Норма – это патология, а патология – это норма»



 

Проблематизации понятия «норма-аномалия» в сере­дине столетия, а именно на это время приходится пик общественного и научного интереса к ней, без сомнения,

–––––––––––––––

1 Это убеждение определяет понимание П.Б. Ганнушкиным задач психиатрического образования: «Главная цель и изучения, и преподавания психиатрии должна состоять в том, чтобы на­учить молодых врачей быть психиатрами и психопатологами не только в больнице или клинике, но, прежде всего, в жизни, т.е. относиться к так называемым душевно здоровым, так называе­мым нормальным людям с тем же пониманием, с той же мягко­стью, с той же вдумчивостью, но и с той же прямотой, как к душевно нездоровым; разница между теми и другими, если иметь в виду границы здоровья и болезни, вовсе не так уж велика» [цит. по: 25 с. 12]. Итак, если В. Шекспир сравнил мир с театром, то П.Б. Ганнушкин уподобляет его психбольнице...

140

 

способствовало осмысление шокирующих событий Второй мировой войны. Холокост, геноцид «неполноценных» на­родов и групп населения, к числу которых принадлежали и психиатрические пациенты2, «безотходные» технологии концентрационных лагерей по превращению людей в ра­бов, а рабов – в сырье для производства – было от чего, по выражению Симоны де Бовуар, «потерять почву под но­гами», и, потеряв, задуматься о тех принципах классифи­кации людей, которые были доведены до абсурда практи­кой фашизма. Особенно поразителен в этом отношении тот установленный историками факт, что кампанию чис­тки генофонда арийской расы, которая в 30-е годы приве­ла к изменениям законодательства и массово проводимым операциям по прерыванию беременности и искусственно­му бесплодию, а в 40-е годы – к физическому уничтоже­нию душевнобольных, была инициирована не национал-социалистами, а ведущими немецкими психиатрами. Среди «их были профессор психиатрии Вюрцбургского универ­ситета В. Хайде, крупнейший специалист в области эпи­лепсии В. Виллингер и даже обладатель нобелевский пре­мии 1974 г. за работы в области этологии К. Лоренц. Все­го за годы пребывания национал-социалистов у власти физическому уничтожению подверглись около 275 тыс. людей, страдавших психическими расстройствами [207, с. 18-19].

Были, разумеется, и теоретические предпосылки. По степени вовлеченности в дискуссию на первом месте сто­ит, пожалуй, психоанализ, которому принадлежала по­четная историческая роль ниспровергателя буржуазных сексуальных норм. Сведя эти нормы к интериоризован­ным запретам, угрозам и наказаниям, которым индивид

–––––––––––––––

2 A.M. Руткевич обращает внимание на то обстоятельство, что у истоков истребления душевнобольных в 40-е гг. стоял Э. Кре­пелин, обозначивший душевные болезни, биологические причи­ны которых психиатрии не известны (эндогенные психозы, эпи­лепсию и др.), двусмысленным термином «Einfache Seelestorung» («простое душевное расстройство»). Крепелин считал эти болез­ни, во-первых, неизлечимыми, и, во-вторых, связанными, преж­де всего, с дурной наследственностью. В 20-е гг. эти идеи подхва­тили сторонники евгеники, а в 30–40-е – нацисты [169, с. 24].

141

 

подвергался в детстве родителями, Фрейд лишил их свя­щенного религиозно-нравственного ореола и неприкосно­венности. В книге «Врачевание и психика» С. Цвейг опи­сывает эмансипирующее воздействие психоанализа в на­чале XX в. В течение всего предшествующего столетия в сфере общественной нравственности безраздельно господ­ствовали нормы буржуазной морали, превращенные хри­стианством (главным образом, протестантизмом) в Божьи заповеди, преступая которые человек теряет надежду на спасение. Половой вопрос находился в Европе «под ка­рантином». Воздержание, обуздание плотских страстей рассматривалось как первейшая религиозная обязанность человека, невыполнение которой влечет за собой неизбеж­ное суровое наказание. Неудивительно, что в этой атмос­фере запретов, угроз и ханжества создавался «целыми сериями тип неврастеника, всю жизнь влачащего в себе свои отроческие страхи в форме неизжитых задержек» [206, с. 174]. Особенно тяжелым было положение людей, «ненормально предрасположенных» – государство счита­ло их преступниками, психиатрическая «наука» клейми­ла диагнозом «морального помешательства», церковь гро­зила Страшным Судом. Всю жизнь должны были они пря­тать свою «постыдную» тайну. О том, чтобы сделать ее предметом общественного и научного обсуждения, не мог­ло быть и речи.

