Медицинские нозологии и практическая медицина



 

Тем не менее, в классическую эпоху существовал и дру­гой, нерепрессивный, опыт познания безумия, отчасти юридический: следуя римскому праву, законодательства большинства европейских стран предусматривали освобож­дение умалишенных, чья невменяемость установлена вра­чом, от наказания за совершенные преступления, назна­чение опекунства и т.п.; по преимуществу же это был вос­ходящий к Аристотелю и Гиппократу медицинский опыт понимания безумия как болезни. Его прибежищем поми­мо многочисленных врачебных трактатов, были сохранив­шиеся со средних веков больницы – такие, как Отель Дье в Париже, – принимавшие сумасшедших на излечение.

Парадокс, однако, заключался в том, что медицинские теории безумия и государственную практику его распозна­вания и изоляции разделяла непреодолимая пропасть22 – вплоть до начала XIX в. они попросту не пересекались. Это была пропасть между умозрительным постижением1 безумия как такового – недуга среди недугов, природного феномена, и утилитарным знанием признаков, по кото­рым можно выделить безумца из толпы. «Непререкаемая очевидность факта: «Этот человек – безумец» ни в коей мере не опиралась на теоретическое осмысление сущнос­ти безумия», – пишет Фуко [195, с. 196].

Но зачем тогда были нужны все эти «теории»? Прини­мая во внимание ничтожные масштабы больничного со­держания умалишенных, весьма условную связь между концептуальными построениями медицины и методами лечения сумасшедших, более чем сомнительную терапев­тическую эффективность последних 23, – вопрос о raison

–––––––––––––––

22Таковы истоки «inevitable gap» между теоретиками и прак­тиками психотерапии в наши дни.

23 Даже во второй половине XVIII в., когда во Франции и Ан­глии появились первые лечебные заведения, предназначенные специально для сумасшедших, уход за больными, пишет Фуко, доверялся в них скорее надзирателям, чем врачам. «Научные» способы лечения безумия, в XVIII в. при внешней связи с соот­ветствующими теориями («животных духов», гуморов и нервной фибры) по существу заимствовались из знахарства. В терапевти-

178

 

d'etre «теоретического» осмысления безумия в XVIII в. не кажется риторическим.

Фуко полагает, что ответ на него следует искать, преж­де всего, во внутренних потребностях медицины как на­учной дисциплины. Дело в том, что позитивистская пере­ориентация медицины, в результате которой она приобре­ла современные теоретические очертания, произошла как раз в Век Разума. Если Виллизий в трактате «De morbis convulsivis» еще писал о «болезнетворных субстанциях – непонятных, чуждых организму и природе проводниках нездоровья и носителях патологии» [там же, с. 198], то с конца XVII в. эта тема замещается в научных трактатах все более четко выраженным требованием изучения забо­леваний, исходя из их чувственно данных проявлений и несомненных симптомов. Идеалом медицинской теории становится полнота ботанических систематик, а любимой аналогией – уподобление проявлений болезни упорядо­ченному растительному миру. Возникает множество пре­тендующих на соответствующую Системе Природы уни­версальность нозологических классификаций. Безумие включилось в них без каких бы то ни было затруднений: с одной стороны, потому что без него идеал таксономичес­кой полноты был недостижим, а с другой – поскольку осмысливалось оно в тех же терминах, что и любой дру­гой недуг, – как «естественный вид» нездоровья. Именно из медицины (а не наоборот) вошел в английскую и фран­цузскую философию материализм, Физикалистский ма­териализм, учивший, «что определенное состояние тела с

–––––––––––––––

ческих справочниках соперничали две методологии – универсаль­ная, воспроизводящая древнюю тему панацеи, воздействующей на организм в целом, и локальные средства, основанные на гомео- и симпатической магии, – укрепление, очищение, погруже­ние в воду и т.п. Скажем, Дубле в своей «Инструкции...» 1785 г., адресованной управляющим госпиталями, рекомендует в тех слу­чаях, когда манию не удается излечить кровопусканиями, про­мыванием желудка, ваннами и душами прибегать к «прижигани­ям, отводным трубкам, наружным абсцессам или к заражению чесоткой» [195, с.313]. «Человеческие волосы хорошо осаждают истерические пары, если их жечь и давать нюхать больным... Свежая моча человека хороша против истерики», – говорится в «Фармакологическом словаре» Лемери (1759) [там же].

