Символизация — средоточие рекламного креатива



 

Явление символа, символизации имеет глубинные корни в опыте коммуникаций. Это спонтанный продукт человеческого общения, возникший на раннем этапе формирования общества. На том этапе развития культуры, когда потребовалось «выра­зить невыразимое», воплотить абстрактное содержание в на­глядном виде. Это оказалось совершенно необходимым в ситу­ациях общения человека с ощущаемыми им высшими, потусто­ронними силами, скрытыми от непосредственных контактов. Таким образом, мифологическая, религиозная, мистическая символика сформировалась в грандиозную сферу духовной культуры.

Однако нас в большей степени интересуют ее светские вари­анты. О всепроникающем присутствии символов в искусстве и в быту, политических и экономических процессах один из авторитетных теоретиков символизации Э.Кассирер писал, что она окутывает человечество «нежной и прозрачной, но не рвущейся вуалью»1. В полемике о том, как наиболее точно выразить сущность символизации, сломано немало научных и философических копий.

На противоречивую природу символического иносказания указывал уже И.Кант в своих размышлениях и о критической, и об эстетической способности суждения. Процесс символиза­ции происходит, по его мнению, тогда, когда «под понятие, ко­торое может мыслиться только разумом и которому не может соответствовать никакое чувственное созерцание, подводится такое созерцание...»2.

Гегель развивает представление о символе далее. Он пишет: «...Символ представляет собой непосредственно наличное

1 Кассирер Э. Философия символических форм // Культурология. XX век. М., 1995. С. 200.

2 См.: Кант И. Собр. соч.: В б т. М., 1966. Т. 5. С. 373.

115

или данное для созерцания внешнее существование, которое не берется таким, каким оно непосредственно существует ра­ди самого себя, а должно пониматься в более широком и об­щем смысле. Поэтому в символе мы должны сразу же разли­чить две стороны: во-первых, смысли, во-вторых, выражениеэтого смысла (выделено Гегелем. — В.У.)»3. Итак, в символе мы вновь сталкиваемся с наложением друг на друга неодинаковых смысловых единиц, которое мы уже наблюдали, анализируя метафору. Действительно, метафора и символ — интеллектуально родственные явления, но пос­ледний обладает более высокой сложностью. Подобно тому, как это происходит в процессе метафоризации, в символе со­вмещаются и противоречиво сосуществуют разнородные сущности: образ и идея.

В метафоре происходит совмещение разных смыслов. В сим­воле — не только самих смыслов, но и способов их репрезен­тации. Как это фиксирует Гегель, «в символе мы прежде все­го имеем перед собой фигуру, облик, образ, которые уже сами по себе вызывают у нас представление о чем-то непосредст­венно существующем»4. Но содержание символа его образной составляющей не ограничивается. В данный образ воплоща­ется некая обобщенная идея, мысль, выходящая далеко за внешние контуры конкретного изображения или высказыва­ния. Символический образ указывает воспринимающему на нечто, выраженное в нем иносказательно. Как пишет отечест­венный философ А.Ф.Лосев, «символ указывает на какой-то неизвестный нам предмет, хотя и дает нам в то же время вся­ческие возможности сделать необходимые выводы, чтобы этот предмет стал известным. Метафора же не указывает ни на какой посторонний себе предмет. Она уже сама по себе яв­ляется предметом самодовлеющим и достаточно глубоким, чтобы его долго рассматривать и в него долго вдумываться, не переходя ни к каким другим предметам»5.

И если, как мы говорили выше, уже метафора содержит сек­рет недосказанности, активизирующий воспринимающее со-

3 Гегель Г. Эстетика.: В 4т. М., 1969. Т. 2. С. 14.

Там же. соч. С. 16.

5 Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976. С. 156.

116

знание, в символе степень таинственности заключенного в нем смысла многократно возрастает. Конечно, любой образ многозначен. Однако обычно этот вариант отображения об­ладает непосредственно ощутимым соответствием с тем, что он отображает, а в случае символизации подобного соответст­вия по большей части нет. Образ ориентирован на целостное эмоциональное и подсознательное воздействие. Символ не постичь без смысловой расшифровки, интеллектуальной раз­гадки, объяснения (себе и другим) свернутого и запечатлен­ного в нем содержания.

Такая многозначность, многоуровневость сконцентрирован­ных в символе смыслов и создает ореол таинственности: до конца никому не дано разгадать всего спектра излучаемых зна­чений — это проверено опытом культуры. Но это же формиру­ет особую притягательность символизации. Дополнительные смыслы в символе создают особую целостность, воплощаю­щую мысль в такой концентрированной образной форме, кото­рая открывает простор для комплекса различных трактовок. В этой способности объединить в целостной структуре мысль и образ кроется «тайна» символизации, отличительная особен­ность данного процесса от иных видов выразительности. В ней заключены как наиболее сильные, так и наиболее уязвимые стороны символизации с точки зрения оперативности воспри­ятия. В ряде случаев для расшифровки значения того или ино­го символа необходима ориентация в «кодах культуры» того или иного сообщества.

Относительно внутренней противоречивости символизации одна из последовательниц учения Э.Кассирера С.Лангер писа­ла так: «Процесс символизации хотя часто и затемняет проис­хождение наших идей, тем не менее усиливает их концепту-альность»6. Именно здесь, на наш взгляд, сосредоточена проб-лемность современного применения символизации в рекламе. Мало найти эффектное образно-символическое воплощение требуемой рекламодателю идеи, необходимо, чтобы оно, это воплощение, без особых затруднений расшифровывалось ау­диторией.

 

6.ЛангерС. Философия в новом ключе. М., 2000. С. 161.

 

117

 

С нашей точки зрения, не будет преувеличением сказать, что в акте символизации концентрируется самая ценная грань рекламного креатива: это наиболее выразительный способ кристаллизации опорной идеи сообщения. Именно символ как компонент рекламного текста способен результативно «зацепить» внимание реципиента, вызвать его интерес, побу­дить к размышлениям относительно целесообразности пози­тивно откликнуться на суть предложения. Это объясняется как раз той сопричастностью к глубинным слоям культуры, о которой упоминалось выше.

Многое помогает понять этимология слова «символ», хотя о ней также ведутся споры. Для нас убедительной выглядит трактов­ка А.Тахо-Годи, возводящей данный термин к греческому поня­тию simbolon, обозначающему «совпадение, соединение, слия­ние, встречу двух начал в чем-то одном»7.