«Целое столетие, ужасающе длинное столетие, владеет Европою этот малодушный заговор «нравственного» мол­чания, – пишет С. Цвейг. – И вдруг это молчание нару­шает один, единичный голос. Не помышляя о каком-либо перевороте, поднимается однажды с места молодой врач в кругу своих коллег и, исходя из своих исследова­ний истерии, заводит речь о расстройствах и задержках наших инстинктов и о возможности их высвобождения» [206, с. 175].

В 30-50-е гг. XX в. ницшеанский пафос классическо­го психоанализа был многократно усилен нео- и постфрей­дистами. Отталкиваясь от различных теоретических и эмпирических посылок, Э. Фромм и К. Хорни в США, С. Нашт, Д. Лагаш и др. во Франции утверждали, что

142

 

поскольку невротический стиль распространен в жизни современных людей чрезвычайно широко, невозможно про­вести различие между неврозом и нормой [203, с. 214]. «Когда же мы осознаем, что в нашей культуре невротики движимы теми же самыми основными конфликтами, которым также подвержен нормальный человек, хотя и в меньшей степени, мы... сталкиваемся с вопросом... ка­кие условия в нашей культуре ответственны за это» (кур­сив мой – Е.Р.) [там же, с. 215]. Такая постановка вопро­са буквально выворачивала наизнанку позитивистское по­нимание психической нормы: разрушая границу отчуж­дения между безумцами и нормальными людьми, снимая с душевнобольных нравственную и правовую ответствен­ность за их недуг, причем не по причине их невменяемос­ти или неполноценности, а потому, что сам недуг тракто­вался как симптом социальной патологии, неофрейдизм превращал аномалию в норму, а норму в аномалию. Мно­гие критиковали Фрейда и его последователей за эту ин­версию, не усматривая в ней ничего, кроме «распростра­нения свойств мотивации невротика на здорового инди­вида» [25, с. 15]. Однако ее истинный смысл гораздо глуб­же: психоаналитики обнаружили абстрактную пустоту психиатрических норм, в виду которой всякое подлинное личностное развитие, неминуемо сопряженное с конфлик­тами, противоречиями, кризисами мотивации, приступа­ми «беспричинной тоски» и «экстатического счастья» по­падает в разряд патологии. Поборница феминизма и эк­зистенциализма С. де Бовуар выразила это открытие в литературной форме. Именно оно ошеломляет героиню ее повести «Прелестные картинки» размышляющую вместе с собственным отцом об «эмоциональной неуравновешен­ности» своей двенадцатилетней дочери:

«Я подумала о Катрин, которую убивали сейчас.

Внезапно я сказала: «Я не должна была соглашаться вести Катрин к психологу». <...>

     –...Вполне нормально, что у человека возникает чув­ство ужаса, когда он начинает познавать мир. Так было во все времена.

143

 

– Значит, успокаивая, его делают анормальным, – сказала я.

Я вдруг поняла это необыкновенно ясно, меня как гро­мом поразило. Под предлогом избавления от «сентимен­тальности»... ее искалечат. Мне хотелось завтра же вер­нуться, отнять ее у них» [20, с, 109].