179

 

необходимостью производит определенные движения души, каковые в свой черед, изменяют состояние тела» [там же, с. 222], опосредствовал опытные наблюдения вра­чей классической эпохи.

Что же касается логической стороны дела, то в соот­ветствии с законом основания объяснение «буйного поме­шательства», «мании» или «ипохондрии» так же, как и всякого другого заболевания, давалось на основе понятий ближайшей и отдаленной причины. К ближайшим при­чинам причисляли расстройства «животных духов», гуморов, флюидов или нервной фибры, к отдаленным – силь­ные переживания, отравление ядами, патогенное влия­ние Луны, и, конечно же, пагубное воздействие соци­альных условий. Первоначально – в XVII в. – между при­чинами и симптомами устанавливалась чисто формаль­ная связь, опирающаяся на непосредственность восприя­тия: каждое явление присутствовало одновременно в двух измерениях: с точки зрения следствия оно фигурировало как чувственно воспринимаемое качество, а с точки зре­ния причины как незримый образ [там же с. 225]. Напри­мер, все то, что внешне характеризовало «маньяка» – воз­буждение, хаотичные движения, жар при отсутствии го­рячки, при анализе причин переносилось внутрь: «у ма­ньяка, – разъясняет Виллизий, – духи движутся неисто­во и бурно, следовательно, они могут проникать и в не­предназначенные для них проходы», кроме того, «духи приобретают кислотную природу, становясь более резки­ми и едкими» [там же, с. 224].

Позже – уже во времена «теории» нервной фибры – медицина стремилась найти и зарегистрировать реальное основание безумию. Это дало толчок физиологическим и анатомическим исследованиям, нацеленным на выявле­ние физического (чаще всего механического) поврежде­ния фибры. И хотя на первых порах опыт физиологов и патологоанатомов на каждом шагу входил в противоре­чие с опытом врачей, именно последний утвердился в ка­честве аутентичного. Врачи видели «собственными глаза­ми» и слышали «собственными ушами» недоступные вос­приятию физиологов состояния иссушения, утончения, окостенения, напряжения, пульсации фибры.

180

 

И все же, несмотря на цельность и герметичность ме­дицинского опыта безумия классической эпохи, дни его были сочтены. Если нозология соматических болезней выигрывала от позитивистской переориентации: эмпири­ческие исследования содействовали ее уточнению, расши­рению, опровержению, перестройке, то классификации «умственных болезней» (Линней, 1763), «болезней духа и чувств» (Вейкхард, 1790) при первом же столкновении с тем, что сегодня именуется «конкретным случаем», рас­сыпались как карточные домики. В поисках несомнен­ных эмпирических проявлений безумия их ученые авто­ры «не находили ничего, кроме деформаций нравственно­сти» [там же, с. 207]. Но это столкновение с недоступной чувственному восприятию идеальной реальностью проти­воречило генеральной установке позитивистской медици­ны. Тот чужеродный принцип, который вклинился меж­ду общим замыслом классификации болезней и извест­ными формами безумия, был не чем иным, как идеологи­ческой (политической, моральной, религиозной) репрезен­тацией нового социального опыта буржуазных отношений между людьми.

Противоречие между медицинской «теорией» и соци­альной практикой познания безумия, разумеется, требо­вало разрешения. Напрашивается предположение, что клиническая психиатрия как раз и стала результатом пе­ресмотра медицинской теории под давлением «эмпиричес­ких» фактов. Такая гипотеза вполне соответствует обще­принятой в истории психиатрии версии развития собы­тий, согласно которой в конце XVIII в. благодаря про­грессу науки европейские врачи сделали судьбоносное открытие: сумасшествие является болезнью, поэтому стра­дающие им люди не несут ответственности за свое асоци­альное поведение и нуждаются в лечении, а не наказании.

