Интегративность рекламного процесса: ное во многом, многое — в одном



 

Каждый, кто когда-либо открывал дверь современного преус­певающего рекламного агентства, видел таблички на дверях с надписями типа: «Креативный отдел», «Административный отдел», «Отдел маркетинговых исследований» и т.п. Это яв­ляется свидетельством того, что развитый рекламный про­цесс обеспечивается комплексом различных трудовых уси­лий, или, в принятой нами терминологии, совокупностью разнообразных видов деятельности.

Первыми профессионалами рекламного дела, как мы писали выше, были городские глашатаи, известные уже и в ближнево­сточной древней культуре, и в греко-римской античности1. Это был личностно-концентрированныйвариант профессио­нальной деятельности. Рекламный текст создавался и транс­лировался (выкрикивался) с участием двух-трех человек: ад­министративного служащего, владевшего информацией, предназначенной для распространения, писца, излагавшего этот текст письменно, и самого исполнителя устных реклам­ных обращений. Как видим, уже на этом начальном для разви­тия рекламы этапе возникает интеграция нескольких слож­ных действий. Здесь и мыслительная фильтрация информа­ции городским чиновником, и, нередко под его диктовку, ее письменная фиксация писцом. Затем — ее провозглашение «для всех, кто услышит». Российские средневековые глаша­таи — биричи — имели для оповещения особое предписание — «память», в которой указывалось, где и что надо объявлять. Однако дословный текст, по мнению исследователей, отсутст­вовал.

Как мы уже говорили, наличие профессиональных глашатаев в античном и средневековом городе не устраняло множества самодеятельных «криков улиц», в основе которых лежали ин-

1 См.: Ученова В.В., Старых Н.В. История рекламы, или Метаморфозы рекламного образа. Гл. 1.

27

дивидуальные умения, также состоявшие из интеграции ряда действий. В минимальном варианте — это осмысление цели своего сообщения, его сочинение и произнесение. Так форми­руется исходная структура будущих развернутых рекламных текстов: информационное ядро, которое в процессе устной трансляции облекается эмоциональной и суггестивной ау­рой. Ее формируют интонации глашатая, акценты на различ­ных словах и фразах, ритмика речи и другие выразительные средства вплоть до музыкального сопровождения.

До нас дошли сведения и о письменной профессиональной рекламе периода республиканского Рима. Таковы надписи, испещрявшие стены римских городов в период муниципаль­ных выборов. Наряду со множеством самодеятельных лозун­гов и призывов, в знаменитых Помпеях2 обнаружены надпи­си, сделанные по заказу претендентов на административные должности писцами-профессионалами. Об этом специалист по истории Древнего мира М.Е.Сергеенко сообщает: «Пом-пейские писцы были не только мастерами каллиграфии — они были подлинными знатоками рекламного дела. Белая по­лоса штукатурки, иногда еще как бы вставленная в рамку, за­ставляла надпись словно выступать из стены, крупные, отчет­ливо выписанные буквы так и бросались в глаза. Имя канди­дата стояло на первом месте. В узких помпейских улочках от таких надписей некуда было деваться: они внушали, настаи­вали, приказывали»3.

Сопоставляя ряд надписей, исследователи узнали имя одного из таких писцов-рекламистов. Он считал возможным завер­шать исполненные им обращения подписью Эмилий Целер.

Интенсификация производства и коммерции на рубеже Но­вого времени привела к расширению и убыстрению комму­никативных связей между звеньями мануфактурных и купе­ческих сообществ. Вскоре был изобретен печатный станок. Десяток надписей, которые за день мог исполнить писец Эмилий Целер, сменили несколько сотен оттисков, которые

2.Помпеи —древнеримский торговый порт, засыпанный пеплом после внезапно­го извержения вулкана Везувия в 79 г. н.э. и сохранивший под пеплом множество бытовых деталей.

3 Сергеенко М.Е. Помпеи. М.; Л., 1949. С. 100—101.