Попадая на почву различных психологических и фи­лософских учений, парадоксальный тезис фрейдистов по­лучал все новые и новые обоснования. Феноменологичес­ки ориентированные психологи указывали на бесплодность попыток позитивно определить норму средствами статис­тики – такими, например, как популярный Миннесотский многопрофильный личностный тест (MMPI), измеряющий здоровье личности по 10 шкалам – ипохондрии, депрес­сии, истерии, психопатии, паранойальности, психастении, шизоидности, маскулинности-фемининности, гипомании и социальной интроверсии. Не говоря о том, что в основа­ние подобных методов заложено негативное определение здоровья как отсутствия патологии, степень которой, соб­ственно, и измеряется, культивируемый ими абсолютно-нормальный-среднестатистический-индивид, если бы он наличествовал в реальности, был бы существом стопро­центно адаптированным к среде, бесконфликтно приспо­сабливающимся к любым ее метаморфозам, уравновешен­ным в каких угодно жизненных обстоятельствах, – сло­вом, образцом скорее кишечного паразита, нежели лич­ности... Впрочем, в реальности этот среднестатистический индивид, конечно же, не существует, и это еще один па­радокс.

Сторонники философии жизни и гуманистической пси­хологии (Г. Олпорт, Э. Фромм, Дж. Л. Морено, Р. Мэй, А. Маслоу, К. Роджерс и др.), во-первых, заострили вни­мание на внешнем характере социальных норм по отно­шению к личностному развитию («самоактуализации», «спонтанности» и т.п.). Суть их аргументов можно выра­зить следующим образом: нормы консервируют3 ставшее состояние, а человек – существо становящееся, находя-

–––––––––––––––

3 Я.Л. Морено ввел даже специальный термин – «консерв» – культурный, ролевой и т.д.

144

 

щееся в беспрестанном спонтанном изменении; ставший человек – это труп. Поскольку социальные и психиатри­ческие нормы фиксируют лишь ставшее, то они выража­ют аномалию, так как труп – это аномалия и в прямом (медицинском), и в переносном («живой труп», «Я поду­мала о Катрин, которую убивали сейчас») смысле.

Во-вторых, фактические4 нормы современного запад­ного общества, такие как частная собственность, потреби­тельство, карьеризм, агрессивность, конформизм и др., препятствуют позитивной свободе, или «спонтанной ак­тивности всей целостности человеческой личности» [192, с. 215]. Поэтому, с точки зрения европейской гуманисти­ческой традиции, ставящей во главу угла свободную са­модеятельную личность, они являются «некрофильскими нормами», содействующими «дисфункции и патологии» [193, с. 289]. Тем не менее именно эти негласные и чаще всего неосознаваемые нормы противополагаются как не­что само собой разумеющееся «анормальному» поведению в психиатрических, психологических и педагогических теориях, а также практике лечения и воспитания.

Знаменитая книга Э. Фромма «Бегство от свободы» подводит социально-психологическое основание под стра­хи героини повести С. де Бовуар. Описывая психологи­ческий механизм «автономизирующего конформизма», посредством которого индивид в современном демократи­ческом обществе «сливается» с окружающей социальной средой, Фромм анализирует динамику враждебности в детском возрасте. В силу того, пишет он, что ребенку – слабой стороне – часто приходится уступать, подчинять­ся, жертвовать своими интересами, он испытывает враж­дебные, а то и мятежные чувства. Это – адекватная реак­ция на ограничения, с которыми он сталкивается. Однако воспитатели видят свою задачу в том, чтобы во что бы то ни стало отучить его от проявлений «агрессивности». В ход идут самые разные средства – от угроз и наказаний до убеждения. В итоге ребенок отказывается от выраже-

–––––––––––––––

4 В отличие от официально провозглашенных и неэффектив­ных гуманистических норм таких, как индивидуальность, свобо­да развития личности, сострадание и т.п.

145

 

ния чувств, затем от самих чувств и, наконец, учится про­являть социально приемлемые и поощряемые чувства – любить (всех) людей, скорбеть по поводу (чьей угодно) смерти и т.п. Это дается ему нелегко, подчеркивает Фромм, потому что дети обладают способностью распознавать фальшь, «их не так просто обмануть словами, как взрос­лых. ...Такая реакция скоро притупляется; не так уж много времени требуется для того, чтобы ребенок достиг «зрело­сти» среднего взрослого и потерял способность отличать достойного человека от мерзавца» [192, с. 203].