Архаичное сознание видело в любом объекте реальности от­светы чего-то запредельного, трансцендентного, проявление воли высших существ. Некоторые из подобных связей на­крепко запечатлелись в общественной психологии, переходя от поколения к поколению. К. Юнг назвал подобные, закреп­ленные духовной традицией, представления архетипами.Именно они стали наполнением того, что данный теоретик называет естественнымисимволами в отличие от тех, кото­рые созданы дальнейшим развитием культуры8. Архетипы, по Юнгу, «ровно настолько являются настоящими символами, насколько они многозначны, богаты предчувстви­ями и, в конечном счете, неисчерпаемы... Единственное, что мы безусловно можем установить относительно природы симво­лов, это многозначность, почти необозримая полнота соотне-сенностей, недоступность однозначной формулировке. Кроме того, они принципиально парадоксальны»9. По юнговской тео­рии, архетипы или праобразы укоренены в подсознательной сфере психики любого человека. Именно поэтому их возмож-

7 Тахо-Годи А.А. Термин «символ» в древнегреческой литературе // Образ и сло-во:Вопросы классической филологии. Вып. 7. М., 1980. С. 16.

8 См.: Юнг К. К вопросу о подсознании // Юнг К.Человек и его символы. С. 91.

9 Юнг К. Об архетипах коллективного бессознательного// Юнг К. Архетип и символ. С. 126.

 

118

 

ное предъявление аудитории в рекламном тексте оказывает сильное эмоциональное воздействие, актуализируя память предков, вытягивает из сферы подсознательного на уровень со­знания совокупность ассоциативных связей. Впрочем, на уро­вень сознания процесс восприятия символов может и не выхо­дить. В этих случаях интерес, вызванный у реципиента симво­лическим обращением, может реализоваться в его длительном запоминании или в импульсивном поведенческом акте.

Активизацией интереса, стимулом к размышлениям стано­вится также многозначность, а тем самым и неопределенная таинственность многих символических высказываний и изо­бражений. Вновь обратимся к К.Юнгу: «Говорящий праобра-зами говорит как бы тысячью голосов. Он пленяет и покоря­ет, он поднимает описываемое им из однократности и времен­ности в сферу вечно сущего, он возвышает личную судьбу до судьбы человечества»10.

Приведем одно из развернутых определений категории «символ», которое принадлежит А.Ф.Лосеву: «Символ — идейная, образная или идейно-образная структура, содер­жащая в себе указания на те или иные, отличные от нее предметы, для которых она является обобщением и развер­нутым знаком»11. В ряде работ этого автора имеется рассмо­трение не только отличия символа от метафоры, о чем мы сказали выше, но и расслоение таких родственных понятий, как знак и символ, эмблема и символ.В повседневной речи эти слова нередко упоминаются как синонимы, но профес­сиональное общение обязывает различать содержание этих понятий. Главным различием между «обычным» знаком (например, словом нашей речи) и символом является стрем­ление первого к однозначности, второго же — к многознач­ности. А.Ф.Лосев подчеркивает также, что «термин «сим­вол» получает свое значение в связи с той или другой значи­тельностьюсимволизируемой им предметности (выделено А.Ф.Лосевым. - В.У.)»12.

10 Там же. С. 284.

11 Лосев А.Ф. Символ//Философская энциклопедия.: В 5 т. М., 1970. Т. 5. С. 10.

12.Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. С. 132.

 

 

119

 

Эмблема предполагает символизацию меньшей степени обобщенности, чем архетипические сим­волы. Если последние со­провождают человечест­во из глубины веков — таковы символы дерева, солнца, реки, креста, — то эмблема возникает в ре­зультате общественного соглашения. «Эмблемы государств, классов, со­словий, корпораций, про­фессий, родов и племен, вплоть до чисто личной эмблематики, — все такого рода эмблемы являются в смысле соотношения в них общего и единичного не чем иным, как именно символами, но только — более специального назначе­ния»13.

К такого рода эмблемам специального назначения относятся фирменные и товарные знаки, торговые марки, обозначения, формирующие особый стиль различных производственных и коммерческих корпораций. Политические и государственные эмблемы содержат в себе более широкие, собственно симво-

13 Там же. С. 185.

 

120

 

лические обобщения. Их истоки восходят к временам глубо­кой древности.

Греческие воины наносили знаки отличия на свои щиты. Вот как описывает такие изображения Эсхил в трагедии «Семеро против Фив» (V в. до н.э.):

 

На том щите изображенье гордое

Красуется: небесный свод со звездами,

А посередине самая прекрасная

Звезда — глаз ночи — полная луна горит.

 

А вот щит другого отважного воина:

 

И знак его: нагой, с огнем пылающим

Факелоносец. Золотыми буквами

«Сожгу я город» — надпись на щите горит.

 

Не отстает от соратников третий: ,

 

...Щит его расписан угрожающе:

С оружьем воин по ступеням лестницы

Взбирается на башню, чтоб разбить врагов,

И надпись тоже гордая, крикливая:

Не сбросит с башни воина, мол, сам Арес14.

 

Обратим внимание на выбранные воинами изображения: Звездное небо, Луна, Горящий факел, Лестница, Башня. Это символические обозначения, не уходящие с переднего плана коммуникативных процессов от античности до на­ших дней. Они встречаются во всемирном опыте культуры столь же часто, как пришедшие из палеолита графические символы креста, солнечного диска, треугольника, квадрата, лабиринта.

 

14. Эсхил. Семеро против Фив // Эсхил. Трагедии. М., 1978. С. 107—110.

 

121

 

Сам факт изображения отличительных символов на воинских щитах использовался в античности и в рекламно-коммерческих целях: вывешенный на фронтоне здания щит уведомлял прохо­жих о том, что здесь — гостиница, таверна, где можно получить «и стол, и кров». Поныне в немецком языке слово вывеска зву­чит и пишется как щит — Schild, только меняет род (и артикль) с мужского на средний, а русское сочетание «рекламный щит» — элемент профессиональной терминологии.

Для различения прославленных римских легионов употреб­лялись выкованные из металла фигуры птиц и зверей. Весь мир покорили легионеры Юлия Цезаря, излюбленной эмбле­мой имевшие орла. Неудивительно, что именно к этой птице проявляли интерес элитарные воинские части: орел одновре­менно являлся атрибутом (наряду с пучком молний) верхов­ного божества — Юпитера (в греческом пантеоне — Зевса). Ведь это орел обеспечил комфорт божественных застолий, похитив из низин и вознеся на небеса юного виночерпия Га-нимеда. Но использовались в римских войсках и другие эмб­лемы: бык, конь, волк, дикий кабан.

