Семенов Б.Д. Рекламный менеджмент. М., 2001. С. 98.



 

75

 

О творческом наполнении основных креативных ячеек под­робнее скажем ниже. Здесь охарактеризуем блоки 5 и 8. Осу­ществление трансляции рекламных текстов, передача их ши­рокой аудитории происходит в соответствии с медиапланом, однако нуждается в постоянном контроле и нередко — коррек­ции. Такая коррекция становится необходима, если контроль­ные замеры свидетельствуют о неэффективности транслируе­мых текстов. В этих случаях возможны варианты: сокращенное изложение рекламного обращения, изменение интервалов его появления, смена форматирования и т.п.

Разносторонний анализ обратной связи, т.е. реакций аудитории на осуществляемую трансляцию предполагается ячейкой 6. «...Потребитель выступает как субъект управления наряду с ре­кламодателем, поскольку между ними при посредстве реклам­ного агентства и средств рекламирования устанавливаются обоюдозависимые, коммуникативные отношения»2. Это — в идеале. В реальности же главный коррелирующий элемент в процессе обратной связи — саморегулирование.На основе Международного кодекса рекламы, принятого Меж­дународной торговой палатой в Париже в 1987 г., Рекламный Совет России в 2001 г. принял Российский Рекламный кодекс. Здесь отмечается, что этот свод нормативов создан «в целях упорядочения и эффективной деятельности в России посред­ством добровольного соблюдения его норм субъектами рек­ламной деятельности. Кодекс направлен на формирование ци­вилизованного рынка рекламы, развитие здоровой конкурен­ции, поддержку добросовестной рекламы». Это опорный документ, позволяющий осуществлять саморе­гулирование рекламного процесса силами самого рекламного сообщества. Он разработан как средство самодисциплины,предполагающее некоторые санкции к нарушителям норм в виде общественного порицания и прекращения трансляции недобросовестных сочинений. Элементы саморегулирования, предполагаемые Кодексом по отношению к рекламе лекарст­венных средств, финансовых услуг, применению ложных ана­логий, пока не стали нормами повседневной рекламной прак-

2 Там же. С. 97.

76

тики. Содержание нашей ячейки 6 до последнего времени не­достаточно интегрировано в общий комплекс рекламной дея­тельности. Это неудивительно: любое нормативное вмеша­тельство в творческие процессы — болезненная операция. Преодолеть сопротивление этому удастся не сразу и не навсе­гда. Содержание ячейки 6 вряд ли утратит свою актуальность в обозримом будущем.

Теперь обратимся к средоточию рекламного креатива, обо­значенному на схеме блоками 4 и 7. Участники действий, предполагаемых этими ячейками, могут выступать в тесном творческом содружестве как авторы изобразительной и вер­бальной частей рекламного произведения. Не исключена си­туация, когда эти разносторонние задачи выполняет один че­ловек, наделенный соответствующими способностями. Говоря обобщенно, основными этапами творческого процесса являются: 1) сбор и осмысление необходимой информации об объекте рекламы; 2) рождение опорной идеи рекламного обращения; 3) вербальное и/или изобразительное воплоще­ние этой идеи.

С первым этапом напрямую связан тот фактологический стержень рекламного текста, о котором мы говорили в треть­ей главе. Только зная в деталях историю создания и главные ингредиенты рекламируемого объекта, можно лаконично и нетривиально сформулировать его фактические преимущест­ва. Эти же данные становятся предпосылкой той главной мысли, которая сделает требуемый текст оригинальным и до­ходчивым. На личном опыте английский рекламист А.Кромптон рекомендует сообщить читателю что-нибудь, че­го он не знает о предлагаемом товаре. «...Вы не сможете это сделать, если писать только на основе своей общей эрудиции. Поэтому, если вы собираетесь рекламировать автомобиль, на нем необходимо проехать за рулем; если пищевой продукт — вам сначала нужно его попробовать; если холодильник — вам требуется пойти в магазин и уговорить продавца «продать» его вам, в то время как вы будете сравнивать его с конкуриру­ющими моделями; если услугу, скажем — прокат автомоби­лей, ее необходимо опробовать; если профессию или специ­альность — вам надо поговорить с теми, кто ею занимается,

77

 

выяснить, почему она им нравится и, в первую очередь, как они ее приобрели. Опыт, полученный из первых рук, в отно­шении всего, что вам приходится рекламировать, помогает делать первоклассную рекламу»3.

