Антипсихиатрия: борьба за права
Психиатрических пациентов
Важнейшим психотерапевтическим приложением «археологии гуманитарных наук», без сомнения, является антипсихиатрия, ставшая местом встречи главных философских соперников XX в. – экзистенциализма и структурализма, Хайдеггера и Фуко.
Термин Дэвида Купера «антипсихиатрия» точно выражает суть этого идейного и социально-политического учения, родившегося на волне «нового левого» движения в начале 60-х гг. прошлого века. Его колыбелью стала не Франция, как можно было бы ожидать, и даже не Соединенные Штаты, а приверженная эмпирическим традициям и «здоровому» консерватизму Великобритания. Вскоре, однако, антипсихиатрия получила распространение на континенте, затем в США, и уже в конце 60-х превратилась в массовое движение, объединявшее психиатров, медсестер, бывших психиатрических пациентов, юристов, журналистов, а также широкие слои сочувствующей общественности. В 1975 г. – как раз в год выхода «Надзирать и наказывать...» – была создана «Интернациональная сеть» – организация, ставившая целью ликвидацию клинической психиатрии как пенитенциарного института буржуазного общества.
Приоритет в отношении духовного отцовства антипсихиатрии принадлежит экзистенциализму. В 1957 г. ставший впоследствии знаменитым молодой врач-психиатр Тавистокской клиники Рональд Лэйнг опубликовал книгу «Разделенное Я: экзистенциальный анализ психического здоровья и безумия» [265], в которой, опираясь на доводы М. Хайдеггера и Л. Бинсвангера, очертил поле деятельности противников психиатрии. Во-первых, Лэйнг критиковал клиническую психиатрию за «объективиру-
|
|
204
ющий» подход к душевнобольным. Психиатры, писал он, относится к своим пациентам, как к сломавшимся механизмам, которые можно починить с помощью электрического тока, химических веществ и т.п., тогда как психическое расстройство являются расстройством личности, способа бытия человека в мире. Во-вторых, за мнимой объективностью нозологических симптомов безумия, утверждал Лэйнг, стоят общепринятые (субъективные) представления о нормальном мышлении, поведении и т.п. Только, если суждения, оценки, чувства индивида радикально расходятся с мнением большинства, психиатр начинает подозревать у него психическое заболевание, исследовать его мочу, интересоваться показателями электрической активности его мозга. В-третьих, он указывал на необходимость замены психиатрических методов лечения душевных расстройств адекватным методом, с помощью которого можно было бы «артикулировать» целостность человеческого существования – экзистенциальной феноменологией. Эти проблемы и стали содержательными ориентирами различных направлений антипсихиатрии.
|
|
Наиболее успешной и продуктивной оказалась критика теоретических и терапевтических концепций клинической психиатрии. Исследователи различных специальностей – врачи, биохимики, психологи, правоведы подвергли скрупулезному анализу патогенетические гипотезы, методы лечения душевных расстройств, эмпирические данные, которыми психиатры обосновывают свои представления, а также правовую базу их деятельности. В 70-90-е гг. XX в. появилось множество публикаций, авторы которых28, опираясь на огромное количество собранных благодаря деятельности антипсихиатрических организаций данных, показали, что большинство так называемых традиционных методов лечения душевных расстройств – психохирургия, шоковая и медикаментозная терапия не только не устраняют этих расстройств, но и наносят, существенный вред здоровью пациентов, унижают их и на-
–––––––––––––––
28 К лидерам этого направления относятся Питер Бреггин, Вильям Саргэнт, Лотар Калиновский, Пол Хох, Карл Прибрам, Джефри Мэйсон и др. См.: [172, 228, 229, 233, 299, 303, 304].
205
|
|
рушают их гражданские права. Несомненным достоинством этих публикаций была доступность изложения, позволившая широкому кругу читателей, минуя препоны «психиатрического жаргона», разобраться в сути дела. В результате совместных усилий ученых и общественности некоторые психиатрические методы были преобразованы, применение других ограничено рядом правовых условий, а третьи перешли в анналы истории психиатрии.