Роль, схожую со «значками» римских легионеров, в средневе­ковой Руси играли княжеские стяги. Ими являлись прямо­угольные полотнища, насаженные на высокое древко и укра­шенные навершиями, передававшими княжеский родовой знак. Его издалека узнавали в разгаре сражения, к нему стяги­вались разбросанные боем дружины. БАРыбаков рассказыва­ет: «В военной практике XI—XII веков известны случаи, когда поднятые на поле битвы стяги врага использовались для того, чтобы заманить рассеянные по полю вражеские дружины в за­падню»15. Но постепенно главная задача — «стягивание» вои­нов — сменилась функцией более общей, более широкой — «знаменовать», т.е. демонстрировать, показывать. И слово «знамя» вытеснило из живого употребления слово «стяг».

Нам интересны, в первую очередь, именно символы «знамено-вания», как бы постоянные наглядные знаковые декларации о том, «кто есть кто» и «что есть что». В этом плане примечатель­ны найденные археологами перстни-печати, принадлежавшие

15 Рыбаков Б. Знаки собственности в княжеском хозяйстве Киевской Руси X—XII вв. // Советская археология. М.; Л., 1940. № 6. С. 242.

 

121

 

Сам факт изображения отличительных символов на воинских щитах использовался в античности и в рекламно-коммерческих целях: вывешенный на фронтоне здания щит уведомлял прохо­жих о том, что здесь — гостиница, таверна, где можно получить «и стол, и кров». Поныне в немецком языке слово вывеска зву­чит и пишется как щит — Schild, только меняет род (и артикль) с мужского на средний, а русское сочетание «рекламный щит» — элемент профессиональной терминологии.

Для различения прославленных римских легионов употреб­лялись выкованные из металла фигуры птиц и зверей. Весь мир покорили легионеры Юлия Цезаря, излюбленной эмбле­мой имевшие орла. Неудивительно, что именно к этой птице проявляли интерес элитарные воинские части: орел одновре­менно являлся атрибутом (наряду с пучком молний) верхов­ного божества — Юпитера (в греческом пантеоне — Зевса). Ведь это орел обеспечил комфорт божественных застолий, похитив из низин и вознеся на небеса юного виночерпия Га-нимеда. Но использовались в римских войсках и другие эмб­лемы: бык, конь, волк, дикий кабан.

Роль, схожую со «значками» римских легионеров, в средневе­ковой Руси играли княжеские стяги. Ими являлись прямо­угольные полотнища, насаженные на высокое древко и укра­шенные навершиями, передававшими княжеский родовой знак. Его издалека узнавали в разгаре сражения, к нему стяги­вались разбросанные боем дружины. БАРыбаков рассказыва­ет: «В военной практике XI—XII веков известны случаи, когда поднятые на поле битвы стяги врага использовались для того, чтобы заманить рассеянные по полю вражеские дружины в за­падню»15. Но постепенно главная задача — «стягивание» вои­нов — сменилась функцией более общей, более широкой — «знаменовать», т.е. демонстрировать, показывать. И слово «знамя» вытеснило из живого употребления слово «стяг».

Нам интересны, в первую очередь, именно символы «знамено-вания», как бы постоянные наглядные знаковые декларации о том, «кто есть кто» и «что есть что». В этом плане примечатель­ны найденные археологами перстни-печати, принадлежавшие

15 Рыбаков Б. Знаки собственности в княжеском хозяйстве Киевской Руси X—XII вв. // Советская археология. М.; Л., 1940. № 6. С. 242.

 

122

 

Рюриковичам. Там, где появляется оттиск подобной печати, — фиксируется собственность княжеского дома. В основной структуре знака просматривается символ трезубца. Б.А.Рыба­ков обращает внимание на различную степень декоративности этих символов, переходящих с перстней-печатей на некоторые украшения, а также на клейма, которыми метились серебряные гривны, свинцовые пломбы, делались засечки на земельных и лесных угодьях, таврировался скот, помечалась утварь.

Эти процессы — этапы формирования разветвленной средне­вековой геральдики. В Западной Европе символическая сис­тема получила большее развитие, чем в России: ее подкрепля­ли глубокие античные традиции. Можно говорить о трех ма­гистральных направлениях западноевропейской геральдики: во-первых, государственно- и общественно-политическая символика: гербы городов, государств, религиозных, военных, общественных корпораций; во-вторых — родовые, рыцарские гербы, в-третьих, — ремесленническая и торговая геральдика.

В наши дни вторая ветвь приобрела характер реликта. Зато чрезвычайно активно действует на внутренней и внешней по­литической арене символика государств, партий, корпора­ций, общественных движений. Но, думается, наибольшей продуктивностью в наши дни отличается ремесленническая геральдика, ставшая истоком изобильного количества торго­вых и фирменных знаков. Стимулировали этот процесс сред­невековые ремесленные объединения.

В Париже XIII в., например, было зарегистрировано около 300 цехов: булочники, мясники, кровельщики, трубочисты, кожевенники, суконщики, оружейники и т.п. Каждый цех имел своего небесного покровителя в сонме католических святых: слесари — св. Алоизия, ткачи — св. Кристину, парфю­меры — св. Иосифа. У каждого цеха были свои излюбленные (фирменные) цвета и, конечно же, свои отличительные знаки. Они далеко не всегда имели статус герба — обычно это были более лаконичные, простые (в отличие от рыцарского обихо­да) изображения, тяготевшие к тому варианту символики, ко­торый именуется эмблематикой.

Бесценные данные о предыстории современной рекламной символики содержатся в трактате средневекового итальянского

 

123

 

юриста Бартоло де Сассоферрато (ок. 1314 — конец 1350-х гг.) «О знаках и гербах». Автор в рассуждении, касающемся ремес­ленных эмблем, различает общецеховые опознавательные зна­ки и личные клейма мастеров. Наиболее часто он ссылается на опыт оружейников и изготовителей бумаги: «Положим, что су­ществует некий искуснейший кузнец, который на своих мечах и других изделиях ставит определенные знаки, по которым уз­наются изделия этого мастера, и потому эти товары лучше про- ,;. даются и охотнее покупаются. Таким образом, я полагаю, что, если другой сделает такое же клеймо, оно может быть запреще­но, т.к. этим наносится ущерб народу. Ведь изделия одного при­нимаются за изделия другого... То же относительно знаков, ко­торые употребляются изготовителями бумаги»16.