Процесс сбора информации предполагает не только исчерпы­вающее знание о продукте или услуге, но и сведения о конъюн­ктуре рынка, о потребительских ожиданиях, которые можно почерпнуть в охарактеризованном нами выше блоке 3. Нередко уже в процессе сбора и обдумывания исходной ин­формации креаторы выдвигают опорную идею, которая при­знается удачной и всем творческим коллективом, и рекла­модателем. Так случается, но далеко не всегда. Нередко цен­тральная творческая акция требует многих дополнительных усилий. Как отмечают американские исследователи, «найти блестящую творческую идею — значит получить возмож­ность в несколько раз (по нашим оценкам, не менее чем в пять раз!) увеличить объем продаж продукта, не выходя за рамки бюджета»4. Эти авторы справедливо подчеркивают, что творческая идея должна обладать эффектом катализато­ра. «Катализатор — это вещество, которое увеличивает ско­рость химической реакции. В нашем случае происходит ре­акция между стратегией позиционирования продукта и ее восприятием потребителем...»5 Эти авторы считают: «Необ­ходимо, чтобы творческая идея была пригодна для много­кратного и разнообразного воплощения»6 — и приводят в ка­честве «гениальной» идеи варианты демонстрации бутылки в рекламе водки «Абсолют». Напомним: контуры характер­ной для этого продукта емкости авторы рекламы сумели распознать и очертить в различных архитектурных соору­жениях городов мира. Объемность этой кампании захватила также множество иных интерпретаций данной продукции. В течение нескольких лет, пока длилась эта кампания, прода­жи марки ежегодно увеличивались на 30%.

3 Кромптон А. Мастерская рекламного текста. Тольятти, 1995. С. 26—27.

4 Росситер Дж., Перси Л. Реклама и продвижение товаров. Санкт-Петербург— Москва—Харьков—Минск, 2001. С. 189.

5 Там же. С. 193. 'Там же. С. 196.

 

78

 

Заимствуем еще один пример из американского опыта. На этот раз концентрацией творческой идеи стало не изобрази­тельное решение, как в рекламе «Абсолют», а находчивый слоган. В 1990 г. на рынок фирма «Lever Bros» вывела мыло с дезодорирующим и увлажняющим эффектом под маркой «Lever 2000». Слоган же гласил: «Для всех 2000 частей тела». Успех превзошел ожидания. «С помощью этого мыла фирме «Lever Bros» удалось обойти «Procter and Gamble» по общей доле товаров корпорации на этом рынке»7.

На наш взгляд, меньше повезло с рекламированием в 2002 г. марки мыла «Dove». На фоне скромной пачки мыла идет теле-

7 Там же. С. 218.

 

79

 

текст: «Мыло сушит. «Dove» — не мыло. Он на четверть состо­ит из увлажняющего крема. «Dove», на 1/4 состоящий из ув­лажняющего крема, не сушит вашу кожу в отличие от мыла». Из сообщения не ясно, с какой товарной категорией мы имеем здесь дело — с мылом или с кремом. Возможно, это некое но­вое изобретение, совмещающее достоинства мыла и крема. Однако о достоинствах в тексте не говорится ни слова — лишь об отсутствии недостатка. Но информационный повод слиш­ком слаб, чтобы широко популяризировать новинку. Эта нев­разумительно выраженная идея была скорректирована следу­ющим роликом, где восхищенная дама объясняла, как ей под­ходит «Dove», который не сушит ее кожу. Коррекция, однако, полностью не устранила первого неблагоприятного впечатле­ния от странного гибрида.

Разумеется, обретение творческой идеи и ее воплощение не­редко можно разграничить между собой только условно. Но безусловно то, что одна и та же идея нередко находит различ­ные воплощения. О способах воплощения творческой идеи детальнее мы поговорим в последующих главах. Здесь обра­тим внимание на то, что, помимо исходного информационно­го посыла, или, говоря профессиональным языком, брифа,определяет успех креатива? На наш взгляд, развитость вооб­раженияосновных творческих работников.

Воображение — это психический процесс, состоящий в созда­нии новых образов и идей на основе переработки прошлых восприятий. С физиологической точки зрения воображение объясняется возникновением в коре головного мозга новых сочетаний временных нервных связей, образованных под воз­действием внешнего мира и отражающих действительные связи между вещами. Причиной возникновения таких новых сочетаний временных связей является выборочное оживле­ние следов прежних раздражений, ранее не связанных между собой, под воздействием внешних раздражителей (непредна­меренное воображение) или словесно сформулированной за­дачи (преднамеренное воображение)8.

 

· Гурова Л. Воображение//Философская энциклопедия: В 5т. М., I960. Т. 1. С. 285.

80

Непреднамеренная игра воображения именуется также фан­тазией. Концентрация же мыслительной комбинаторики на решении определенной задачи формирует творческое вообра­жение. Оно является необходимым компонентом различных видов деятельности, в том числе научной, конструкторской, художественной и, как видим, рекламной.