 

28

 

мог произвести за сутки типограф. В процесс распростране­ния информации, рекламной в том числе, включилось техни­ческое обеспечение: специфичный и дорогостоящий дея-тельностный блок.

Тем самым производство массовой информации качественно изменило свою структуру. Наступает эра институциализиро-ванного рекламного производства. Индивидуальные лично­стные усилия уже не в состоянии удовлетворить возросшие потребности общества в рекламном обеспечении. Формиру­ются устойчивые профессиональные объединения, нацелен­ные на создание общественно необходимого продукта, — со­циальные институты в области коммуникации. Таковыми становятся в различных западноевропейских странах инфор­мационные бюро, адресные бюро, почтовые конторы по ин­формационным услугам и т.п. Любое подобное учреждение объединяет усилия уже не двух-трех людей, как мы наблюда­ли в античности, а не менее десятка. В их числе —собиратели заявок на нужную информацию, сборщики этой информации, исполнители текста, переписчики или печатники, распро­странители или продавцы. По такому принципу строилось, например, Адресное бюро французского предпринимателя Т.Ренодо, получившего от потомков «титул» Отца европей­ской рекламы4, открытое в Париже в 1629 г.

Таким образом, интегративность рекламного процесса в XVI—XVII вв. перешла на следующий этап — от личностно-концентрированного к институционалыю-многофакторно-му объединению видов деятельности для достижения об­щей профессиональной цели.

Первые регулярные периодические издания в Европе в нача­ле XVII в. стали дополнительным мощным средством транс­ляции рекламных произведений, однако, на наш взгляд, не принесли качественных изменений в структуру самого рек­ламного процесса.

Настоящие же изменения в структуру рекламной деятель­ности вносит все более настойчивая интеграция вербально­го текста с иллюстративными компонентами. Подобное сов-

* См. об этом: Elliott В. A History of English Advertising. L, 1962. P. 30—32.

29

мещение знаковых средств происходило со времен античности. Редкий учебник по исто­рии рекламы обходится без того, чтобы не дать изображение небольшой известковой стелы, найденной в египетском Мемфисе в III в. до н.э. На ней высечено предложение: «Я, Рино, с острова Крит, по воле богов тол­кую сновидения» — и рисунок Аписа — свя­щенного египетского животного, воплощав­шего одно из высших божеств. Изобрази­тельную рекламу репрезентируют живопис­ные вывески античности и Средневековья, перешедшие и в Новое время.

Но в целом бытование изобразительной и вербальной рекламы в дотипографский период было по преимуществу раздельным. Интеграцию этих двух направлений начинает активно осуществлять граверное про­изводство. Включение гравировальных рисунков в типограф­ский набор создает образцы украшенных иллюстрациями ли­стовок в XVI—XVII вв. Данное совмещение становится содер­жательно- и формообразующим для производства лубочных картинок, в том числе и рекламного типа. Однако самый мас­совый канал распространения рекламы — газета — вплоть до середины XIX в. к иллюстрациям обращается в редких случа­ях. И западноевропейские, и американские, и российские газе­ты заполняют свои рекламные полосы по преимуществу тесно сверстанными «в подборку» колонками однообразных объяв­лений. Такой унылый «пейзаж» лишь изредка оживляют узор­чатые линейки, «указующие персты», призванные обратить внимание на особо важные сообщения, да иногда гравирован­ные заголовки.

Дело меняется со второй половины XIX в. Различные ответвле­ния визуальной культуры в этот период начинают свое побед­ное шествие. Развивается фотография, находит массовый спрос изобретение цветной литографии, на стыке массового произ­водства бытовых изделий и художественного творчества про­биваются к свету первые ростки промышленной эстетики, по­лучившей впоследствии наименование «дизайн». Интенсивное включение изобразительного компонента в различные виды со-

 

30

 

циальной коммуникации, в том числе и во всеохватный реклам­ный процесс, было предрешено.