Мы видим здесь истоки правового регулирования примени­тельно к фабричным и торговым знакам, что и поныне остает­ся крайне насущным для стран, переходящих к рыночной эко­номике. Фирменный знак как реклама и гарантия качества чрезвычайно высоко ценился уже в ту пору, когда создавался трактат, решительно отстаивался в случае возникновения иных претендентов, заботливо передавался преемникам. Бар­толо де Сассоферрато подробно рассматривает судьбу цехо­вой эмблемы в случае распада сообщества: «Я отвечаю, что ес­ли есть в сообществе один, кто был как бы главою и как бы старшим сообщества, то он и будет его (знак) носить... Если же нет такового, то пусть останется у того, кто был наиболее со­стоятельным членом сообщества»17. Если же и такого не удает­ся выявить, автор трактата рекомендует бросать жребий.

Нам кажется, что удивительно актуально звучат эти советы средневекового юриста. Но что же по преимуществу изобра­жали цеховые эмблемы? В первую очередь — сами предметы изготовления: меч в гильдии оружейников, головной убор у цеха шляпников и т.п. Казалось бы, просто: прямая иллюстра­ция, а не символ. Однако подобная простота существовала лишь на первых порах. Центральное цеховое изображение со временем обрастало деталями, вбирающими переживаемые цехом события. Дарованная монархом привилегия на освобо-

16 Бартоло де Сассоферрато. О знаках и гербах // Средние века. М., 1989. Т. 52. С. 314.

Там же. С 315.

124

 

ждение от части пошлин, на­пример, немедленно вопло­щалась какой-либо отме­тиной. Особые заслуги кого-то из членов кор­порации перед отечест­вом также нередко вно­сили в эмблему корпо­рации дополнитель­ный нюанс. Так перво­начальные бесхитрост­ные эмблематические конструкции символизи­ровались, т.е. обрастали до­полнительными смыслами, обретали черты иносказания, становились причастными тайне, из­вестной узкому кругу посвященных, но неведомой для обычных наблюдателей. А как должны были выбирать, эмблему основатели цеха красильщиков во Флоренции XIII в.? Ведь окраску на­глядно передать не так просто, как меч или шляпу. Здесь не обойтись без символи­зации, т.е. изобразитель­ного иносказа­ния. Вероятно, немало споров пришлось преодо­леть, прежде чем было принято такое сочетание: алый щит, на котором мешок бе-

125

лой шерсти и золотой орел над ним. Герб, как видим, претен­циозен. Бартоло де Сассоферрато писал: «Золотой цвет бла­городнее прочих...», а вторым по степени благородства он на­зывал алый. Герб красильщиков Флоренции располагался на зданиях и складах, принадлежащих цеху, вышивался на праздничной одежде мастера и подмастерьев, на цеховых вымпелах и знаменах, фигурировал на цеховых печатях.

Фирменный стиль, таким образом, присутствовал в цеховом средневековом производственном и коммерческом быту, из­давна исправно исполнял рекламную службу. Как важно было любому цеху в свой профессиональный праздник (он часто отмечался в день покровительствующего цеху святого) произ­вести как можно более сильное впечатление на горожан пыш­ностью процессии, яркостью нарядов, щедростью угощения. Если мы вспомним, что в Париже начиная с XIII в. количест­во ремесленных содружеств соперничало с числом дней в году и каждое отмечало свой праздник, кажущееся мрачным Сред­невековье предстанет совсем в других красках. А стимулиро­вала все эти изыски главным образом потребность в публич­ной демонстративности и старание устоять в конкурентной борьбе, не отстать от других, «не потерять лица».

Заметим, что немалое число геральдических изображений до­полнялось девизом: краткой, однако по большей части глубо­комысленной сентенцией. Мы видели таковые уже у героев Эсхила. Но там изречения на щитах еще подчинены злобе дня: «Сожгу город!», «Не остановит сам бог войны!». Позже смысл подобных словесных (вербальных) слагаемых эмбле­мы спрессовывается, углубляется, приобретает универсаль­ное звучание, выражает как бы основное жизненное кредо но­сителя рыцарского герба или цеховой эмблемы. Нетрудно ус­мотреть здесь истоки современного рекламного слогана.

Параллельно с развитием цехового «фирменного стиля» про­исходило символическое вызревание того типа маркирования, который характерен не для ремесленного (в основном индиви­дуально-рукотворного), а для фабричного, массового произ­водства. Один из исследователей данного процесса связывает его начало с требованием английского короля Эдуарда I поме­чать все золотые и серебряные изделия клеймом, изображав-

 

126

 

шим голову леопарда. Этот указ, который датируется 1300 г., подтвердил и ужесточил король Эдуард III в 1363 г. По его по­велению каждый ювелир обязан был помечать свои изделия уже не общим королевским знаком, а личным клеймом. Подоб­ное маркирование вскоре распространилось на фарфоровые изделия, продукцию ткацких мануфактур.

В прекрасной книге о русских товарных знаках искусствове­да А.Павлинской можно увидеть и знак московского пробир­ного мастера М.Макеева от 1722 г. Это аптекарские весы на темном фоне, окруженные двумя буквами М. и М.

Геральдическая символика оказала большое влияние на разви­тие западноевропейской вывески: мы уже отмечали, что само слово «щит» в Германии, например, стало синонимом слова «вывеска». Но дело не только в этом. Вывески в значительной степени опирались в своей изобразительной части на цеховые эмблемы. В Россию же подобные рекламные формы проникли относительно поздно — вместе с нововведениями Петровского времени. К 20-м гг. XVIII в. в Петербурге существовали 24 цеха с 1566 мастеровыми, а в Москве — 26 цехов с 6888 мастеровы­ми. Довольно значительное отличие от Парижа XIII в.! Первые цеховые знамена известны от времени Екатерины II — это по­лотнища с вышитыми эмблемами, изображающими продукцию сапожно-башмачного цеха, цеха перчаточников и цеха мясни­ков. Все вполне бесхитростно: у сапожников на знамени сапог и башмак, у перчаточников — перчатка, у мясников — бык.

