Мухаммад ибн аль-Хасан, факых Ирака (131-189 гг.х.).



163 – Ахмад ибн аль-Касим ибн ‘Атыйя рассказывал: «Я слышал, как Абу Сулейман аль-Джузаджани сказал: «Я слышал, как Мухаммад ибн аль-Хасан говорил: «Клянусь Аллахом, я не буду совершать молитву за тем, кто говорит, что Коран сотворен. И кто бы (из тех, кто совершал молитву за таким человеком) не спрашивал у меня об этом, всем я давал фетву о необходимости совершить эту молитву заново».[184]

164 –‘Амр ибн Вахб сказал: «Я слышал, как однажды Шаддад ибн Хаким упоминал, что Мухаммад ибн аль-Хасан, говоря о хадисе: «Поистине, Аллах спускается на нижнее небо…» и подобных ему хадисах, сказал: «Эти хадисы передали те, кто заслуживает доверия, потому то мы приводим их, верим в них и никак их не растолковываем».[185]

165 – Абу аль-Касим Хибатуллах аль-Лялякаи, а также шейх Муваффакъуддин аль-Макъдиси и другие ученые передали с иснадом от ‘Абдуллаха ибн Абу Ханифы ад-Дабуси следующее: «Я слышал, как Мухаммад ибн аль-Хасан сказал: «Все знатоки религии от востока до запада сошлись на том, что во все, что сообщается в Коране и достоверных хадисах посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о качествах Всемогущего и Великого Господа обязательно верить без толкования[186], описания и уподобления. Тот же, кто станет растолковывать хоть что-то из этого, тот отступится от того на чем был пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и отколется от общины мусульман, которые не отрицали и не растолковывали, а верили в то, что сообщается в Коране и Сунне, и умолкали на этом. Тот, кто говорит подобное словам Джахма, тот откалывается от общины мусульман, потому что он описывает Аллаха так, что выходит, что Его не существует».[187]

27 – Букайр ибн Джа’фар ас-Сулями, один из выдающихся ученых Джурджана[188].

166 –Абу Ахмад ибн ‘Ади сказал: «Я надеюсь, что в этом иснаде нет проблем…», а затем передал с иснадом от Ибрахима ибн Мусы следующее: «Однажды, когда я был у Букайра ибн Джа’фара, к нему пришел некий мужчина и спросил: «Аллах на Своем Троне! А как это (Он на нем)?» - на что Букайр сказал (присутствующим): «Выволоките его отсюда за ноги» - и его выволокли».[189]

28 – Бишр [ибн] ‘Умар аз-Захрани, знаток хадисов (умер в 207 г.х.).

167 – ‘Абдуллах ибн Ширавайх рассказывал: «Я слышал, как Исхакъ ибн Рахавайх сказал: «Сообщил нам Бишр ибн ‘Умар: «Я слышал, как многие толкователи Корана, говорили, что слова «Милостивый вознесся над Троном» означают – поднялся над Троном».[190]

Яхья аль-Къаттан, предводитель знатоков хадисов (120-198 гг.х.).

168 – Абу Хатим ар-Рази сказал: «‘Аббас аль-’Анбари рассказал мне, что слышал, как Абу аль-Валид ат-Таялиси говорил: «Однажды Яхья ибн Са‘ид сказал: «Как же могут они о словах: «Скажи: Он – Аллах Один», говорить, что они сотворены?»[191]

30 – Мансур ибн ‘Аммар, выдающийся проповедник своего времени.

169 – Со слов Сальмавайха ибн ‘Асыма, судьи города Хаджр[192], передается следующее: «Однажды Бишр аль-Мариси написал Мансуру ибн ‘Аммару письмо, в котором спрашивал его о словах Аллаха: «Милостивый вознесся (истава) над Троном»: как Он вознесся? Мансур ответил ему: «Вознесение Аллаха – необъятно, отвечать на это - излишний труд. Твой вопрос об этом – нововведение, а вера во все это - обязательна. Аллах Всевышний сказал: «Те, чьи сердца уклоняются в сторону, следуют за иносказательными аятами, желая посеять смуту и добиться толкования».[193]

Мансур был столь искусным в деле наставления людей и пробуждения сердец, что его даже приводили в пример другим.