Последнее десятилетие XIX в. по отношению к рекламе аме­риканский историк называет «picture period»5. Именно в это время возникают рекламные агентства полного цикла, в чис­ле услуг которых — подготовка изобразительной рекламной продукции и рекламный дизайн. Тем самым развитая реклам­ная деятельность органично включает в себя действия, харак­терные для художественного творчества, еще более усложняя свою структуру.

Эту новую стадию можно обозначить как межпрофессио­нальную интегративностьрекламной деятельности. На место первоначальных двух-трех человек или социального инсти­тута, объединившего звенья, которые образовались в резуль­тате разделения труда в рамках общей специализации, прихо­дит совмещение различных профессий. Отсюда возрастает роль координирующих звеньев — управляющей, администра­тивной части любого рекламного агентства полного цикла.

Первые десятилетия XX в. — новый этап рекламной деятель­ности. Рекламодатели и рекламопроизводители начинают отчетливо осознавать необходимость прогнозирования эф­фективности своих обращений. Отсюда возрастание интере­са профессионалов к психологическим научным исследова­ниям, к пониманию закономерностей индивидуального и массового восприятия информации, к экспериментальным способам замера тех когнитивных, эмоциональных и прагма­тических реакций, которыми сопровождается взаимодейст­вие аудитории с рекламной продукцией.

Рекламные агентства полного цикла стремятся наладить тес­ные связи с исследовательскими центрами в области социо­логии и психологии. В ряде случаев такие подразделения включаются в структуру самого агентства. Таким образом, межпрофессиональная интеграция развитого рекламного процесса обогащается еще одним звеном — комплексом науч­но-исследовательских процедур.

5Presbrey F. The History and Development of Advertising. N.Y., 1968. P. 356.

 

31

 

Значит ли это, что описанный нами глобальный интегратив-ный процесс, усложняющий и обогащающий рекламную дея­тельность в ее наиболее развитом варианте, вытесняет из коммерческого и бытового обихода более ранние и, с чьей-то точки зрения, «отжившие» способы рекламирования? Ни в коем случае!

Исследования культурологов убеждают в том, что ничто зна­чительное, наработанное в опыте человечества, не исчезает бесследно и навсегда. Напротив: временно отжившее может вновь возродиться с наступлением соответствующих усло­вий, а нечто суперпрогрессивное — перестать удовлетворять общественные потребности.

Пример тому — бурное возрождение личностно-концентри-рованной устной рекламы в наши дни. Значительная часть ее непрофессионально-самодеятельна. Подлинным восстанов­лением методов средневековых зазывал стали современные ряженые у входа в некоторые столичные магазины и рестора­ны, завлекающие прохожих рифмованными виршами и не­обычностью своих одеяний.

Современное расширение сферы прямого маркетинга в об­щей структуре сбыта также ведет к необходимости овладе­вать частично забытыми методами межличностной коммер­ции. В этом признаются некоторые зарубежные теоретики: «Истинное открытие заключается в возврате к испытанной временем концепции — личным, один на один, отношениям с потребителем»6.

Модификацией исходных приемов можно также считать цир­куляцию в предвыборные дни по улицам города автоэкипа­жей с мегафонами с призывами голосовать за тех или иных кандидатов в депутаты городской Думы. Как тут не вспом­нить римских глашатаев в предвыборный период!

Являются ли более ранние стадии рекламного процесса менее результативными, чем последующие? На наш взгляд, все за­висит от ситуации. «Точечный» односложный призыв про-

6 Энджел Д.Ф., Блэкуэлл Р.Д., Миниард П.У. Поведение потребителей. Санкт-Петербург—Москва—Харьков; Минск, 2000. С. 60.

32

 

давца за рыночным прилавком часто вызывает немедленную желаемую реакцию со стороны проходящего мимо покупате­ля. В условиях же глобального рынка потребительских това­ров подобный призыв останется «гласом вопиющего в пусты­не», даже если будет распространен по Интернету или сбро­шен в виде листовок с аэростата.