Например, после Второй мировой войны широкое распространение на Западе получили операции лоботомии. Метод этот был открыт португальским психиатром Эгасом Монисом в 1935 г. и заключался в рассечении пред-лобных или лобных долей головного мозга в гипотетическом месте, скопления «пораженных» клеток. Поскольку после таких операций буйные пациенты успокаивались и становились послушными, Монис был удостоен титула победителя шизофрении и награжден Нобелевской премией в области медицины. В 40-е гг. с фронтов Второй мировой войны начали возвращаться тысячи надломленных, опустошенных, а часто и агрессивных солдат. Их содержание в психиатрических отделениях госпиталей для ветеранов было связано со значительными расходами, больничных коек не хватало. В этой ситуации «Клиники Управления по делам ветеранов, – пишет С. Чавкин, – в срочном порядке приступили к организации специальных курсов для ускоренного обучения хирургов технике лоботомии. Пользуясь этим, многие слишком ретивые врачи, , вооружившись скальпелем, стали действовать на свой страх и риск. Так была открыта настоящая охота на незадачливых «буйных» душевнобольных. При этом никто уже не обращал внимания на то, кто они – бывшие фронтовики или обычные обитатели всеми забытых и заброшенных палат провинциальных психиатрических больниц» [207, с. 41–42]. Некоторые хирурги производили до 50 операций ежедневно, всего же лоботомии подверглись около 50 тысяч человек.
|
|
Уже к началу 50-х гг. обнаружились негативные последствия психохирургии: у 30 % пациентов она инициировала эпилепсию, от 1 до 3 % – погибали от кровоизли-
206
яния в мозг, но главное – практически у всех происходили резкие перемены в поведении, которые получили название «синдрома фронтальной лоботомии». Прооперированные пациенты становились пассивными, инертными, безразличными к своему внешнему виду, инфантильными, у многих отмечалось значительное культурное снижение. Несмотря на это, лоботомию продолжали применять. И лишь открытие в то же время транквилизаторов, заменивших собою, по выражению Чавкина, «смирительные рубашки», привело к ограничению оперативного вмешательства, однако не потому, что была признана его опасность, а в виду преимуществ (простоты применения, надежности) химических препаратов. Из-за этой недоговоренности, на смену лоботомии вскоре пришли усовершенствованные технологии удаления «дефективных» клеток мозга – комиссуратомия, воздействие током посредством вживления в «больной» участок электродов, предлобная звуковая терапия (ПЗТ). Последствия их были не менее пагубными для пациентов.
И только, попав в конце 60-х гг. в поле деятельности антипсихиатрии, психохирургия стала предметом общественного обсуждения и экспертизы. На волне борьбы за гражданские права в Америке и движения «новых левых» в Европе проблема ее применения приобрела политическую окраску. На первый план выдвинулись уже не медицинские, а социальные аспекты хирургических экспериментов с мозгом. Обнаружив более чем сомнительное «теоретические» основания хирургического вмешательства в мозг, его многочисленные негативные последствия, а также тот факт, что они квалифицировались как «побочные действия», оппоненты психиатрии пришли к заключению, что единственной целью массового использования лоботомии было усмирение пациентов (а не их излечение). Психохирургия была идентифицирована как насилие над личностью, нарушающее ее неотъемлемые человеческие и гражданские права. В результате инициированного и организованного антипсихиатрами протеста общественности от ее использования практически отказались. В наше время психиатрические законодательства большинства стран
207
либо вообще не упоминают психохирургию как разрешенный метод лечения, либо запрещают ее применение в недобровольном порядке.
Важнейшее достижение антипсихиатров состояло в том, что благодаря их социально-политической и просветительской деятельности была разрушена стена отчуждения между обществом и душевнобольными. И стоило гражданам, преодолев страх, предрассудки, равнодушие, взглянуть на клиническую психиатрию глазами ее пациентов, допустив для себя возможность оказаться на их месте, как необходимость преобразований тут же стала очевидной. В ряде стран (Италии, Германии, Швеции и др.) в 70-80-е гг. была начата реформа системы психиатрической помощи, к тому же времени относится пересмотр и разработка психиатрических законодательств большинства западных государств. Тем, кто снисходительно именует антипсихиатрию [всего лишь] ответвлением «контркультуры», стоит чаще об этом вспоминать.
Другое направление деятельности противников психиатрии содержательно вытекало из борьбы за права психиатрических пациентов, но оформилось под влиянием идей Маркузе и Фуко. «Франкфуртские левые» объявили социальные нормы главным орудием господства в эпоху [позднего] капитализма, Фуко представил нозологические концепции психиатрии в качестве наиболее изощренного и вместе с тем репрезентативного примера «дисциплинарного режима». В этом контексте психиатрические пациенты обретали статус диссидентов, которых «нормативная власть» подвергает репрессиям при помощи института психиатрии, так и не сумев превратить в «послушные» тела; подлинных личностей, не пожелавших поступиться своей уникальностью и стать такими, как все; безвинных жертв общественной нетерпимости и шовинизма. Соответственно, их освобождение переставало быть исключительно научной (юридической, социально-психологической и т.п.) проблемой, превращаясь в первостепенную политическую задачу. Ее суть прекрасно выразил З.Сокулер: «Поскольку власть оперирует нормой, нормой начинает оперировать и оппозиция. Вследствие этого борьба
208
против существующей системы ведется теперь уже во имя права на нормальное существование, которое должна обеспечить власть. Целью была жизнь, понимаемая как фундаментальные потребности, как реализация конкретной сущности человека и осуществление его возможностей. И уже не важно, говорит Фуко, является ли все это утопией или нет. Борьба вполне реальна; жизнь как объект политики была воспринята оппозиционными течениями буквально и обращена против системы, пытающейся осуществить ее регулирование. «Право» на жизнь, на тело на здоровье, на счастье» на удовлетворение своих потребностей стало лозунгом движений, направленных против нового типа власти» [171, с. 19]. Наряду с феминизмом, защитниками прав «сексуальных меньшинств», борцами за «политическую корректность» и «мультикультурность» к числу этих движений принадлежит и антипсихиатрия.