Абу Ну’айм аль-Бальхи.

170 – Яхья ибн Айюб рассказывал: «Абу Ну’айм аль-Бальхи, заставший Джахма при жизни, рассказал нам следующее: «Был у Джахма товарищ, которого он высоко чтил и особо выделял среди остальных. Но вдруг, однажды, этот человек начал во всеуслышание предостерегать людей от Джахма и порочить его. Тогда я сказал ему: «Но ведь он же уважал тебя» - на что он ответил: «Поистине он совершил непростительное. Однажды он читал суру «Та ха», держа Коран у себя на коленях, и дойдя до аята «Милостивый вознесся (истава) на Трон», сказал: «Если бы я нашел способ, как стереть этот аят из Корана, то непременно сделал бы это!» - и это я еще стерпел от него. В другой раз, прочтя один аят, он сказал: «Как же искусно и красиво выразился Мухаммад, произнеся это!» В другой раз, держа Коран у себя на коленях, он читал суру «Та син мим» («Рассказы), и когда дошел до места, где упоминается Муса, отбросил Коран руками и ногами, воскликнув: «Да что же это такое?! Начинает говорить о нем здесь, но не доводит повествование до конца […начинает и не заканчивает]».[194]

Передатчика Абу Ну’айм звали Шуджа’ ибн Абу Наср аль-Мукри – он был одним из великих последователей ‘Амра ибн аль-’Аля. Это сообщение приводит ‘Абдуллах ибн Ахмад ас-Сагани от Яхьи ибн Аюба.[195]

Абу Му’аз аль-Балхи, факых.

171 – Ибн Абу Хатим сказал: «Рассказал нам Закъария ибн Давуд ибн Бакр следующее: «Я слышал, как Абу Къудама ас-Сарахси говорил: «Будучи в Фергане я слышал, как Абу Му‘аз Халид ибн Сулейман сказал: «Джахм перебрался в Термез. Он был красноречив, однако не было у него знаний, и не присутствовал он в собраниях обладателей знания. Однажды он вступил в беседу с суманитами (философская секта), и они спросили его: «Опиши нам своего Всемогущего и Великого Господа, которому ты поклоняешься». После чего Джахм ушел к себе домой и не выходил оттуда. Затем, спустя много дней, он вышел к ним и сказал: «Он (Аллах) – это этот воздух со всем сущим! Он во всем, и нет ничего, где бы Он не находился!» - на что Абу Му’аз сказал: «Солгал враг Аллаха, ведь Аллах, да возвеличится Его величие, на Троне, как Он Сам описал Себя».[196]

Однажды он молился с людьми о ниспослании дождя, после чего пошел дождь и аль-Ляйс подарил ему наложницу и тысячу динаров.[197]

33 – Суфьян ибн ‘Уяйна, один из выдающихся учёных (107-198 гг.х.).

172 – Ибн Абу Хатим сказал: «Рассказал нам Мухаммад ибн аль-Фадль ибн Муса, а ему Мухаммад ибн Мансур аль-Макки аль-Джавваз следующее: «Я видел как некий мужчина спросил Суфьяна ибн ‘Уяйну: «О, Абу Мухаммад! Что ты говоришь о Коране?» - на что тот ответил: «Это – речь Аллаха, от Него он изошел и к Нему же вернется».[198]

173 –Абу Бакр аль-Халляль сказал: «Поведал нам Харб аль-Кирмани, а ему Исхакъ ибн Рахавайх от Суфьяна, а тот от ‘Амра ибн Динара, сказавшего следующее: «За семьдесят лет я застал многих людей, и сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и тех, кто ими не являлся, и все они говорили: «Аллах – Творец, а все остальное сотворено, за исключением Корана, ибо он – речь Аллаха, от Него изошел и к Нему же вернется».