Более абстрактная символизация применительно к русскому рекламному процессу осуществлялась в это время на «сосед-

 

127

 

ней площадке», происходила не на открытом пространстве городских улиц, а в полумраке торговых складов и таможен­ных контор. В 1744 г. по предложению мануфактур-коллегии был издан указ, где говорилось: «...На всех вообще фабрич­ных изделиях обозначать российскими литерами, в каком го­роде и на какой фабрике оныя сделаны, чтобы оныя от чуже­странных товаров были при всяких случаях видимы»18

Указ был подтвержден в 1783 и 1815 г., в последнем случае знаковый вариант клейма требовалось представить в Депар­тамент мануфактур. Правительственный указ от 1830 г. уже предусматривал правовую защиту фабричных знаков произ­водителей и уголовное наказание за их подделку. Таким обра­зом, идеи итальянского юриста Бартоло де Сассоферрато проросли и на российской почве.

Несмотря на более основательную предысторию, эпоха фаб­ричных и торговых символов, создаваемых в отчетливо рек­ламных целях, и в Западную Европу пришла только в XIX в. Она связана с принципиально новой ситуацией массового промышленного производства предметов потребления, опре­делившего гораздо более существенную роль рекламного творчества в культуре в целом. «Их применение, — пишет бельгийский исследователь К.Веркман, — стало единствен­ным способом идентифицировать товары с помощью одного-единственного слова»19. Или иной выразительной метки, до-

18 Цит. по: Ефименко П. Юридические знаки // Журнал Министерства народного

просвещения. 1874, Октябрь. С. 72.

19. Веркман К. Товарные знаки: Создание, психология, восприятие. М., 1986. С. 35.

 

128

 

бавим мы. Этот автор дает широкую панораму западноевро­пейских торговых знаков, проводит их классификацию на ос­нове анализа массива из 1600 словесных и изобразительных вариантов. К.Веркман перечисляет самые популярные: Солн­це, Лев, Медведь, Бык, Конь, Звезды, Короны, Корабль, Глаз. Они неискоренимо притягательны для людей соответствую­щей культуры, т.к. восстанавливают в восприятии и подсоз­нании давние и вечные детские ассоциации, эпизоды волшеб­ных сказок и поверья прочитанных в школьные годы баллад. К.Веркман справедливо пишет по этому поводу: «Нам пред­ставляется несомненным, что известное магическое или по­лумагическое влияние товарных знаков все еще оказывается даже на самую «просвещенную» публику20.

Движение к выразительной торговой марке в России от тамо­женного или фискального клейма активно происходило на рубеже XIX—XX вв. Лидировали орнаментально выполнен­ные фамилии фабрикантов и негоциантов. Именно они — крупно начертанные фамилии — пестрели на фасадах зданий двух столичных и десятков губернских городов. На знамени­том «чайном домике» на Мясницкой значилось дважды по фасаду и увенчивало крышу «Товарищество Губкин-Кузне­цов», на фронтоне другого здания — «Пассаж Попова», на третьем — «Банкирская контора Джамгаровых». Различи­тельным рекламным фактором являлась фамилия предпри­нимателя — она же формировала логотип, она же регистриро­валась как торговая марка.

Процесс символизации, понимаемый как движение к обобщен­ным условным изображениям, развивался медленно. Если фа­милия сопровождалась рисунком, то это, как правило, была прямая натуральная фиксация предмета или продукта, кото­рый производит или которым торгует фирма, — все тот же са­пог, станок, или «штука» ткани, или коробка конфет. Практиче­ски одинаковые рекламные изображения предметов мелькают на уличных вывесках и на страницах периодических изданий.

Ситуация заметно изменяется в первом десятилетии XX в. — товарный знак активно заявляет о себе в роли гаранта качест-

20 Там же. С. 36.

129

 

ва. Об этом, в первую очередь, заботятся представители зару­бежных фирм. И вот уже для широкого извещения демонстри­руется клеймо компании «Зингер», производящей швейные машинки, и газетный текст советует «не раньше покупать ма­шинку, как вполне убедившись, что она из наших магазинов». Убеждаться следовало именно по наличию клейма. Фирма по продаже белья «Мей и Эдлих» сообщала в газетах, что ее про­дукцию потребитель может узнать по клейму, изображающему рукопожатие.

Широкую популярность завоевала марка Петроградской ре-зиноделательной мануфактуры, основанной в 1860 г., — «Треугольник». Московское же товарищество резиновой ма­нуфактуры «потеряло темп» и только с 1900 г. начало призы­вать население обращать внимание на красные клейма на по­дошвах в виде шестиконечной звезды.

В 1883 г. заключена Парижская международная конвенция, объединившая 105 государств, согласно которой правовой охране подлежат товарные знаки, знаки обслуживания и фирменные наименования и вносятся определенные ограни­чения на составляющие их элементы. Не допускается вклю­чение в торговую марку государственных флагов, гербов и эмблем, а также символов и терминов, вводящих в заблужде­ние потенциального потребителя относительно товара или его изготовителя. В 1891 г. Мадридская конвенция учредила Международное бюро в Женеве для регистрации товарных знаков и выдачи лицензии на их использование в странах — участницах конвенции. СССР присоединился к первой из них в 1965 г., а ко второй — в 1976 г.

В соответствии с международными нормами разработан и принят 23 сентября 1992 г. Закон Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименовани­ях мест происхождения товаров». Правовая охрана после соответствующей регистрации возложена на Комитет по па­тентам и товарным знакам. Казалось бы, условия цивилизо­ванного развития данной сферы предусмотрены, однако жизнь в очередной раз не укладывается в отведенные ей пределы. Рыночный бум в постперестроечной России захле­стывает правовые постановления. Что более всего выпадает из постперестроечных норм?

 

130

 

1. Огромное число одинаковых именований, могущих лишь запутать, а не прояснить для людей ответ на вопрос «кто есть кто?».

2. Едва ли не еще большее число наглухо зашифрованных на­званий-аббревиатур и странно звучащих наименований без разъяснения их смысла.

3. Вопиющее несоответствие основного направления фирмы и избранного ею названия.

Не приходится говорить и о повсеместных случаях плагиата в текущих, а подчас и зарегистрированных товарных знаках. У всех на слуху судебная тяжба между российскими и заоке­анскими наследниками знаменитой водочной фирмы «Петр Смирнов». Все смешалось в этом споре — притягательность традиции, соображения престижа, национальные приорите­ты. Вряд ли при столь неординарных обстоятельствах суд сможет вынести жестко однозначное решение. Придется ис­кать компромиссный вариант.