Но это отнюдь не значит, что на новом этапе уместно пренеб­регать опытом. Полностью солидаризируемся в этом отноше­нии с немецким теоретиком и практиком рекламы В.Шёнер-том, сказавшим, что производители рекламы «обязаны при каждом удобном случае оглядываться на пример уличного торговца, чтобы сохранить связь с глубинной основой своего ремесла. Делай они это почаще, хорошей рекламы было бы гораздо больше»7.

Объединение профессионально неоднородных типов дея­тельности ради единой цели вызывает некоторые недоуме­ния и недоразумения не только в обыденном, но и в профес­сиональном восприятии. Это относится, в первую очередь, к проблеме взаимоотношения рекламной деятельности и ху­дожественного творчества. Является ли реклама искусством, как склонны заявлять многие практикующие рекламисты? Да, конечно, если под искусством понимать высшую степень качества в исполнении творческой задачи, искусность ее ре­шения. Но ответ на поставленный вопрос обязан быть отри­цательным, если под искусством понимать его родовое опре­деление — художественное творчество.

Эстетичность — важная составляющая рекламного обращения, но она не является ведущей целью рекламного творчества. Философская равнодействующая рекламного процесса — прагматизм — воздействие на конкретное поведение людей с целью побудить их сделать выбор, совершить покупку, вос­пользоваться услугой. И в этой связи многие практики реклам­ного дела настаивают на том, что чрезмерное увлечение эсте­тизмом может увести от главной цели, «размыть», рассредото­чить восприятие реципиента вместо того, чтобы сконцентри-

7 Шёнерт В. Грядущая реклама. М., 1999. С. 70.

33

ровать его на объекте рекламы. Д.Огилви пишет: «...Хорошее рекламное объявление — это то, которое позволяет продавать продукт без привлечения внимания к самому объявлению. Оно должно повернуть внимание читателя к продукту... Про­фессионализм рекламиста высокого класса — умение не отвле­кать внимание на себя. Если новичку не нравится это суровое определение хорошего объявления, я советую ему вернуться к прежним делам и заниматься ими до скончания века»8.

Сказано запальчиво, категорично, но, с нашей точки зрения, очень верно.

Конечно, странно было бы не применять в определенных слу­чаях к рекламному сообщению и эстетические критерии. Од­нако арбитр успешности рекламного произведения — всегда прагматика, реально принесенная рекламодателю польза. Практика, а не эстетика «правит бал» на празднике реклам­ных достижений. И сторонников данной позиции среди спе­циалистов немало.

Напомним в этой связи об одном из наиболее прославленных в мире рекламных текстов Т.Макнамуса, опубликованном всего один раз 2 января 1915 г. в журнале «Saturday Evening Post». Текст посвящен обоснованию целесообразности поку­пок самой дорогой продукции фирмы «Дженерал моторе» — автомобиля «кадиллак». Ко времени появления знаменитого оповещения спрос на эту марку резко упал из-за выхода на рынок более дешевых изделий конкурирующих фирм.

Рекламный текст имел заголовок «Расплата за лидерство». Далее следовало: «В каждой области человеческой деятель­ности тот, кто идет впереди, постоянно находится в ослепи­тельном свете общественного внимания. Лидирует ли чело­век или изделие, за ним всегда следуют ревность и зависть. На лидера нападают, потому что он лидер, и попытки срав­няться с ним только подтверждают его ведущую роль. Не в состоянии догнать его или превзойти соперник прибегает к осуждению и нападению. В этом нет ничего нового... Это старо, как мир, как человеческие страсти... Эти попытки

8 Огилви Д. Откровения рекламного агента. М., 1994. С. 64.

 

34

 

тщетны. Если лидер действительно лидирует — он остается лидером. Нападают и на великого поэта, и на великого ху­дожника, и на искусного мастера. Но каждый из них остает­ся увенчанным лаврами в веках. Вот почему то, что хорошо или совершенно, говорит само за себя, как бы громко не звучали крики протеста. То, что заслуживает жизни, жи­вет»9.

