Аль-Фарра, имам арабского языка (умер в 207 г.х.).



191 – Мухаммад ибн аль-Джахм сказал: «Яхья ибн Зияд аль-Фарра рассказал нам, что говоря об аяте «…Затем Он вознесся (истава) над небесами…», Ибн ‘Аббас сказал: «…т.е. - поднялся». (Далее аль-Фарра сказал): «И это так же, как если бы ты сказал о человеке: «Он сидел, затем возвысился (истава), в положении стоя» или «Он стоял, затем возвысился (истава), в положении сидя" - все это допустимо в арабском языке».[211]

Данное сообщение приводится у аль-Байхакы в «Китабу ас-Сыфат» (стр. 412-413).

Аль-Хурайби, один из имамов последователей преданий (126-213).

192 –‘Али ибн Раби’ аль-Баззар сказал: «Однажды я пришел к Бишру ибн аль-Харису и спросил его: «О, Абу Наср! Слышал ли ты что-либо по вопросу сотворенности Корана?» - и он ответил: «Как то я спросил ‘Абдуллаха ибн Дауда аль-Хурайби об этом, на что он прочел мне аят из суры «аль-Хашр»: «Он – Аллах, кроме которого нет иного божества(, достойного поклонения)» - после чего сказал: «Разве это может быть творением?! Упаси Аллах!»

193 –‘Абдуллах ибн Мухаммад ибн Асма сказал: «Аль-Хурайби рассказывал: «Однажды я прогуливался по Абадану[212] и предавался размышлениям о вопросе сотворенности Корана, как вдруг некий человек схватил меня сзади, встряхнул и сказал: «О, Ибн Дауд! Будь непоколебим, ибо поистине, Речь Аллаха не сотворена». Я обернулся, но никого не увидел».

45 – ‘Абдуллах ибн Абу Джа’фар ар-Рази.

194 – Сообщается, что Салих ибн ад-Дурайс рассказывал: «У ’Абдуллаха был родственник, которого он бил по голове за то, что тот придерживался взглядов Джахма. Как-то раз я видел, как он бил его сандалией по голове и приговаривал: «Нет! Пока ты не скажешь, что «Милостивейший вознесся (истава) над Троном» и Он отделен от Своих творений».[213]

Мухаммад ибн ан-Наср аль-Марвази (умер в 203 г.х.).

195 – ‘Али ибн аль-Хасан ибн Шакыкъ рассказывал, что он слышал, как ан-Наср ибн Мухаммад говорил: «Кто скажет, что этот аят: «Поистине, Я – Аллах, нет божества, достойного поклонения кроме Меня, так поклоняйтесь же Мне» сотворенный, тот неверный».[214]

Что касается объявления неверными тех, кто говорит, что Коран сотворен, то это передается от всех имамов первых поколений мусульман (саляф) во времена Малика и ас-Саври, затем во времена Ибн аль-Мубарака и Ваки’а, затем во времена аш-Шафи‘и, ’Аффана и аль-Ка’наби, затем во времена Ахмада ибн Ханбаля и ‘Али ибн аль-Мадини, затем во времена аль-Бухари и Абу Зур’и ар-Рази, затем во времена Мухаммада ибн Насра аль-Марвази, ан-Насаи, Мухаммада ибн Джарира и Ибн Хузеймы.

В те времена люди либо говорили, что Коран – это Речь Аллаха, Его откровение, ниспослан Им и не является сотворенным[215], либо - что это Речь Аллаха, ниспослан Им и является сотворенным, приводя в доказательство аят «Воистину, Мы сделали его Кораном на арабском языке» и говоря, что сделанное не может быть не чем иным, как сотворенным[216].

Затем, когда начал править аль-Маъмун, который был мутакаллимом[217], для него были переведены книги древних (философов), и он стал призывать людей к убеждениям о том, что Коран сотворен. Он всячески угрожал им и запугивал, в результате чего массы людей согласились с ним - кто-то добровольно, а кто-то из страха. Но были и те, кто не стал соглашаться с ним, как, в частности, Абу Мусхир (ученый Дамаска), Ну’айм ибн Хаммад (ученый Египта), аль-Бувайти (факых Египта), ‘Аффан (мухаддис Ирака), имам Ахмад ибн Ханбаль и ряд других личностей, - за что аль-Маъмун распорядился бросить их в тюрьмы, и более не обострял данную ситуацию вплоть до своей смерти в Тарсусе[218], где и был захоронен. Далее на престол взошел его брат аль-Му’тасым, который-то и устроил инквизицию (с целью понудить людей к принятию их взглядов под угрозой наказания), возложив непосредственный контроль за исполнением сего на своего судью Ахмада ибн Абу Дуада. Они подвергали имама Ахмада ибн Ханбаля жестоким побоям в заключении и вели с ним дискуссии (желая поколебать его убеждения), однако и после этого он не согласился принимать их взгляды. Это были тяжкие времена. Тот, кто хочет как следует изучить их и понять, что происходило в те дни, пусть обратится к соответствующим историческим книгам, в противном же случае, пусть сидит у себя дома, избавив тем самым людей от своего зла. (Другими словами) пусть либо скромно помалкивает, либо говорит, но со знанием дела, ибо как говорится, для каждого слова есть свои уста и для каждой битвы - свои воины, а свидетельством знания человека, является говорить по вопросам, в которых он не осведомлен: «Аллах и Его посланник знают лучше».

_______________________

[166] - Город в Иране.

[167] - Примечание шейха аль-Альбани: «Иснад по которому автор приводит данное сообщение хороший, а Яхья ибн аль-Мугира является правдивым передатчиком, о чем упоминается в «аль-Джарх ва ат-Та’диль» (3/2/245)».

[168] - А в передаче Исхака ибн Рахавайха от Ибн аль-Мубарака добавляется: «…и отделенным от Своих творений».

[169] - Примечание шейха аль-Альбани: «Данное сообщение приводится у ад-Дарими в «Радд ‘аля аль-Мариси» (стр. 24, 103) и «Радд ‘аля аль-джахмийя» (стр. 50), а также у ‘Абдуллаха ибн Ахмада (стр. 7, 25, 35, 72) по нескольким путям передач от Ибн Шакыкъа, и оно достоверно, как это подтверждает автор, а также Ибн Таймийя в «аль-Хамавийя» и Ибн аль-Кайим в «Иджтима’ алю-джуюш аль-Ислямийя» (стр. 44), говоря: «Это высказывание достоверно установлено от него таким количеством передач, которое близко к степени «мутаватир». См. «Иджтима’ алю-джуюш аль-Ислямийя» (стр. 84).

[170] - Примечание шейха аль-Альбани: «Мне неизвестно, кто такой Афлях ибн Мухаммад. Предание приводится у аль-Лялякаи (1/97/2), а также у аль-Байхакы, о чем говорится в «аль-Хамавийи» и поясняется: «Ибн аль-Мубарак имел в виду, что мы не любим, заводить разговоры об описании Аллаха от себя, пока об этом не будет указания в Коране и преданиях».

[171] - Здесь весьма уместно привести слова имам Ахмада из его книги «ар-Радд ‘аля аль-джахмийя», в которых он поясняет этот момент из вероубеждений джахмитов. Так он пишет:

Мы говорим: «Аллах есть «нечто сущее»!»

Они говорят: «Он «нечто сущее», но не как «нечто сущее»!»

Мы говорим: «Любой имеющий разум, знает, что «нечто сущее», которое не как «нечто сущее», есть «ничто»!


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 393; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!