А вот случай, когда даже такая опытная фирма, как «Coca-Cola», попала впросак на российском рынке. Она решила ос­настить автоматы по продаже этого напитка плакатом со словами: «Железно! Всегда! Холодная!» В суд обратилась фирма по оказанию транспортных услуг «Государство СО-БОС», которая в сентябре 1997 г. зарегистрировала в Роспа-тенте наречие «Железно!» в качестве товарного знака. Пос­ле совокупности юридических баталий мощной западной фирме пришлось отступить21.

Современные поиски создания фирменного стиля в значи­тельной мере опираются не только на изобразительные, но и на вербальные способы символизации. В этой роли в первую очередь выступает слоган. Разумеется, далеко не любое вы­сказывание, претендующее на роль слогана, обладает образ­ностью, глубиной, многозначностью символического выска­зывания. Например, декларация типа «Мы можем все!» — ло­зунг, на который претендуют многие рекламодатели, вряд ли возбудит устойчивый интерес. Он звучит энергично, эмоцио­нально, но слишком обыденно, заурядно, привычно.

21. См.: Известия. 2000. 14 янв.

131

 

А вот внешне неброская реклама часов Угличского завода «Вре­мя по Угличу» обладает многослойной содержательностью. Не­медленно возникает ассоциация с известным со школьных вре­мен отсчетом часовых поясов — «время по Гринвичу». За этой ассоциацией тянутся размышления о быстротечности времени, затем оживляется воспоминание об Углицкой трагедии, связан­ной с царевичем Димитрием, и т.п. В итоге остается ощущение значительности при восприятии слогана.

Удачным, на наш взгляд, был один из ранних слоганов фир­мы по сбору вторсырья — «Сделаем мир хоть немного чи­ще!» С одной стороны, он точно выражал сущность деятель­ности данной организации, с другой — обоснованно соотно­сил ее с глобальной проблемой загрязнения окружающей среды. И, наконец, он формировал утопический, но весьма привлекательный образ мира, очищенного от грязи. Заме­тим, что примеры вербальной символизации в современной российской рекламе весьма редки.

Мы убедились: торговый или фирменный знак — средоточие символизации в рекламном деле. Это светящая, пульсирую­щая точка, которая почти неотвратимо притягивает внимание тех, кому она попадается на глаза. От нее, от этой миниатюр­ной эмблемки — ее выразительности, оригинальности и эсте­тической привлекательности — в огромной степени зависит, остановится ли листающий газету или бегущий мимо бранд­мауэра человек на данной рекламе, вникнет ли в нее, проявит ли деловой интерес к товару или услуге. Созидательной ролью в фирменных и товарных знаках, удачных слоганах далеко не исчерпывается креативная роль символизации в рекламе. В главе, посвященной ценностным факторам рекламы, мы указывали на процесс перенесения ценностей с символических изображений, помещенных в ре­кламном обращении, на рекламируемый объект. Это проис­ходит посредством ассоциативных связей, о которых говори­лось ранее.

Вот как применительно к символизации характеризуют дан­ное явление американские исследователи: «В рекламном об-

 

132

 

ращении могут соединяться в единое целое собственно товар и некий всем известный символ конкретной культурной цен­ности, причем подобное соединение может быть осуществле­но таким образом, что зритель или читатель данного реклам­ного обращения будет ощущать существенное сходство меж­ду товаром и символом, вследствие чего данная культурная ценность отныне станет частью данного товара...»22

Варианты подобного сочетания — повсеместное явление в журнальной, плакатной, щитовой изобразительной рекламе. Вот в одном из английских еженедельников рекламируется «Наполеон». Тень от бутылки создает контур прославленного императора, а слоган гласит: «Более французский, чем сам император». С фигурой Наполеона связана историческая эпоха, эта личность — часть всемирной истории человечества, она символизироваласьи поэтому воздействует на реципи­ента дополнительными чарами.

Если следовать классификации К.Юнга, приведенной выше, данный символ относится не к архетипическому, а к вырабо­танному культурой варианту.

Приведем пример поиска символического воплощения глав­ной идеи предвыборного состязания для кандидата социали­стов Ф.Миттерана, баллотировавшегося на президентский пост в 1988 г. Мы берем его из опыта ведущего французского деятеля рекламы Ж.Сегелы, который пишет: «Я проработал несколько образных рядов, пока, обескураженный тем, что никак не могу найти требуемое, не задал себе кардинальный вопрос: «Будь у меня к кандидату в Президенты всего одно требование, каким бы оно было?». Ответ пришел сам собой: «Чтобы твоя дочь Лола, которой сейчас один год, прожила в третьем тысячелетии более счастливо, чем ты в твоем неза­давшемся двадцатом веке»... Так родилась идея: рука мужчи­ны, протянутая к ребенку. Она имела двойное преимущество: напоминала жест, который обессмертил еще Микельанджело, и вдобавок символизировала созидание... Я понял, что вот оно, найдено! Перед глазами у меня был образ, единый и мно-

22. Батра Р., Майерс Дж., Аакер Д. Рекламный менеджмент. С. 358.

133

 

гозначный, способный охаракте­ризовать будущего Президента, но в котором каждый избиратель мог узнать себя»23.

Мы усматриваем здесь прекрас­ный пример того, как целенапра­вленное творческое воображение «выталкивает» из глубин подсоз­нания подходящий к случаю фрагмент жизненных впечатле­ний автора, опираясь на его об­щекультурный кругозор. Сюжет знаменитой фрески Микельанд­жело со сводов Сикстинской ка­пеллы в Ватикане, в котором библейский бог Саваоф одухо­творяет первого человека, и до, и после описанного Ж.Сегелой случая использовался рекламистами. Но как? По большей ча­сти репродуктивно-иллюстративно. Недавний пример: рекла­ма банка «Ренессанс» в приложении к «Известиям» от 15 фев­раля 2000 г. Здесь фрагмент фрески скопирован относительно точно, подкреплен суждением «Искусство помнить о буду­щем». Но символической цельности со страховыми услугами банка «Ренессанс» изображение не создает — смотрится про­сто как иллюстрация.

В чем же отличие символизма от простой иллюстративности? В наличии дополнительных значений, которые посильно вос­принять массовой аудитории. Если изображение ключа оформляет вывеску палатки «Металлоремонт», — это одно­значное сообщение о том, что в данном пункте изготовляются ключи. Но вот ключ как фирменная марка присутствует на об­ложках учебников, вышедших в издательстве «Русское сло­во». И здесь данное изображение — не иллюстрация, а символ, ближайший смысл которого: учебник как ключ к знаниям, к образованию, к богатствам культуры. На наш взгляд, это удач-

23. Сегела Ж. Национальные особенности охоты за голосами. М., 1999. С.85.

