А) Общая характеристика западноевропейской скульптуры 19 века.
Скульптура 19 века развивается преимущественно в русле двух стилей – классицизма и романтизма.
- Скульптура – один из видов искусства, моделирующий эталон. Она лишена иллюзорности, изобразительна. Скульптура в это время воспринимается как физическая форма, которая выступает наиболее характерной оболочкой божественной сущности.
- скульптура этого времени соразмерна зрителю, она находится в единой с ним системе координат. Уподобляется зрителю, но она статична – момент рефлексии над природой человеческого существа.
- основная линия развития скульптуры – академизм (кл-зм)
- заказчиками в это время преимущественно являются церковь, государство и частные лица.
- активное создание монументов, бюстов, портретов => желание понять сущность человека,
- гражданская направленность скульптуры (% Гудон. Рюд)
Основные жанры: мемориальная скульптура, портрет, античные сюжеты (эталон находится в прошлом, герой современности уподобляется античному герою. Два направления:
1. Классицизм: Канова (надгробия, портрет, Паолина Боргезе в виде венеры победительницы), Гудон (портрет, мемориальная скульптура, античные сюжеты), Торвальдсен (античные сюжеты, Ганимед и Юпитер), Шадов (портрет, парадная скульптура – квадрига). Д’Анжер (рельеф Пантеона в Париже)
• в начале века определяется как ампирский стиль
• ориентация на античные памятники, сюжеты из античной мифологии.
|
|
• тесна взаимосвязь с живописными традициями 19 века (гл. идеологом здесь выступал Давид, а сама живопись обладала качеством скульптурности). Опора на труды Винкельмана,
• преобладание линеарности, и как следствие особое значение контура, который понимается как предел, дающий форму сути,
• замкнутость – вытекает из роли контура,
• множественность, которая заключается в чёткой обработке и просматриваемости отдельных деталей,
• плоскостность, которая в рельефах выстраивается как фризовость, а в круглой скульптуре как фронтальность, преобладание одной точки зрения, наличие единой оси, относительно которой располагаются все элементы, уравновешенность.
• совмещение художественного материала связанного с современностью и античного сюжета, наделение конкретного портретируемого персонажа качествами божества, в образе которого он представляется,
• ориентация на античность, которая проявляется в выборе материала – преимущественно мрамор,
• дидактичность, простые геометрические формы, устойчивость композиции,
• тема внутреннего равновесия, самодемонстрация,
• патриотизм и гражданственность
|
|
2. Романтизм. Представители – Рюд (памятники – Ней, Марсельеза) Бари (анималистика), д Анжер (медальоны, мемориальная ск.),
• Материал: бронза, гипс
• Усложнённый контур
• Динамика, активность, преодоление собственных пределов,
• Единство – сложно разделить изображение на отдельные предметы, контуры и ракурсы сильно пересечены
• Открытость – множество точек зрения,
• Эмоциональность, драматичность
• Отказ от академических канонов,
• Динамичная картина мира – следовательно – идея движения, попытка выхода героя в пространство иного, порыв в бесконечность,
• мир в постоянном движении,
• тема божественного вдохновения,
• разновременные жесты и позы в одном персонаже,
• фигуры в пересечении,
• обращение к натуре
Реализм (Домье)
- обращение к мотивам и образам современной жизни,
- работа с натуры,
- достоверность,
- бытовые сюжеты,
- отсутствие идеализации,
- жанровые сцены.
Б) Творчество Эжена Делакруа(1798-1863)
Представитель романтизма.
Темы: современность, национальное прошлое, древние культуры, литературные сюжеты, портреты, монументальные росписи
Традиции: Барроко Рубенс, позднее возрождение (Тинторетто), Жерико (для раннего тв-ва), литературные традиции (Шекспир – вопрос о пограничности, рассуждение о бренности человеческого существа, Байрон, Гете – бесконечное устремление человека найти истину, Данте – рассуждение о тотальности человеческой греховности, предлагает спуститься в глубины человеч-й греховности)
|
|
Религиозная жив-сь – любой сюжет становится основой для религиозных размышлений
Лейтмотив – противоборства человека и стихии, рока
Главная роль – цветовое пятно, колорит (преобладание живописности)
Линия – лишь граница слияния 2-х цветов
Реформа живописного метода: 1)использование системы дополнительных цветов, 2)смешение цветов на холсте, 3)система рефлексов – создание единого тона, пронизывающего все пространство худ-го произвед.
Диагональное построение композиции
Не использует прямых линий
Фигуры находятся в движении
1. период(1822-1831):
- 1815 – учился в мастерской Пьера Герена
- 1816 – школа изящных искусств
Кл-ое художественное образование
В Лувре изучал старых мастеров – Рубенс, Мик-но, венецианцы 16 века, Веласкес
От Кл-ма: четкое деление на планы, античные сюжеты (Данте, Вергилий)
От Ром-ма: Борьба стихий - Человеческая греховность, вечное движение, человеческие страсти, одиночество человека, погрязшего в своей греховности (Ладья Данте)
|
|
Художественный материал – литературные источники (Бож комедия Данте, ТВ-во Шекспира «Гамлет», Байрон) Лит-ра- вербальная модель для изобразительного творчества
Темы:
1. тема человеч греха
2.блуд своего собственного нутра
3.Пространство ада человеч души
4.тема тленности человека (вопросы грани между бытием и небытием)
5. тема искушения человека дьяволом
6. тотальная греховность челов-ва. Чел плывет в море греховности, адовы волны омывают его.
Рпрезентанты: «Ладья Данте»(персонификация различных грехов, путь челов жизни в море разрушающей греховности), «Гамлет и могильщики»(тема смысла жизни и смертности), «Резня в Хиросе» ( в основе сюжета актуальные события), «свобода,ведущая народ» (героизация современности аллегоричность,несовпадение бож закона и человеч движения), «Греция на развалинах Мессалунги» (мифологизация события,гл грех – стремление убивать), «Смерть Сарданапала» -греховность становится причиной гибели
2. второй этап 1832 –изменяется концепция миропонимания
- путешествие в Марокко
- тема востока (уравновешенные композиции, душевный покой, гармония, созерцательность)
-совр восток – новый способ постижения античности
Обогащение цветового видения худ-ка, внимание к свету – сложность колорита
Тема – женщины Востока, арабы (Алжирские женщины)
Созерцательное начало, человек представлен вне социальных тревог
Устойчивость композиции (покой)
В это же время картины на мифолог., истор., литерат. сюжет (Взятие Константинополя, Правосудие Трояна, Гамлет на кладбище)
Большие масштабы
Смерть нивелирует живое начало в человеке
Репрезентант: «Алжирские женщины»,
2. п-д 1832-1843гг.
Работает над росписями Бурбонского дворца, влияние Мик-но, Рубенса
Тема божественного возмездия за грехи.
Кл-ие принципы темы:
1.ветхозаветные сюжеты
2. античные сюжеты
«Триумф Александра, «Орфей», «Геродот и волхвы»
Росписи капеллы святых ангелов в сен-Сюльпис
1)Единоборство Иакова с ангелом (вост стена), 2) Изгнание Иллиодора из храма (зап стена), 3) Архангел Михаил побеждает змея (плафон), техника восковой живописи
Билет 5.
Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 1277; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!