Появление этой рекламной публикации резко повлияло на раскупаемость «кадиллаков», укрепило престиж фирмы.

Спустя тридцать лет, когда североамериканский журнал для профессиональных рекламистов «Принтере инк.» провел оп­рос читателей о лучшей известной им отечественной рекламе, подавляющее большинство назвало вышеприведенный текст.

Но можно ли отнести этот текст к области художественного творчества, к искусству как таковому? Конечно, нет. Это — ответвление деловой коммуникации. Оно исполнено искус­но, кто спорит, но это еще не основание для включения любой убедительно исполненной информации в сферу искусства. Дело обстоит сложнее и интереснее. Теоретики и практики рекламы в принципе единодушны в том, что блеск рекламно­го сообщения не должен заслонять его суть. В случае эффект­ного изображения, выходящего за рамки коммуникативной задачи, речь может идти об образе-вампире: фрагментах сооб­щения, столь великолепно исполненных, что, увлекшись их восприятием, реципиент не заметит в сопровождающем тек­сте его фактической составляющей.

Точные соображения на этот счет высказал экс-президент Рос­сийской ассоциации рекламных агентств С.Коптев: «Креатив — это не арт, не художественное творчество, это скорее изобрета­тельный ум, нестандартный подход к людям... Креатор творит в очень замкнутом пространстве деловой задачи»10.

И тем не менее существуют жанры рекламных посланий, где доля художественного творчества является лидирующей. Это рекламные ролики, щиты и плакаты. Здесь связь прагма-

9 Цит. по: Бейда П. Краткая история рекламы//Америка. 1991. Октябрь. С. 22.

10 Голова А. Принципиальный консолидатор // Наружная реклама России. 1999. № 10. С. 28.

35

тическои задачи и ее выразительного решения столь тесна, что их трудно расслоить. И даже настойчиво последователь­ный Д.Огилви относительно особо эстетически убедитель­ных телерешений рекламных задач готов признать, что худо­жественные приемы здесь настолько концентрируются, что переводят деловую информацию, каковой в подавляющем большинстве случаев является рекламный текст, в сферу ки­но- и телеэстетики.

Попытки взаимодействия рекламы и науки — примета XX в. Особенно это проявилось в странах Запада. Сегментация по­требительских групп или стратификация электората в изби­рательных кампаниях — почти рутинные социологические операции — используются регулярно и относительно резуль­тативно.

Успехи начальных исследований в приспособлении текстов рекламы к различным сегментам аудитории, в модификации рекламных задач соответственно потребительским, меж­фирменным или институциональным задачам породили и преувеличенные ожидания от взаимодействия рекламы и науки. Свидетельство тому — труд К.Хопкинса, президента рекламного агентства «Лорд энд Томас», написанный в год смерти автора — 1923-й. Показателен заголовок — «Принци­пы научной рекламы», другой вариант перевода — «Наука рекламы» (Scientific Advertising) или даже — «Научная рек­лама». В любом варианте он предполагает возможность пол­ного совмещения двух различных видов деятельности. Этот заголовок способен породить иллюзии относительно того, что найдены средства точного научного прогнозирования результатов рекламной деятельности. Однако этих средств не было во времена Хопкинса, нет и поныне. Речь может ид­ти об использовании социологических и психологических методов, увеличивающих результативность рекламы, но от­нюдь не гарантирующих число голосов на выборах или ко­личество покупок в магазинах.

Позиция К.Хопкинса — слепок того преклонения перед могу­ществом научного знания, которым отличались вершители за­падной и во многом российской культуры первой трети XX в.