Фуко считает официальную версию возникновения пси­хиатрии не более чем мифом. Он показывает, что психи­атрическая концепция «душевной болезни» (criminal и moral insanity) в том виде, в каком она сложилась от Пинеля до Блейлера, представляет собой синтез социаль­ной практики изоляции маргиналов и позитивистского

181

представления о болезнях как естественных видах. Од­нако движение к синтезу было инициировано вовсе не врачами, якобы разглядевшими в безумцах пациентов, пришедшими в ужас24 от условий их содержания и до­бившимися их перемещения из пенитенциарных в лечеб­ные учреждения. Фуко убежден, что в действительности этот синтез был обусловлен и предрешен трансформацией института изоляции, а, в конечном счете – капиталисти­ческого способа производства.

 

Необходимые изменения

 

Во второй половине XVIII в. появляются отчетливые признаки кризиса системы исправительных учреждений – то вдруг обществом овладевает панический страх перед сумасшествием, надежно, как казалось, упрятанным в дома-изоляторы, то возникает необходимость выделить безумие из массы неразумия, определить его исходя из него самого, то, как из-под земли, вырастают специаль­ные заведения для умалишенных, в которых, они, прав­да, как и прежде, доверены заботам надзирателей, а не врачей. Во всех этих новациях обнаруживала себя соци­альная потребность в преобразовании института изоляции. Ее основанием был реальный метаморфоз феодализма в европейских странах, выразившийся с одной стороны, в

–––––––––––––––

24Фуко приводит множественные документальные свидетель­ства «сумятицы, царившей в умах» в конце XVIII в.: «"Человеч­ность" превращалась в высшую ценность, и в то же время крайне затруднительно было определить, как должно соотноситься с ней безумие» [195, с. 418]. Общество, в самом деле, протестовало про­тив содержания сумасшедших в тюрьмах и смирительных домах, но возмущение было вызвано, главным образом, тем, что воль­нодумцев, растратчиков, малолетних проституток и прочих неза­коренелых преступников помещают среди безумцев. «Безумец воспринимается не как первая и невиннейшая из жертв изоля­ции, а как самый темный... самый назойливый символ той силы, которая подвергает изоляции других» [там же, с. 394]. Что же касается врачей, то вплоть до 90-х гг., когда государство призвало их в тюрьмы, «ни один из создателей нозографии в XVIII в. ни­когда не сталкивался с миром общих госпиталей и смирительных домов» [там же, с. 207].

182

 

проникновении буржуазного способа производства прак­тически во все сферы жизни, становлении специфических для капитализма форм разделения труда (расчленения и перемещения труда), подготовивших технологическую почву крупной промышленности, а с другой – в перестрой­ке политической системы общества.

В XVIII в. узников исправительных домов начали ре­гулярно отправлять в колонии. «С этого времени, – пи­шет Фуко, – изоляция выполняет уже не просто функ­цию рынка рабочей силы во Франции, но определяет по­ложение дел и уровень колонизации Америки: влияет на движение товаров, развитие плантаций, соперничество между Францией и Англией, войны на море, ограничива­ющие как торговлю, так и эмиграцию» [там же, с. 397], – словом, включается в мировую экономику с ее чередова­нием периодов подъема и спада производства.

Во второй половине столетия произошли фундаменталь­ные изменения в сельском хозяйстве: общинные земли во Франции и Англии планомерно уничтожались. Лишаясь собственной земли, часть крестьян превращалась в сельс­кохозяйственных рабочих, другая же – неизмеримо боль­шая их часть – пополнила ряды пауперов. В итоге в пред­революционное двадцатилетие нужда и безработица пере­стали быть сугубо городским явлением. Масса «социаль­но опасных» элементов возросла.

Первый кризис грянул в 40-х гг. XVIII в.: приток в города обезземеленных крестьян, закрытие мануфактур, возвращение солдат, – все это создало реальную возмож­ность бунтов. Государство попробовало предотвратить их традиционными картельными мерами (арестами, высыл­ками нищих и попрошаек и т.п.), но они не принесли желаемых результатов – лишь последующий экономичес­кий подъем ослабил социальную напряженность. Второй кризис охватил европейские страны в 1765 г. – изоляцию попытались расширить, т.е. основать смирительные дома в сельской местности и даже покрыть ими всю террито­рию отдельных стран, однако большая часть этих учреж­дений исчезала так же быстро, как и появлялась. Нако­нец, ответом на третий кризис, разразившийся в конце

183

 

70-х гг., стало не ужесточение изоляции, а ее радикаль­ное преобразование.