Главная цель «политических» критиков психиатрии состояла в том, чтобы доказать ее социальную ангажированность. Понятие «душевной болезни», утверждают они, является мифом, за которым скрывается непонимание и неприятие необычного, выходящего за рамки общепринятых стандартов поведения. Психиатрия лишь легализует «диктатуру большинства», придавая жизненным установкам современного западного обыватели видимость научно обоснованных норм человеческого существования. Приводя множество исторических, этнографических, «кросс-культурных» примеров, антипсихиатры демонстрируют условность параметров «психического здоровья». Скажем, самоубийство, рассматривающееся на христианском Западе как симптом душевного расстройства, в Японии являлось привилегией самураев; гомосексуализм не только не осуждался законом и моралью в Древней Греции, но считался высшим видом любви; состояние транса, в которое шаман входит сам и погружает своих «клиентов» с помощью психоактивных веществ, трактуется представителями коренных народов Сибири как условие общения с духами, а не симптом токсического психоза и т.д. и т.п.
Однако наиболее впечатляющим свидетельством условности представлений о «душевном здоровье» являются
209
изменения его «медицинских» параметров в современных диагностических руководствах и справочниках. В третьем издании DSM29, например, было отброшено классическое понятие невроза, в 1973 г. полномочные представители Американской Психиатрической Ассоциации (АПА) проголосовали за исключение из Справочника почти всех упоминаний о гомосексуализме как расстройстве. До голосования «голубая» ориентация считалась серьезной психической патологией, после него – частным делом граждан, одной из законных, а значит и нормальных форм индивидуального существования.
Опираясь на подобные факты и сопоставления, антипсихиатры «либерального» направления утверждают, что диагностические справочники клинической психиатрии являются чем-то вроде оперативных перечней актуальных . форм девиантного поведения, с помощью которых боль шинство утверждает и поддерживает свою власть над меньшинством. «Душевная болезнь, – пишет в этой связи Л. Стивенс, – представляет собой просто отклонение от желаемого или ожидаемого в том или ином обществе... объединяет все, что вызывает активное неприятие у описывающего ее лица» [172]. Психиатрическая теория отождествляется, таким образом, с идеологией, а психиатрическая терапия – с пенитенциарной практикой.
В чем же состоит решение проблемы? Приверженцев антипсихиатрии часто упрекают в негативизме: отрицая понятие душевной болезни, отвергая традиции медицинской психиатрии, в том числе по уходу за пациентами, они не предлагают альтернативы. Строго говоря, это не так – предлагают и не одну. Другое дело, насколько эти предложения адекватны проблемам психиатрических пациентов...
Наиболее радикальный проект освобождения «психических девиантов» предполагает ликвидацию не только института психиатрии, но и «нормативной власти» в целом: либеральное государство обязано гарантировать каждому человеку право быть Другим – мыслить, выглядеть,
–––––––––––––––
29 Diagnostic Standard Manual – американский диагностический справочник; являющийся также основой международной классификации болезней, принятой в нашей стране.