Вообразить — значит выстроить в своем сознании абрис бу­дущего решения заданной проблемы. Именно воображение позволяет взглянуть на привычные предметы и явления с не­ожиданной стороны, увидеть в них нечто новое, ранее не за­меченное никем другим. Экспериментальной психологией доказано, что процесс воображения, как правило, начинается как образное воспоминание. «...И потому чаще всего начало этого процесса целенаправленно; оно возбуждено мыслью, и само это возбуждение логически обусловлено. Однако даль­нейшее течение процесса воображения будет зависеть от того, насколько окажутся сильными или энергия мысли, его возбу­дившая и направившая, или энергия репродуцирования, ас­социации и трансформации образов»9.

Философы и психологи-экспериментаторы полагают, что именно в пространстве воображения происходит творческое сопряжение мыслей и образов, их взаимодействие, рождаю­щее новый мыслительный продукт. В сфере рекламного твор­чества таким продуктом может явиться опорная идея, вопло­щающий ее образ, варианты ассоциативных «перекличек» людей, предметов, утверждений и т.п. Подобная комбинато­рика — средоточие творческого процесса. Из этого горнила могут появиться те образные воплощения актуальных идей, которые рассматриваются нами в главе, посвященной рек­ламной символизации. Для их создания необходимы такие субъективные предпосылки, как достаточно раскрепощенное мышление, широкий общекультурный кругозор и, разумеет­ся, жизненный опыт. Именно из этих факторов складывается необходимый резерв для продуктивной деятельности вообра­жения. Из этих сфер черпается исходный набор знаний, обра-

9 Миронов А.В. Минуты творческих вдохновений: Проблемы психологии творче­ства. Ярославль, 1970. С. 115.

 

81

 

зов, впечатлений, воспоминаний, которые на основании теку­щей творческой задачи могут быть преобразованы в нетриви­альный творческий результат.

Вспомним суждение философа Ж.Бодрийяра, приведенное нами выше, в главе «Укрощение познавательного парадокса»: «Реклама фиксирует потенциал воображаемого и дает ему выход». Здесь речь идет о реакции реципиентов на качествен­ную рекламу. Но чтобы подобная реакция произошла, огром­ный потенциал воображаемого необходимо использовать уже при создании рекламного произведения. Помимо субъективных, есть и объективные факторы, способ­ствующие или препятствующие продуцированию оригиналь­ных, качественных идей. Это общие условия работы, взаимоот­ношения внутри коллектива, степень слаженности в работе различных звеньев. В литературе последних лет настойчиво рекомендуется в целях стимуляции воображения и продуци­рования творческих идей создавать условия для «мозгового штурма». Для этого собираются несколько человек, которые получают задание в течение краткого времени (10—15 минут) изложить на бумаге не менее 10 идей по поводу текущей рек­ламной цели. Затем возникшие замыслы фиксируются на дос­ке и происходит их групповое обсуждение. Затем участники голосуют за лучшие предложения. Весь процесс занимает не более двух часов10.

Автор книги «Грядущая реклама» немецкий теоретик и прак­тик В.Шёнерт именно в практиковании «мозговых штурмов» видит причину рождения лучших рекламных идей XXI столе­тия. Он пишет: «Как отпустить тормоза, мешающие продви­жению идей? На совещаниях это сделать невозможно. В боль­шинстве же рекламных агентств предпочтение отдают сове­щаниям, а не мозговому штурму. Совещания же занимаются тем, что развешено по стенам, а не тем, что «варится», возмож­но, в данный момент в тех или иных мозгах. На таких совеща­ниях редко «высекаются искры»... Мозговой штурм является прямой противоположностью совещания. Здесь речь идет не о

10 См.: Росситер Дж., Перси Л. Реклама и продвижение товаров. С. 204—205.

 

82

 

том, что есть, а о том, чего никогда не было. Абсурдные пред­ложения не только не отклоняются, но даже приветствуются. «Когда я вижу «фольксваген», я думаю о спусковом аппара­те». Что может быть абсурднее? А ведь получилась реклама, которую можно назвать рекламой столетия!»" С конкретными оценками успехов и неудач любого автора, в том числе и В.Шёнерта, и автора настоящей книги, можно со­глашаться или не соглашаться. Но в том, что «мозговой штурм» активизирует творческое воображение, сомневаться не приходится. Этот метод принят на вооружение в научной, изобретательской, дизайнерской сферах. Он действительно приносит нетривиальные творческие результаты.

Но обретением впечатляющей идеи заботы креаторов не кон­чаются. Далее следуют очередные дебаты о том, как ее «обла­чить». О некоторых наиболее продуктивных интеллектуаль­но-образных «одеяниях» рекламной идеи пойдет речь в сле­дующих разделах.

 

11. Шёнерт В. Грядущая реклама. С. 274.

 

83

 


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 389; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!