Прежде всего была осознана экономическая нецелесо­образность исправительных учреждений. Немалую роль в этом прозрении, без сомнения, сыграло колониальное «при­ложение» пенитенциарной системы, с одной стороны, и потребности крупной промышленности в дешевой рабо­чей силе – с другой. Ни минуты не сомневаясь в виновно­сти заключенных «знаменитых государственных тюрем», Мирабо, тем не менее сурово судит изоляцию: всем этим людям, пишет он, «не место в... дорогостоящих домах, где они ведут бесполезную жизнь»; зачем находятся в зак­лючении «девицы легкого поведения, каковые, будучи переведены на мануфактуры в провинцию, могли бы стать, девицами работящими»? Или злодеи? Почему бы ни ис­пользовать их, «заковав в подвижные цепи, на тех рабо­тах, которые могут повредить здоровью вольнонаемных рабочих? Они бы послужили примером для других...» [там же, с. 395].

С развитием капитализма было сделано эпохальное открытие роли труда в производстве. Теоретически его сформулировали физиократы, выдвинувшие тезис о гла­венствующей роли (сельскохозяйственного) труда в сози­дании богатства. И физиократы, и их британские оппо­ненты экономисты (сторонники Д. Риккардо), сходились в том, что бедность и трудоспособное население соотно­сятся обратно пропорциональным образом. Поэтому изо­ляция квалифицировалась ими как грубая экономичес­кая ошибка – под предлогом борьбы с нищетой власти «изымают из оборота» и содержат за счет государства на­селение, способное своим трудом производить богатство. Тем самым, ограничивая рынок рабочей силы, да еще и в кризисный период, они мешают избавиться от нищеты. Истинное решение проблемы состоит в противоположной политике: бедное население следует во что бы то ни стало снова включить в производственный оборот и снять с го­сударства тяжкое бремя заботы о нем.

В результате указанных изменений – в обществе и в сознании – нищие, бродяги, падшие женщины и прочие

184

здоровые бедняки были выпущены из исправительных домов; часть их поглотили мануфактуры, остальные со­ставили резервную армию труда.

Вместе с люмпенами бремя остракизма несли, как мы помним, разного рода либертины и вольнодумцы – этих освободили в ходе политических преобразований. В 1790 г. после «великого расследования» во Франции была про­возглашена Декларация прав человека, внедрившая в повседневную практику презумпцию невиновности. Вслед за ней были приняты декреты, в которых Декларация находила применение. Один из них, в частности, предпи­сывал в полуторамесячный срок выпустить из тюрем, монастырей, арестантских и исправительных домов всех содержащихся в них узников, чья вина не была доказана в ходе открытого судебного разбирательства. Это предпи­сание было исполнено, и «те, кто, не совершив ничего такого, что могло бы повлечь суровые меры, к коим были они приговорены законом, предавались чрезмерному воль­нодумству, разврату и мотовству» [там же, с. 414] были освобождены.

В конце концов, вокруг сумасшедших в исправитель­ных домах образовалась пустота, точнее, они остались там вместе с осужденными приговором суда преступниками, в альянсе, ассоциативная прочность которого выдержала испытание и временем, и неоспоримостью теоретических и эмпирических опровержений. На исходе Века Разума, ассимилировав весь комплекс значений «неразумия», бе­зумие, наконец, отделилось от него. Но вот вопрос: что с ним делать? Из Декларации прав человека явствовало, что сумасшедших следует отделить от содержащихся в заключении по приговору суда преступников. Соответству­ющий декрет 1790-го года предписывал с помощью врача выявить «слабоумных» в трехмесячный срок и либо отпу­стить на свободу, либо препроводить в госпитали, где им будет обеспечен надлежащий уход [там же, с. 415]. Про­блема, однако, состояла в том, что специальных госпита­лей не существовало, медицина, несмотря на универсаль­ность ее нозологических систематик, перед лицом реаль­ных, а не умозрительных безумцев обнаруживала полную теоретическую беспомощность, наконец, распространяются ли на сумасшедших права человека, также было не ясно...