210
вести себя, выражать свои чувства, любить не так, как это делает большинство; поощрять плюрализм норм, «культур», жизненных стилей, способов существования, не допуская господства одного из них над остальными. Проблема безумия, таким образом, трансформируется в проблему толерантности и «политической корректности». Идейной опорой адептов «либерального проекта» стал постмодернизм. Родившись в конце 60-х гг. в среде французских филологов, он претендовал ни много ни мало на «ниспровержение новоевропейской культуры». Провозгласив любое знание относительным и связав эту относительность со способом речевого (дискурсивного) выражения, французские отцы постмодернизма (Ж. Делез, Р. Барт, Ж. Деррида и др.) инициировали пересмотр (деконструкцию) ценностей и представлений, казавшихся прежде незыблемыми. В отличие от скептиков прошлых времен, постмодернисты сосредоточили свои усилия на критике не научных, а идеологических постулатов, к которым, правда, они причисляли и научные теории, усматривая в них «дискурсивные практики» господства над природой. «Деконструкции» были подвергнуты также основоположения истории, искусства, литературы. Важнейшим направлением постмодернизма была и остается феминистская критика многих аспектов «маскулинной культуры» Нового времени – от языка до методов теоретического мышления. Если в середине XX в. феминисты отстаивали социально-экономические и политические права женщин, то в конце столетия они переключились на борьбу за право «женского дискурса» на пропорциональное идеологическое представительство. И подобно тому, как с движением за гражданские права в 60-70-е гг. солидаризировались самые разные меньшинства, аргументация «культурного» феминизма была использована другими группами дляпересмотра общепринятых представлений о красоте, устройстве семьи, сексуальности, состоятельности и, конечноже, психическом здоровье. Антипсихиатры, в частности, объявили понятие душевной болезни идеологическим мифом и потребовали предоставить девиантным личности свободу «быть и казаться иными»,
211
Однако, несмотря на безукоризненное соответствие «либерального проекта» постмодернистскому императиву толерантности, всякий, кто попытался бы реализовать его на практике, столкнулся бы с существенными затруднениями. Увы, помимо гомосексуализма, нарушений «половой идентификации» и «социального поведения» в психиатрических справочниках описано довольно много расстройств. Некоторые из них – паркинсонизм, фенилкетонурия, синдром Дауна и т.п. – являются безусловными болезнями (биологическими аномалиями мозга, обмена веществ и т.п.), другие – такие, как отдельные формы олигофрении, афазии, эпилепсии, сопровождаются органическими дефектами, третьи – при отсутствии биологических аномалий сопряжены с физическими (конверсивные расстройства) и психологическими (фобии, депрессии) страданиями, четвертые – препятствуют страстно желаемому социальному утверждению (тревожное расстройство), при пятых (аутизме, шизофрении, депрессии) человек теряет способность самостоятельно удовлетворять даже простейшие жизненные потребности и нуждается в посторонней помощи, при шестых (острых психозах, маниакальных эпизодах) – буйствует и представляет опасность для окружающих и т.д.
Как следует поступать во всех этих случаях? Признать их право на существование? Отбросить психиатрические классификации и попытаться понять их как альтернативные способы бытия? Но какими интеллектуальными ресурсами располагает для этого постмодернизм? Отрицательная диалектика, с помощью которой еще древние софисты с блеском выявляли противоположность любого догматического утверждения, тут бесполезна в виду позитивного характера задачи. Остаются средства лингвистической философии, составляющие the spirit постмодернизма. Однако при всей своей изощренности анализ шизофренического, истерического, паранойяльного «дискурсов», их сопоставление с «универсальным дискурсом», парадоксами Рассела, Кэрролла и Лакана представляют интерес главным образом для филологов, готовых оценить изящество интеллектуальных упражнений такого рода. Что же
212
касается психиатрических пациентов, то они с их страданиями остаются за пределами герметичного универсума лингвистической философии, в котором означающее соотносится только с означаемым, но не с предметом. На них задача понимания не распространяется, они, в общем-то, никого и не интересуют – истолкованию-то подлежит текст, «и уже не важно... является ли все это утопией или нет».
Порой все же даже антипсихиатрам постмодернистской ориентации приходится иметь дело с девиантными личностями в реальном, а не символическом регистре. «Когда речь идет о нарушении прав других людей, – пишет автор памфлета «Существует ли душевная болезнь?» Л. Стивенс, – нарушение социальных норм должно пресекаться различными средствами, одним из которых является уголовное законодательство. Однако называть нонконформное или нежелательное поведение «болезнью» или утверждать, что оно вызвано болезнью только потому, что оно неприемлемо с точки зрения господствующих социальных норм – бессмысленно. ...Решение состоит в том, чтобы научить людей социально приемлемым формам удовлетворения их потребностей и желаний, эффективному поведению и использовать силу и, если необходимо, принуждение, чтобы заставить их уважать права других» (курсив мой. – Е.Р.) [172].
Итак, в развернутом виде безупречно политкорректный «либеральный проект» освобождения психиатрических пациентов предполагает либо отстранение от их проблем либо/и привлечение силы государственной власти для «фасилитации» усвоения ими «универсального дискурса»; либо безразличие либо «нормальное» насилие. Такая вот толерантность...
Неизменный итог «интеллектуального анархизма», разновидностью которого является постмодернизм, замечательно выразил Фрейд в 35-й «Лекции по введению в психоанализ»: «анархическое учение звучит так неопровержимо,- писал он, – пока дело касается мнений об абстрактных вещах; но оно отказывает при первом же шаге в практическую жизнь» [там же, с. 412].
213
Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 458; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!