 

134

 

но найденный фирменный знак в отличие, например, от тяжело­весной фигуры царицы Елизаве­ты на книгах, выпущенных изда­тельским домом «Университет». Здесь также символизм подменен иллюстративностью.

Приведем еще один пример «сим-волотворчества» Ж.Сегелы, кото­рый относится к австрийской президентской выборной кампа­нии 1900 г. на стороне Ф.Враниц-кого. Размышления рекламиста «вытолкнули» из глубин подсоз­нания на этот раз архетипический образ дерева, укорененного в поч­ве, с ветвями, которые тянутся в будущее. Креатор комментирует: «Я попросил отыскать в архивах агентства все, какие только есть, фотографии деревьев. И вско­ре нашел искомое: дуб (дерево справедливости), одиноко стоя­щий (символ власти), вырисовывающийся на горизонте (буду­щее) посреди бесконечного луга (окружающая среда)»24.

В данном случае найденный символ, во многом определив­ший успех выборной кампании Ф.Враницкого, опирается на глубинные мифологические структуры, адресующиеся к «де­реву жизни». В мифотворчестве многих народов именно об­раз дерева передает идею и конструкцию живого космоса. Неудивительно, что разнообразные фрагменты деревьев: вет­ви, побеги, листва очень частые составляющие рекламных символов, и подчас весьма удачных. Таковым нам представ­ляется «картинка» в рекламе «Автобанка», предъявляющая аудитории прочный зеленый отросток с единственным, но выразительным, выросшим на нем зеленым листочком. Сло-ган гласит: «Надежность и гибкость». В целом создается жиз­неутверждающий символ кредитного учреждения25.

24 Там же. С. 112.

25 См.: Известия: Спецвыпуск. 2000. 15 фев.

 

135

 

Но вот, на наш взгляд, малоудачные попытки обрести рек­ламные символы «Внешэкономбанком». Для этой цели были задействованы различные каналы массовой коммуникации на протяжении конца 1999—2000 г. Особо заметным явился ряд крупноформатных изображений размером с полосу в га­зете «Известия» и ее банковских приложениях. Эти полосы задуманы интересно, с отчетливой установкой внести в соз­нание аудитории символическую интерпретацию богатых возможностей данной банковской структуры. Но представля­ется, что эта попытка на первых порах не удалась по несколь­ким причинам.

Во-первых, замысел оказался переусложнен. В цикле изобра­жений, призванных передать бескрайность океана и безгра­ничность космоса, творческая команда стремилась обыграть категории времени и пространства, раскрыв их, помимо изображения, через совокупность кратких сентенций: «Пространство многомерно» «В каждом измерении — новые возможности» «В каждом шаге — новая свобода» «Свобода движения к цели». Слоган гласит: «Будущее создается сегодня». Самое странное впечатление производит верхняя часть поло­сы, где изображены листья, уносимые ветром в безбрежную даль. Они создают неотразимое ощущение легковесности, эфемерности, случайности — в полном контрасте с творче­ским замыслом на закрепление у аудитории веры в основа­тельность, фундаментальность данного банка. На следующем макете можно разгадать сопряженность воды и земли, песчаными барханами уходящей за горизонт. На пе­реднем плане — мощный водяной всплеск, причудливой кон­фигурации столб воды высотой в три четверти всего реклам­ного пространства. Сентенции же таковы: «Время непрерывно» «Каждую секунду эпоха сменяет эпоху» «Каждое мгновение наполнено движением» «Движение к намеченной цели».

 

136

 

Слоган прежний.

И наконец, на третьем макете — холмистый пейзаж, на фоне которого с неба спускаются восемь белых, пушистых, экзо­тичных «парашютиков». Это не птицы, не растения — некая разновидность необыкновенных НЛО.

Любопытство эта реклама, безусловно, вызывает. Но ради чего? Чтобы реципиент удивился изобретательности рекла­миста и начал разгадывать, что бы это значило? В этих раз­думьях мало помогают три сентенции, расположенные по центру изображения:

«Пространство и время подвластны разуму»

«Знание открывает простор для движения»

«Из настоящего — в будущее».

Завершив чтение сентенций, человек скорее всего предполо­жит, что «парашютики» — это таинственные вестники буду­щего. Но в целом макет, подобно первому из той же серии, со­здает ощущение эфемерности, какой-то «подвешенности». Итак, чрезмерная усложненность, увлечение авторов глу­бинами философского умозрения мешают, на наш взгляд, эффективности разработанной ими изощренной символи-

 

137

 

зации. Рекламе противопоказаны загадочные картинки в такой концентрации.

Второй невыигрышный компонент разобранного цикла — обилие чередующихся сентенций. Они «заглатывают» друг друга, более дублируя, чем детализируя сквозной слоган. Многословие, как правило, не органично для рекламного (особенно символического) обращения.

Справедливости ради отметим, что телевизионное решение ре­кламы «Внешэкономбанка» в 2001 г. отмечено благородной ла­коничностью и вариативностью. Обладающий значительно­стью голос известного артиста А.Джигарханяна произносит всего три-четыре слова в различных сочетаниях. Например: «Познавать. Строить. Искать. Совершенствовать. Создавать будущее». Или: «Воплощать. Искать. Уметь. Творить. Созда­вать будущее». Реплики завершаются постоянным слоганом — «Будущее создается сегодня». Данная телекампания, на наш взгляд, достигает символической значительности в репрезен­тации банка.

Еще более, чем переусложненность, для процессов символи­зации в современной российской рекламе характерен прямо­линейный примитивизм. Он заявляет о себе насыщением ог­ромного числа рекламных обращений фигурами едва одетых (или совсем раздетых) женщин. Действительно, все знают афоризм американского маркетолога, гласящий, что голая женщина способна продать что угодно. Это ироничное выска­зывание ныне в отечественном опыте воспринято слишком буквально. Да, существует в культуре идущий из глубины ве­ков архетип «вечной женственности», и обращение к нему творцов рекламы для воздействия на массовое сознание мо­жет быть очень продуктивным. Но, право же, не для стимули­рования продажи железобетонных конструкций. Подобная псевдосимволизация вызывает обратный эффект. Она оттал­кивает от себя нормальных людей вопиющим примитивиз­мом и безвкусицей.