185

 

В обстановке всеобщего смятения с новой силой вспых­нул страх перед безумием: в Национальное собрание Фран­ции стали поступать многочисленные прошения о приня­тии закона, обеспечивающего защиту от умалишенных, надзор за ними поручался то одному исполнительному органу, то другому (вплоть до муниципальных подразде­лений, отвечающих за «вредных бродячих или диких животных») [там же, с. 416]. Чаще же всего за неимени­ем специальных учреждений местные власти помещали безумцев в тюрьмы, в которых в то время царил неопису­емый беспорядок.

Неопределенность социального статуса сумасшедших дала толчок оживленной общественной дискуссии. Осо­бой популярностью пользовались проекты идеальных ис­правительных домов, в которых, например, женщинам, детям и должникам предоставлялись бы «приемлемые постели и пища», комнаты на солнечной стороне и обще­ственно полезные виды деятельности, а убийцам, разврат­никам и буйно помешанным – холодные помещения, скуд­ная пища и вредный для здоровья труд [там же, с. 421].

Итак, в ходе демократических преобразований конца XVIII в. был осознан волюнтаристский, неправовой ха­рактер изоляции безумцев. Вместе с тем, оставаясь в пле­ну предрассудков, культивированных двухсотлетней прак­тикой остракизма «социально опасных» маргиналов, фран­цузы – причем мнение «народа» совпадало в этом вопросе с мнением «просветителей» – не могли допустить их осво­бождения. Это противоречие требовало незамедлительно­го разрешения.

 

3.3.6. Timeo danaos25...

 

Между тем, практическое решение проблемы было най­дено, как свидетельствуют архивные изыскания Фуко, еще в 1785 г., а именно, в «Инструкции, по указанию и на средства правительства напечатанной, касательно спосо­ба управлять поведением помешанных и пользовать их», написанной Дубле и Коломбье. Авторы прекрасно созна­вали всю сложность и деликатность ситуации: частная

–––––––––––––––

25 «Боюсь данайцев...» (лат).

186

 

благотворительность, которой государство препоручило заботу о больных бедняках после крушения изоляции, зиждется на естественном для человека чувстве сострада­ния, но можно ли требовать его в отношении лиц, чей облик внушает отвращение? Безусловно нет. Все мы, се­туют Дубле и Коломбье, принуждены избегать сумасшед­ших, «дабы избавить себя от душераздирающего зрелища тех омерзительных примет забвения ими собственного разума, какие запечатлены на лице их и теле; к тому же боязнь их неистовства удаляет от них всех, кто не обязан оказывать им поддержку» [195, с. 425]. Поэтому авторы предлагают компромиссное решение проблемы: по их мне­нию необходимо учредить особый вид медицинской помо­щи, организованной так же, как в больницах для богатых пациентов, но предоставляемой бесплатно. Уход и надзор за безумцами следует осуществлять за государственный счет. Пространственно совместив врачебный уход с прак­тикой исключения из общества, Дубле и Коломбье зало­жили краеугольный камень в фундамент института кли­нической психиатрии.

Кстати говоря, «Инструкция...» с замечательной от­кровенностью обнаруживает истинные мотивы привлече­ния врачей к попечению о сумасшедших. Увы, «диалек­тика просвещения» и «дух гуманности» занимают в них весьма скромное место. Главный довод авторов в пользу собственного проекта представляет собой argumentum ad hominem – они указывают на опасность безумцев для об­щества: «Множество примеров свидетельствуют о сей опас­ности, а совсем недавно нам напомнили о ней в газетных статьях26, из коих узнали мы историю маньяка, каковой,

–––––––––––––––

26 Характерно, что Дубле и Коломбье, претендующие на роль экспертов в том, что касается «управления поведением помешан­ных и пользования их», ссылаются на газетную статью. В Новое время средства массовой информации стали проводниками не толь­ко общественного мнения, но и «городского фольклора» – от ле­денящих кровь историй о Джеке-Потрошителе до свидетельств при­земления инопланетян. Превратившись в конце XVIII в. в символ антиобщественного поведения, сумасшедшие – сексуальные ма­ньяки, «раздвоенные личности» и пр. заменили собой вампиров, вурдалаков и прочую нечисть классического фольклора.

187

 

задушив жену свою и детей, спокойно уснул на жертвах кровавого своего бешенства» [там же, с. 426].

