Педагогические идеи в интерпретации ученых



 

Педагогика может занять заслуженное ею место лишь в том случае, если будут признаны динамические концепции развития человека и роста его познавательной активности, а также принцип универсальности приобретения знаний отдельным человеком как представителем человеческого рода. Эта идея лежит в основе книги профессора Э. Стоунса «Психопедагогика» (1984). Все люди, считает он, за исключением патологических случаев, обладают примерно одинаковыми способностями к получению знаний, поэтому можно разрабатывать ряд общих принципов преподавания, способствующих индивидуальным возможностям большинства учеников. Установление и выявление этих принципов и есть задача педагогических исследований и поисков.

Сам термин «педагогика» предполагает структурность, т. е. разработанный комплекс особых средств, используемый для достижения успешной учебы ребенка. Именно такой подход характеризует работы Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, И. Ф. Гербарта и др.

Американский психолог Джером Брунер высказал такую кардинальную по своему значению мысль: «Психология развития в отрыве от теории педагогики такое же пустое занятие, как теория педагогики, игнорирующая сущность развития». Далее Дж. Брунер пишет, что «человек не голая обезьяна, он облачен в платье, сотканное из материала культуры. Лишите его этого покрова, и вы сделаете его совершенно беспомощным». Образование само по себе является мощным фактором культуры, поэтому оно должно быть направлено на максимальную реализацию заложенных в человеке возможностей. Ведь социальный прогресс зависит от людей, и они сами должны совершенствовать мир в соответствии со своими чаяниями и идеалами. При этом развитие интеллекта и обучение человека профессиональному мастерству – не самоцель. Главная проблема состоит в том, чтобы «создать такое общество, которое смогло бы мудро ими воспользоваться» [19].

Подобные идеи высказаны и советскими учеными. Так, в частности, работы А. Р. Лурии (советский психолог, основатель отечественной нейропсихологии) посвящены обучению, воспитанию и развитию личности; роли языка в умственном развитии и теория формирования сложных функциональных систем, лежащих в основе человеческого учения.

Идеи Бруннера и Лурии, каждый из которых является представителем своей школы в науке, сходятся в одном: они свидетельствуют о новом понимании меры воздействия образования на формирование человека и, в первую очередь, на развитие познавательной его деятельности. Они признают необходимость систематизации в преподавании и структурирования опыта ребенка в процессе обучения. Данная точка зрения несовместима со взглядами представителей прогрессивизма и педагогического романтизма. В основе педоцентрической теории лежат спонтанные интересы ребенка. Принципы ее были разработаны еще немецким педагогом Ф. Фребелем, который считал, что детям от рождения присущи определенные черты и особенности, созревающие и достигающие расцвета при благоприятных условиях. Лучше всего ребенок развивается в обогащенной культурной среде, но учитель не должен вмешиваться в этот процесс естественного созревания, а должен его только направлять. Фребель считал задачей воспитания и образования в раннем возрасте – выявление скрытого внутреннего потенциала, которым располагает ребенок. Отсюда упор на спонтанность на стадии поэтапного развития, а также сопутствующая этому взгляду концепция «готовности» – ребенок становится в состоянии освоить определенные умения и овладеть теми или иными умственными операциями, лишь, когда его организм готов к этому.

Ф. Фребель также утверждал, что наука и воспитание в корне едины. Эмоциональная обстановка в семье помогает проникновению и пониманию строения реальности. Однако эту транспорантность семья обеспечивает не прямо, а ситуационно. Школьное образование как образование «осознанное» идет поэтому дальше того, что дает семья, т. к. функциональность семейной жизни получает продолжение и углубление, рациональное и непрерывное, через обучение и анализ структуры вещей. Таким образом, свою воспитательную практику Фребель может определить как «осознанную семейную жизнь».

Человек лишь тогда образован, когда он занимается наукой. Наука и образование взаимно обусловлены и передаются через обучение. Наукой человек занимается тогда, когда он проникает в свой собственный мир и практику своей повседневной жизни, в богатство явлений окружающей жизни, чтобы прийти к пониманию их структуры и законов. Ясно, что строение вещи, ее закон, ее свойства и ее дух, или внутреннее бытие, как называет Фребель, суть нечто, что может быть понятно лишь через человеческое сознание (существование души).

Образованный человек – это ученый, а наука порождает образование. Отечественный психолог и педагог Л. С. Выготский писал, что педагогика не должна ориентироваться на уровень развития вчерашнего дня, а должна смотреть в день завтрашний. Обучение, воспитание, педагогические методы должны постоянно способствовать развитию ребенка, учить его мыслить более сложными категориями, шаг за шагом обеспечивать рост его способностей, стремиться к развитию новых форм мышления. То, что сегодня ребенок в состоянии делать только с помощью взрослых, отмечал Л. С. Выготский, завтра он сможет сделать сам. Он называл это «зоной ближайшего развития». Эффективным обучение будет только в том случае, если оно опережает развитие.

Для успешного развития вопроса рационального планирования общественной жизни необходимо решить такие актуальные вопросы, как усиление ответственности каждого за свою деятельность, развитие самостоятельности, инициативы, творчества, критического отношения к действительности, удовлетворения потребности людей в знаниях, культуре, искусстве, литературе. Это лишь некоторые аспекты формирования личности человека. Каждый ребенок уникален и неповторим, и потому создание основополагающих педагогических концепций помогут школе стать эффективной, а учителям – «акушерами мысли».

 

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 287; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!