Как уже говорилось выше, символизация в рекламе полезна тем, что способна порождать у реципиента спектр ассоциа­ций, воздействовать на него аурой недосказанности, таинст­венности. Но этот ассоциативный комплекс может разви-

 

138

 

ваться не только в позитивном для рекламодателя направле­нии, и это надо иметь в виду креаторам, опирающимся на слишком прямые связи в поис­ках символа, репрезентирую­щего рекламируемый объект. Скорее удача ждет в случаях сопоставления явлений из жиз­ненных сфер не слишком близ­ких, но имеющих сущностную неочевидную связь. Представ­ляется удачной находкой макет, рекламирующий конфеты Ба­баевского акционерного обще­ства в журнале «Провиант» (1999 г., сентябрь). Слоган: «Играем первую скрипку». Об этом рекламном произведении можно сказать, что оно ис­полнено художественно-символически.

В чем достоинство такой многоплановой «картинки»? Как раз в том, из-за чего символизацию можно рассматривать в качестве сердцевины рекламного процесса. Поясним слова­ми немецкого культуролога В.Гумбольдта: «Для символа ха­рактерно, что изображение и изображаемое, постоянно вза-имозаменяя друг друга, побуждают и принуждают разум до­лее задерживаться на них и глубже проникать в их суть»26. В слогане «Играем первую скрипку» отлично обыгрывается символический афоризм, выражающий идею первенства, лидерства. Иллюстративный ряд пробуждает ассоциации вкуса конфет с изысканной скрипичной мелодией. В данном случае изображение и изображаемое продуктивно взаимо­действуют и достигают обогащения смысла сообщения.

Контрастный пример из кондитерской сферы — оформление серии вафельных тортов тамбовским филиалом АО «Крас­ный Октябрь». Серия привлекательно названа «Волшебная

 

26. Цит. по: Тодоров Ц. Теория символа. М., 1998. С. 249.

139

 

свирель», однако в рисунке многоцветной художественной упаковки нет ни малейшей попытки обыграть музыкальные или сказочные ассоциации. Решение сугубо натуралистично: чашка кофе со сверкающей ложечкой на блюдце и деревян­ный ковшик с молоком рядом. На упаковке других вариантов серии, в зависимости от вкусовой специфики, изображены, вместо молока, орехи, лимоны, апельсины, плитка шоколада, но ничего музыкального так и не «звучит». И очень просится дополнить привлекательное название продукта на коробке хотя бы парой нотных значков.

Приемы символизации становятся совершенно необходимы­ми в творчестве копирайтеров, когда требуется выявить в рек­ламируемом объекте его незримые, неутилитарные свойства. Как пишут американские авторы, «различия между продукта­ми могут быть ощущаемыми, неощущаемыми и воображаемы­ми»27. В двух последних случаях без символизации почти не-

возможно обойтись. Стала штампованным приемом пе­редача особенностей парфю­мерии, предназначенной для сильной половины рода чело­веческого, посредством изо­бражения мускулистых муж­чин, героически преодолеваю­щих в телевизионных роли­ках бури и штормы. Здесь ис­пользуется скорее иллюстра­тивное, чем символическое решение.

А вот мужской одеколон в оформлении, имитирующем оболочку гранаты, с названи­ем «Прощай, оружие!» вос­принимается содержательно-символично. У начитанной публики название, совпадаю-

 

27. Бове К., Арене У. Современная реклама. Тольятти, 1995. С. 132.

 

140

 

щее с заголовком знаменитого романа Э.Хемингуэя, способно вызвать романтические ассоциации. Менее начитанную ау­диторию может привлечь другая животрепещущая ассоциа­ция — связанная с периодом службы в армии, с друзьями по оружию. Так или иначе, «зацепка» внимания обязательно произойдет, и значит, усилия дизайнеров и рекламистов, при­думавших нетривиальный символический ход, принесут нужные результаты.

Еще один аспект процессов символизации в культуре тесно связан с рекламой. Речь идет о символическом ореоле, кото­рый может быть создан вокруг рекламируемого объекта на­столько убедительно, что он не просто подчеркивает, оттеняетте или иные его функциональные, прагматические достоинст­ва, но и оттесняетих на второй план. В этой связи английский социолог Ю.Вильямсон говорит о новом тотемизме: «Водите­ли «роллс-ройсов» создают «тотемическую группу» — не нату­ральную, но такая дифференциация формирует якобы «естест­венный» статус. «Тотемизм» становится частью идеологии: вы не можете купить продукт без того, чтобы оказаться причаст­ным к какой-либо социальной группе. Продукт выпадает из физической реальности и попадает в сферу символов— кон­центрацию реальных эмоций»28.

Для передачи подобных сверхчувственных факторов пре­стижа, уникальности, эксклюзивности рекламируемого объ­екта необходима символизация, т.к., напомним, именно этот процесс дает «совпадение чувственного и сверхчувственно­го»29. Как, например, передать широкой аудитории особую престижность того или иного пятизвездочного отеля? Сим­волической ценностью в данном случае может служить про­живание в нем (пусть и в незапамятные времена) высших правителей, артистических звезд или иных знаменитостей. Незримая символическая аура сохраняется надолго в апар­таментах важных особ, и эта физически не ощутимая, но психологически действенная «нежная и прозрачная вуаль» в очередной раз убеждает в могуществе и всепроникаемости символов.

28. Williamson J. Decoding Advertisements: Ideology and Meaning in Advertising. P. 46—47.

29 Гадамер Х.Г. Истина и метод. М., 1988. С. 119.

141

 

Задача наделения попадающих в орбиту рекламы вещей и людей символической аурой требует высшего пилотажа. В этих случаях заурядный предмет требуется одухотворить, поднять его в разряд признаваемых обществом ценностей, на­делить ощутимыми социальными достоинствами. Например, такими, как обретение с его помощью самоуважения, жизне­радостности, стильности, приобщения к элите. Подобные по­пытки мы видим в окружающей нас рекламе постоянно, но всеобще ценимые символы создаются в творческом процессе нечасто. Когда же удается создать общезначимый рекламный символ, он перешагивает рамки газетных полос и плакатов и входит в нашу повседневную жизнь, формулируя предпосыл­ки мифологизации реальности и усиливая адаптивные воз­можности приобщения к ней большого количества людей.

 

142

 

«Два» пишем — пять в уме» —


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 329; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!