Больница – подходящее место для заключения лиц, не совершивших ничего такого, за что они могли бы быть осуждены по приговору суда, и, тем не менее признаю­щихся государством потенциально опасными; госпитали­зация снимает противоречие такого заключения с презум­пции невиновности. Собственно врачебная помощь играла в проекте Дубле и Коломбье весьма неопределенную роль – традиционные представления о безумии медици­ны классической эпохи соединялись в ней с опытом ост­ракизма «асоциальных элементов» чисто внешним, почти механическим образом.

Второй и решающий шаг в направлении психиатричес­кой больницы был сделан Теноном и Кабанисом в 1791 г. Их идея состояла в том, чтобы, надежно изолировав ума­лишенных в замкнутом пространстве больницы, предос­тавить им некоторую свободу, степень которой определя­лась бы спецификой того или иного вида болезни, т.е. разрешить безумию открыто проявлять себя под надзо­ром. Тем самым решались две насущные задачи – обеспе­чивалась общественная безопасность и создавалась лабо­раторная база эмпирического изучения «несомненных сим­птомов» безумия, необходимого для его включения в дис­циплинарное поле позитивистской медицины. Кроме того, Тенон и Кабанис открыли «терапевтическое» значение изоляции, усмотрев в ней основное, если не единственное, средство врачевания безумия, открывающие ему путь к исцелению. Тенон приводит в этой связи пример госпита­ля Сен-Люк, в котором днем сумасшедших, как правило, выпускали из камер. «...Для тех, кому неведомы бразды разума, такая свобода уже сама по себе лекарство, прино­сящее умиротворение воображению расстроенному или сбившемуся с пути», – замечает он [там же, с. 429]. Сво­бода под надзором, или, скорее, подконтрольность сво­бодного проявления безумия излечивает его.

Работы Тенона и особенно Кабаниса знаменуют, пола­гает Фуко, интериоризацию отчуждения в нарождающей­ся психиатрической теории, или превращение внешних

188

 

(социально-исторических) форм отчуждения «неразумия» во внутреннюю (природно-биологическую) сущность безу­мия (alienation). Кабанис придерживался либеральных взглядов и был убежденным сторонником неприкосно­венности личности. Никто, даже все общество в целом не в праве покушаться на свободу человека, если он не пред­ставляет угрозы жизни и безопасности других людей. Ог­раничить свободу человека можно лишь, если вследствие «искажения» его умственных способностей возникает та­кая угроза. Отсюда он делает неожиданный вывод, оправ­дывающий нарушение презумпции невиновности в отно­шении безумцев: «все то, что с точки зрения закона, не позволяет человеку находится на свободе, неизбежно дол­жно было уже прежде исказить те естественные формы, которые она в нем принимает» [там же, с. 431]. Следова­тельно, изоляция лишь юридически санкционирует суще­ствующее (в силу природного детерминизма) положение дел. Утрата свободы становится в результате этой ин­версии имманентной сущностью безумия. Поэтому-то его носители и нуждаются в надзоре и руководстве со сторо­ны не меньше аристотелевских рабов, ведь для всех тех, «кто причастен к рассудку в такой мере, что способен по­нимать его приказания, но сам рассудком не обладает», лучший удел – быть в подчинении [12, с. 383]. Тенон и Кабанис впервые теоретически обосновали отсутствие у сумасшедших свободы воли, превратив их – пока лишь на бумаге – в объект изучения и излечения.

Итак, в ходе трансформации системы изоляции «асо­циальных элементов», т.е. лишних для капитализма, не вписывающихся в его рамки людей, в конце XVIII в. сло­жились необходимые и достаточные условия клиничес­кой психиатрии – «узнавание безумия стало осуществ­ляться в рамках процесса, благодаря которому общество ограждало себя от него», [там же, с. 452] и в рамках еди­ного социального института.