Данное сообщение от Ибн ‘Уяйны относится к категории «мутаватир».[199]

174 – Абу Бакр ас-Сагани сказал: «Рассказал нам Лювайн следующее: «Однажды Ибн ‘Уяйну спросили: «Что ты скажешь по поводу этих хадисов, которые передаются о лицезрении Аллаха?» Он сказал: «Это истина, которую мы слышали от тех, которым мы доверяем и кем довольны».

175 –Ахмад ибн Ибрахим ад-Давраки сказал: «Ахмад ибн Наср рассказал мне следующее: «Однажды я находился в доме Суфьяна ибн ‘Уяйны поздно ночью и задавал ему свои вопросы, будучи столь напорист в этом, что он даже попросил меня дать ему передохнуть. Я спросил его тогда: «Как быть с хадисом ‘Абдуллаха от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Аллах понесет небеса на одном пальце, а земли на другом»[200], а также хадисом: «Поистине, Аллах дивится (или улыбается) тому, кто поминает Его на рынках»[201] и хадисом: «Сердца рабов между двумя пальцами Милостивейшего»[202]?» Суфьян сказал: «Мы признаем их так, как есть, и рассказываем их (людям), не задавая вопрос «как?»[203]

34 – Абу Бакр ибн ‘Аййаш (умер в 194 г.х.).

176 – Хафиз Абу Хатим ар-Рази сказал: «Я слышал, как ‘Али ибн Салих аль-Анмати говорил: «Я слышал, как Абу Бакр ибн ‘Аййаш сказал: «Коран – это Речь Аллаха, которую он произнес Джибрилю, а Джибриль произнес ее Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует. От Аллаха он изошел и к Нему же вернется».[204]

177 – Имам Абу Давуд сказал: «Хамза ибн Са’ид аль-Марвази рассказал нам следующее: «Я спрашивал (об этой теме) Абу Бакра ибн ‘Аййаша и он сказал: «Кто считает, что Коран сотворен, тот для нас неверный - зиндикъ».[205]

178 – Яхья аль-Химмани сказал: «Абу Бакр ибн ‘Аййаш рассказал мне следующее: «Однажды ночью я пошел к источнику Замзам и зачерпнул из него ведро молока с медом».

Абу Хашим ар-Рифа’и сказал: «Я слышал, как Абу Бакр говорил: «Все творения представляют собой четыре вида: подлежащие оправданию, подлежащие испытанию, подневольные и изгнанные. Подлежащие оправданию – это животные; подлежащие испытанию – это род человеческий; подневольные – это ангелы, а изгнанный – это Иблис».

35 – ‘Али ибн ’Асым, выдающийся мухаддис Васита (108-201 гг.х.).

180 – Сын ‘Али ибн ’Асыма Яхья сказал: «Однажды, когда я находился у своего отца к нему пришел аль-Мариси и попросил разрешения войти. Я же сказал: «Отец! Неужели даже такие люди приходят к тебе?» Он спросил: «А что с ним не так?» Я сказал: «Он говорит, что Коран сотворен, утверждает, что Аллах вместе с ним на земле…» - и я упомянул еще некоторые его слова. И я не видел, чтобы нечто было бы столь неприятно моему отцу, как утверждения о том, что Аллах вместе с ним на земле и, что Коран сотворен».

181 –‘Али ибн ’Асым рассказывал: «Однажды я отправился в путешествие (за знаниями), и мой отец дал мне в дорогу сто тысяч дирхамов. Когда же я вернулся из своего путешествия, то привез с собой сто тысяч записанных хадисов».

‘Али ибн ’Асым был «океаном знаний», он прожил девяносто четыре года, однако с точки зрения передачи хадисов в нем присутствовала небольшая слабость.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 665; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!