Сунайд ибн Давуд аль-Массыси, знаток хадисов (умер в 226 г.х.)



215 – Абу Хатим ар-Рази рассказывал: «Рассказал нам ‘Имран ат-Тарсуси, что однажды он спросил Сунайда ибн Давуда: «Всемогущий и Великий Аллах на Своем Троне и отделен от Своих творений?» - и он ответил: «Да».

У Сунайда есть большой тафсир Корана, который я со всеми его иснадами просматривал лично, и могу заключить, что мазхаб Сунайда в отношении качеств Аллаха представляет собой учение первых поколений мусульман (саляф). Умер Сунайд в двести двадцать шестом году (хиджры).

Ну’айм ибн Хаммад аль-Хуза’и, знаток хадисов (146-228 гг.х.).

216 – Мухаммад ибн Махляд аль-‘Аттар рассказывал: «Рассказал нам ар-Рамади, что однажды он спросил Ну’айма ибн Хаммада о том, что означают Слова Всевышнего Аллаха: «Он с вами», - и он сказал: «Их смысл состоит в том, что ни одна тайна не скрыта от Него. (Он с нами) Своим Знанием. Разве ты сам не видишь, как Он говорит: «Не бывает тайной беседы между тремя, чтобы Он не был четвертым…»?![232]

217 – Передается, что Мухаммад ибн Исма’ил ат-Тирмизи сказал: «Я слышал, как Ну’айм ибн Хаммад говорил: «Тот, кто уподобит Аллаха Его творениям, тот станет неверным, и тот, кто будет отрицать то, чем Аллах описал Себя Сам, тоже станет неверным. А все, чем Аллах описал Себя Сам или Его посланник, уподоблением не является».[233]

Ну’айм ибн Хаммад являлся одним из тех, кого называют «кувшином, полным знаний». В ходе му’тазилитской инквизиции по вопросу о сотворенности Корана он был схвачен и брошен в тюрьму, где его продержали вплоть до его смерти, да смилуется над ним Аллах, в двести двадцать девятом году (хиджры) в возрасте восьмидесяти лет. Ну’айм ибн Хаммад был одним из тех, от кого передавал хадисы сам имам аль-Бухари.[234]

Бишр аль-Хафи, аскет своей эпохи (151-227 гг.х.).

У Бишра аль-Хафи имеется трактат по вероубеждению, который среди других ученых также приводит и Ибн Батта в своей книге «аль-Ибана». Среди прочего в данном трактате упоминается следующее:

«…Необходимо верить:

- в то, что Аллах вознесся над Своим Троном, как пожелал того Сам;

- в то, что Он знает обо всем;

- и в то, что Он и творит, и разговаривает, а Его слово «Будь» не является Его творением».

218 – Передается, что ‘Аббас ибн Дихкан рассказывал: «Как- то раз я сказал Бишру ибн аль-Харису: «Я бы хотел побыть с тобой какое-то время». Он сказал: «Если хочешь, то пожалуйста». Так, в один из дней (когда я был у него) я проснулся рано утром и увидел, как он вошел в шатер, и совершил там четыре рака’ата молитвы. И я слышал, как, находясь в земном поклоне, он говорил: «О, Аллах! Поистине, Ты поверх Своего Трона знаешь, что униженность милее для меня, чем знатность. О, Аллах! Поистине, Ты поверх Своего Трона знаешь, что нищета милее для меня, чем богатство. О, Аллах! Поистине, Ты поверх Своего Трона знаешь, что перед любовью к Тебе я не отдаю предпочтение ничему на свете!» После этих слов я поневоле разрыдался, а Бишр, услышав меня, сказал: «Ты знаешь (о Аллах), что если бы я знал, что этот человек здесь, то не стал бы говорить (это вслух)».

Умер Бишр ибн аль-Харис, да пребудет над ним милость Аллаха, в двести двадцать девятом году (хиджры).

59 - Абу ‘Убайд аль-Касим ибн Саллям (150-224 гг.х.).

219 – Передается, что Абу аль-Хасан ад-Даракъутни говорил: «Рассказал нам Мухаммад ибн Махляд, а ему аль-‘Аббас ад-Дури, сказавший: «Я слышал, как однажды Абу ‘Убайд затронув тему, в которой приводятся хадисы о лицезрении Аллаха, о Престоле (аль-Курси), о месте для Стоп Аллаха, о смехе нашего Господа, а также хадис: «Где был наш Господь до того, как сотворил небеса и землю?» - сказал: «Однако если нас спросят: «Как он наступает Своей Ступней и как Он смеется?» - мы ответим: «Мы никак не толкуем это, и вообще не слышали, чтобы хоть кто-то толковал это».[235]

Абу ‘Убайд был одним из имамов иджтихада, и лидером в знании арабского языка. (Для подтверждения сказанного) достаточно хотя бы того, что Исхакъ ибн Рахавайх говорил: «Поистине Аллах любит беспристрастность, (а потому я заявляю, что) Абу ‘Убайд более знающий, чем я, чем аш-Шафи’и, и чем Ахмад».

Умер Абу ‘Убайд в двести двадцать четвертом году (хиджры). Его перу принадлежит книга «Гъарибу аль-хадис». Хадисы о качествах Аллаха Он не затрагивал никаким толкованием, и даже более того, считал, что у них нет иного толкования, кроме того, что понимается из правил арабской речи. А Аллаху Всевышнему ведомо лучше.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 366; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!