Спустя всего несколько лет предвосхищенная Теноном и Кабанисом психиатрическая больница появилась в ре­альности: в 1795 г. Пинель переустроил Бисертр, годом позже Тьюк создал в Англии Убежище – лечебницу, в

189

 

которой безумие излечивалось Трудом и Взглядом [там же, с. 509]. Естественнонаучное обоснование «несомнен­ных проявлений» безумия (девиантного поведения), со­ставляющее суть концепции душевной болезни, потребо­вало гораздо больше времени – от Эскироля до Блейлера. Фуко убежден, что самая возможность позитивного, точ­нее, позитивистского, познания человека в психиатрии, психологии, социологии и других антропологических на­уках была создана психиатрической клиникой27, в кото­рой изъятый из общества, вырванный из человеческого окружения индивид превращался в самодостаточный объект «эмпирического» наблюдения. Этим обстоятель­ством объясняется негативность психиатрических и пси­хологических норм, предполагающих позитивное позна­ние обузданного изоляцией – недобровольным стациони­рованием и умозрительным абстрагированием – безумия (аномалии). «Отнюдь не случайно и не вследствие просто­го исторического совпадения, – пишет он, – XIX век, за­даваясь вопросом, что есть истина воспоминания, жела­ния и индивидуума, обратился, прежде всего, к патоло­гии памяти, воли и личности» [там же, с. 453].

Таким образом, здание клинической психиатрии было возведено на фундаменте противоречия между социально-исторической природой безумия (потребностью в изоля­ции людей, представлявших для капиталистического спо­соба производства потенциальную опасность) и биологи­ческим его истолкованием. Это базисное противоречие проявляется во множестве дочерних антиномий – вот лишь некоторые из них: душевнобольной должен чувствовать свою ответственность за нарушения моральных и обще­ственных установлений и вместе с тем не может отвечать за свои поступки в силу их природной обусловленности;

–––––––––––––––

27 Кабанис предвидел и это: в своем проекте он предлагал фиксировать в особом «больничном журнале» «картину болезни каждого отдельного человека, действие лекарств, результаты вскрытия трупов» и т.п. Будучи опубликованным, «сей сборник, доставляющий из года в год новые факты, новые наблюдения, новые и истинные опыты, станет неиссякаемым источником и кладезем богатств для физической и нравственной науки о чело­веке [195, с. 434].

190

 

умалишенные представляют опасность для общества и являются невинными жертвами его противоестественного развития; их необходимо наказывать и перевоспитывать, одновременно обеспечивая им лечение и уход, и т.д. и т.п. Двойственность безумия предопределила раскол психиат­рии, а вслед за ней психологии и других антропологичес­ких наук на «объективную» и «субъективную» половинки.

 

* * *

 

Итак, анализ «Истории безумия в классическую эпо­ху» позволяет сделать некоторые выводы:

1. Фуко убедительно доказал, что основоположения клинической психиатрии являются априорными разве что для неокантианцев и структуралистов. На самом же деле они представляют собой результат опыта, но отнюдь не в позитивистском смысле, в их основе – социально-истори­ческий опыт утверждения буржуазных отношений в за­падноевропейских странах.

К концу XVIII в. в Европе завершилась мануфактур­ная стадия развития капитализма. Главная особенность этого этапа заключалась в интенсивной переработке бур­жуазным способом производства своих исторических пред­посылок. Простое отношение купли-продажи по мере пре­вращения его во всеобщее отношение нового способа про­изводства выравнивало индивидов по единому основанию: на место многочисленных корпоративных регламентов, силой традиции определявших статус индивида в системе социальной иерархии средневековья, капиталистическое развитие поставило закон стоимости, перед которым рав­ны все индивиды без исключения. Цена рабочей силы. – вот, что стало мерилом ценности (нормой) отдельного че­ловека. Именно этот критерий лег в основу формирова­ния новых социальных норм. Соответственно индивиду­альные особенности человека, влияющие на отклонение цены его рабочей силы от средних значений, преврати­лись в аномалии, девиации. В случае, если они повышали эту цену, как, например, выдающиеся способности к му­зыке, литературе, наукам, их обладатель обретал более высокий социальный статус. В философии аномалии та-

191

 

кого рода были зафиксированы понятиями «творческой личности», «творческих меньшинств», «исторических личностей», «гения и толпы» и др. В тех же – гораздо более многочисленных, массовых случаях, когда индиви­дуальные особенности человека снижали цену товара, каковым стала его рабочая сила, он становился аномаль­ной личностью, неполноценным человеком, маргиналом, а появления института клинической психиатрии – душев­нобольным, представляющим опасность для общества.

