Язид ибн Харун, шейх-уль-Ислам (умер в 206г.х.).



182 – Шазз ибн Яхья сказал: «Я слышал, как однажды Язида ибн Харуна спросили: «Кто такие джахмиты?» - на что он ответил: «Тот, кто полагает, что «Милостивый вознесся (истава) на Трон», но противоположно тому смыслу, который прочно покоится в сердцах всех людей, тот и есть джахмит».[206]

Говоря о «всех людях», Язид ибн Харун имел в виду большинство мусульманской общины и обладателей знания. А под смыслом данного аята, который прочно осел в их сердцах, имеется в виду тот смысл, на который и указывает его прямая речь, наряду с убежденностью в том, что Вознесшийся не имеет Себе никакого подобия. Это и есть то, что прочно покоится в неискаженном естестве всех людей и их здравых рассудках. А если бы помимо этого существовал какой-то иной смысл, то они бы обязательно озвучили его и не оставили бы его без внимания. И еще, если бы кто-то из них истолковал вознесение Аллаха (вопреки его прямому смыслу), то люди бы приложили максимум усилий, чтобы передать это от них, а если бы подобное передавалось, то непременно бы стало широко известным. И хоть среди невежественных тупиц и встречались те, кто под «вознесением» (истава) понимали нечто подразумевающее несовершенство Аллаха или проведение аналогии зримого с сокрытым и творения с Творцом, то это случалось крайне редко, а тем, кто высказывал подобные воззрения, воспрещали это и обучали их (верному пониманию). И не думается мне, что кому-то из людей подобное могло запасть в душу. Аллаху же ведомо лучше.

Са’ид ибн ’Амир ад-Дуба’и, ученый Басры (122-208 гг.х.).

183 –‘Абду-р-Рахман ибн Абу Хатим сказал: «Рассказал нам мой отец следующее: «Мне рассказывали, что, говоря о джахмитах, Са’ид ибн ’Амир ад-Дуба’и сказал: «В своих убеждениях они хуже иудеев и христиан, ведь иудеи, христиане и приверженцы остальных религий едины с мусульманами в том, что Всемогущий и Великий Аллах на Троне, а джахмиты говорят: «Нет. Он вообще ни на чем!»

Ваки’ ибн аль-Джаррах, ученый Куфы (127-197).

184 – Ахмад ибн Ханбаль, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды, когда Ваки’ рассказывал нам от Исраиля хадис: «Когда Всемогущий и Великий Господь воссел на Престол (аль-Курси)…» один из присутствующих у Ваки’а мужчин вздрогнул. Тогда Ваки’ разозлился и сказал: «Мы застали аль-А’маша и ас-Саури, рассказывавшими эти хадисы, и они не отвергали их».

Данное сообщение приводится у Абу Хатима от Ахмада.

185 – Яхья ибн Яхья ат-Тамими сказал: «Я слышал, как Ваки’ говорил: «Тот, кто сомневается в том, что Коран – это слово Аллаха, (т.е. в том, что он не сотворен), тот – неверный. И тот, кто не свидетельствует, что Коран ниспослан, а не сотворен, тот – неверный по единогласному мнению (аль-иджма)».[207]

186 – Ахмад ад-Давраки сказал: «Я слышал, как Ваки’ говорил: «Мы передаем эти хадисы так, как есть, и не говорим: «Как это…?» или «Почему это так…?», имея в виду хадисы типа: «Он понесет небеса одним пальцем…» или «Сердце потомка Адама между двумя пальцами Милостивого…»[208]

39 – ‘Абду-р-Рахман ибн Махди, выдающийся имам (125-198 гг.х.).

187 – Далеко не один передатчик сообщает, что ‘Абду-р-Рахман ибн Махди, (которого ‘Али аль-Мадини охарактеризовал как знатока уммы, сказав «Если бы меня привели к публичной клятве между углом Каабы и местом моления Ибрахима, то я бы обязательно поклялся, что не видел никого более знающего, чем ибн Махди»), говорил следующее: «Джахмиты отрицают то, что Аллах мог разговаривать с Мусой и то, что Он может быть на Троне. Я считаю, что от них надо требовать покаяния в суде, а если они не будут каяться, то отрубать им головы».[209]

Вахб ибн Джарир, один из имамов Басры (умер в 206 г.х.)

188 – Сказал Мухаммад ибн Хаммад: «Я слышал, как Вахб ибн Джарир говорил: «Я предостерегаю вас от воззрений Джахма, ибо его последователи (своими словами) пытаются сказать, что над небесами ничего нет. Это не что иное, как от наваждения Иблиса, это не что иное, как неверие».[210]

Аль-Асма’и, выдающийся ученый своего времени.

189 – Дошло до нас, что аль-Асма’и говорил: «Однажды, когда сюда прибыла жена Джахма, некий мужчина сказал в ее присутствии: «Аллах на Своем Троне…» - на что она сказала: «На том, что имеет границы (трон), бывает тот, кто тоже имеет границы». Аль-Асма’и сказал: «Сказав это, она стала неверной».

Аль-Халиль ибн Ахмад, имам арабского языка (умер после 160 г.х.).

Мухаммад ибн аль-Хусейн сказал: «Сообщил нам аль-Му’афа ибн Закъарийя, а ему Мухаммад ибн Абу аль-Азхар, а ему аз-Зубайр ибн Баккар, а ему ан-Надр ибн Шумайл, а ему аль-Халиль ибн Ахмад, сказавший: «Однажды я пришел к Абу Раби’е аль-А’раби (наиболее знающему из всех, кого я когда-либо видел), а он в это время находился у себя на террасе. Увидев его, мы помахали ему, в знак приветствия, а он сказал нам: «Иставу». Мы не поняли, что он сказал, и один старик, находившийся тогда у него, сказал нам: «Он говорит вам: «Поднимайтесь». (Рассказав об этом), аль-Халиль сказал: «Это выражение взято из слов Всевышнего: «Затем Он вознесся (истава) над небесам, а они были дымом».


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 868; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!