Виды Темзы».

Сквозной темой всей его жизни являются «Кувшинки» - «Японский мостик в Живерни».

Первый этап – «Японский мост». Конкретика реально существующего японского моста. Мост создаёт эффект, структуру Радуги (символ взаимодействия двух сфер). Этот этап сменяется интересом к водной сфере – целая серия работ «Кувшинки». Это диптих.

В поздний период творчества он занимается созданием декоративного панно с изображением этих кувшинок (огромные размеры – концепция принципа продления, расширения усиливается. Усиливается концепция за счёт увеличения масштабов, тем самым превозносится бесконечная протяжённость рассматриваемой водной стихии). Кувшинки здесь в философском смысле воспринимаются практически как небо (выглядит как отражение, рефлекс облаков в воде). Невозможно определить водное или воздушное пространство

Билет 3.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 715; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!