Вместе с тем, формально освободив индивида, открыв простор стремительному развитию производительных сил общества, ведущему к универсализации связи между людь­ми, сокращению необходимого времени и появлению сво­бодного времени для культурного развития каждого чело­века, капитализм создал действительные предпосылки становления целостной самодеятельной личности. В фи­лософской рефлексии эта тенденция представлена поня­тием «всесторонне и гармонично развитой личности», выработанным европейской гуманистической традицией, начиная с эпохи Ренессанса.

Конкретно-историческое противоречие между принци­пом стоимости, отождествляющим человека с товаром (ра­бочей силой, имеющей определенную цену), и реальной социально-экономической возможностью личностного раз­вития каждого человека и было зафиксировано в ходе междисциплинарной дискуссии о норме-патологии сере­дины XX в. в качестве извечного экзистенциального про­тивостояния уникальной личности и общественных уста­новлений. Поскольку капиталистический способ произ­водства создает автономного субъекта (формально свобод­ного индивида), указанное противоречие приобретает так­же форму личностных, или психологических, конфлик­тов, отсутствие которых в примитивных обществах зафик­сировали антропологи.

2. Фуко установил, что сложившийся в XVII-XIX вв. институт клинической психиатрии и по генезису, и по социальной функции был средством изоляции и консер­вации маргинальных слоев населения европейских стран.

192

 

3. Показав, что источником «психических расстройств» являются противоречия «неорганической», социальной, жизни, Фуко очертил не только предметное поле психоте­рапии, но и систему ее базисных идеализации. Однако лишь косвенно и ...невольно. Позитивной разработке этой темы препятствовала установка, которую он разделял с «франкфуртскими левыми», возложившими ответствен­ность за отчуждение человека в современном обществе на [репрессивный] Разум.

В предпоследней главе своей книги он цитирует При­мечание к 408 параграфу «Энциклопедии философских наук»: «подлинная психиатрия (psychische Behandlung) придерживается поэтому той точки зрения, что помеша­тельство не есть абстрактная потеря рассудка – ни со сто­роны интеллекта, ни со стороны воли и ее вменяемости, но только противоречие в еще имеющемся налицо разу­ме...» и далее [там же, с. 471]. Фуко наделяет это незна­чительное, в общем-то проходное, замечание Гегеля ста­тусом формулировки «великого мифа об отчуждении в су­масшествии», объявляет его теоретическим результатом «того, что происходило в Убежище и Бисертре» [там же]. Фейербаховский пафос по столь мелкому поводу, создан­ному к тому же самим Фуко весьма произвольным истол­кованием гегелевского примечания, в котором речь идет о противоречии, а не об отчуждении в разуме, подчерки­вает подспудный лейтмотив «Истории безумия...» – поле­мику с «Феноменологией духа». Если у Гегеля, познавая необходимость своего происхождения, разум преодолева­ет самоотчуждение и обретает свободу, то у Фуко необхо­димым условием познания безумия становится его отчуж­дение, изоляция, а разум в своей противоположности бе­зумию сводится к идеологически ангажированному тю­ремщику-рассудку. Гегелевская «Феноменология духа» завершает, полагает Фуко, процесс исключения безумия разумом в классическую эпоху, у истоков которого стоял, не кто иной, как Декарт, достигший уверенности, что «бе­зумие больше не имеет к нему касательства» [там же, с. 64] и ...олицетворяющий европейский рационализм. В этом контексте итоговая антропологическая формула Фуко –

193

 

«человек, его безумие и его истина» [там же, с. 509] при­обретает совершенно определенный смысл: безумие и есть отчужденная разумом (моральным порядком) сущность человека; «впадая в безумие, человек впадает в свою ис­тину», но равным образом и утрачивает ее [там же, с. 503]. Соответственно альтернативой психиатрической те­ории (и позитивистской антропологии вообще) является иррационализм, а альтернативой психиатрической прак­тики – ее [революционное] упразднение. И если в «Исто­рии безумия...» подобная негативистская логика едва обо­значена, то в книге «Надзирать и наказывать: рождение тюрьмы» она выходит на первый план. Эта логика и ста­нет предметом нашего дальнейшего анализа.

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 262; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!