Экзистенциалисты объявили психологические, психи­атрические и вообще социальные нормы результатом и одновременно средством объективирующего (инструмен­тального) подхода к человеку, которому соответствует анонимность отчуждающего массового порядка (Das Man). Усредненное существование, стремление «быть как все», апологией которого как раз и являются психиатрические нозологии и психодиагностические методы, с точки зре­ния аналитики Dasein, – безусловная аномалия, хотя и свободно человеком выбираемая. С точки же зрения объек­тивирующего рассудка5 патологией является как раз под­линное – целостное, уникальное, незавершенное, проек­тирующее себя – бытие. В самом деле, уже «тревога», или «онтологический» страх, с которого начинается, со­гласно экзистенциализму, подлинное существование, иде­ально соответствует психиатрической симптоматике. Страх без причины, парализующий ужас перед ничто, в «мерт­венном свете» которого «становится очевидной бесполез­ность любых усилий» [82, с. 31] – что это, если не карти­на «витальной тоски», главного симптома депрессивного психоза?..

–––––––––––––––

5 Экзистенциализм отождествляет рассудочное знание с нау­кой: «У науки в противоположность повседневной практике есть та характерная особенность, что она присущим только ей обра­зом подчеркнуто и деловито дает первое и последнее слово ис­ключительно самому предмету» (198, с. 17). Исследование, исхо­дящее не из единичного (предмета), а из целостности, в которой единичное обретает генезис, развитие и разрешение, т.е. диалек­тика, оказывается, таким образом, за пределами «науки».

146

 

Итак, мы можем подвести первые итоги: смысл инвер­сии нормы и патологии экзистенциально-персоналистски­ми направлениями философии и психологии состоит в критике определения уникальной человеческой личности (единичного) через внеположенное ей общее (нормы). Имен­но такой способ определения предмета Гегель называл внешней рефлексией. Его неустранимым недостатком, на­помним, является формальный и случайный характер отношения между общим и единичным, в виду которого собственная логика предмета, закон его существования не только остаются непознанными, но и противоречат его рассудочным дефинициям. Обнаружив и продемонстри­ровав с художественной убедительностью ограниченность внешней рефлексии в психологии и психиатрии, привер­женцы персоналистской философии отстаивают противо­положную точку зрения полагающей рефлексии. После­дняя определяет предмет, соотнося его с ним самим, а не с иным, т.е. во-первых, устанавливает его самотожде­ственность по формуле первого закона мышления – А есть А, и, во-вторых, противопоставляет иному. Как раз с та­ким ходом мысли мы сталкиваемся в понимающей (verstehende) и экзистенциалистской интерпретации фрей­довского тезиса об тождестве нормы и аномалии. Описы­вая нивелирующее воздействие «некрофильских» соци­альных норм, Фромм противополагает им аутентичное творческое начало, исконно заложенное в личности ре­бенка и позволяющее ему, в частности, безошибочно «от­личать достойного человека от мерзавца». Развитие лич­ности трактуется, таким образом, как актуализация не­коего витального или бытийного начала, по отношению к которому любое внешнее вмешательство, выходящее за рамки эмпатии 6, является аномалией.

Тенденция противопоставления личности и общества еще более усиливается во французском экзистенциализ­ме. Сартр, например, объявляет человека абсолютно сво-

–––––––––––––––

6 Эмпатия (воспитателя, психолога, психотерапевта) сводится при этом к чутью опытного садовника, который производимыми во время подкормками, обрезкой кроны и т.п. содействует есте­ственному развитию растения.

147

 

бодным существом, самостоятельно и одиноко творящим не только собственную уникальную сущность, но и уни­кальную сущность мира. «Человеческое бытие – есть то, посредством чего ценность привходит в мир» [295, с. 132]. Любые социальные интересы, моральные и правовые нор­мы, формы культуры рассматриваются в рамках этой ус­тановки как средства отчуждения.

Такое отрицание социально-исторической и культур­ной обусловленности личности, равно как и отвержение науки, подготовленное ее отождествлением с рассудочной рефлексией и чреватое мистицизмом, было подвергнуто в середине столетия основательной критике антропологией.

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 297; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!