 

36

 

 «Пришло время, когда реклама для некоторых специалистов стала наукой... Любое решение предопределено, точное знание дает ориентиры к самому короткому, безопасному и дешевому способу достижения цели»1, — писал К.Хопкинс. В книге мно­го полезных практических советов преуспевающего рекламиста своим коллегам. Однако с отправной теоретической позицией автора согласиться нельзя, т.к. в ней недооценивается громад­ная непредсказуемость человеческого поведения — особенно в частной, бытовой сфере, ответственной более других за массо­вое потребление. Именно поэтому один из новейших трудов по теории рекламы М.Сазерленда «Реклама и потребительское со­знание» так много места уделяет иррациональным факторам поведения аудитории, разумеется, стараясь и в них найти науч­но обоснованные инварианты12.

Внедренность психологических знаний в современный реклам­ный процесс глубока и основательна. В книге «Как использо­вать психологию для более успешного рекламирования», вы­шедшей в Нью-Джерси в 1956 г., М.Хэтвик опирается на мне­ние профессионального американского рекламиста середины 30-х гг. Х.Уоррена, который писал: «Чтобы знать, что люди бу­дут покупать, мы должны знать человеческую натуру. Мы должны знать, что люди думают, изучать нормальные и ненор­мальные реакции, знать, как люди живут, быть в курсе их повсе­дневной жизни. Мы должны знать их желания и амбиции, знать их нужды и стремления и уметь разобраться в этом»13.

Сегодня идет речь не о всеобщем и безотказном вмешательст­ве всемогущей науки в рекламный процесс, как во времена К.Хопкинса, а о конкретном, каждый раз заново проработан­ном наборе научных методов применительно к конкретной ситуации.

В современных агентствах полного цикла существуют отделы маркетинговых исследований, где используются количест­венные и качественные методы изучения потенциальной ау­дитории. Социологи, математики, социальные психологи

11 Хопкинс К. Принципы научной рекламы. Сыктывкар, 1993. С. 5.

12Sutherland M. Advertising and the Mind of Consumers. Sidney, 1993.

13 Цит. по: Hattwick M. How to Use Psychology for Better Advertising. New Jersy, 1956. P. 10.

37

опираются на научно выверенные результаты проведенных тестов, массовых интервью, фокус-групп и т.п. Таков, напри­мер, телефонный опрос зрителей того или иного телеканала с выяснением процента запоминаемости рекламных роликов. Другой пример — «portfolio test», где участникам фокус-групп предлагается подборка знакомых рекламных произве­дений, в которую включена новая композиция. Будет ли она замечена? По результатам теста можно сделать выводы о предпочтительности того или иного творческого решения. «Это позволяет переиграть фальстарт и изменить направле­ние рекламной кампании»14.

В последнее десятилетие особенно интенсивно стали разви­ваться методики, использующие разнообразную аппаратуру для фиксации физиологических реакций у избранных реци­пиентов и компьютеризированные технологии опросов. В слу­чаях особо трудоемких заказов к выполнению подобной рабо­ты привлекаются нештатные сотрудники. Здесь мы видим прикладное использование социологических и психологиче­ских научных знаний, но, конечно, не превращение реклами­рования в науку как таковую.

Объединяет разнообразные виды деятельности в ходе общего трудового процесса административно-управляющая инстан­ция. В ней сосредоточивается та совокупность операций, кото­рая именуется рекламным менеджментом. Он призван коорди­нировать между собой все остальные звенья многофакторной деятельности. Эта рабочая позиция предъявляет своим испол­нителям совокупность серьезных требований. Координаторы любого уровня должны не только блестяще владеть самой про­фессией, но и уметь чутко реагировать на изменение рынка в каждый конкретный момент. На этом блоке лежит ответствен­ность за распределение бюджетных средств, которые обеспечи­вают исполнение различных творческих проектов. Посредст­вом этого звена в рекламный процесс включается комплекс финансово-экономических зависимостей, без учета которых невозможно современное производство рекламы.

14. Martin D. Romancing the Brand: The Power of Advertising and How Use It. N.Y., 1989. P. 119.

38

 

Далеко не всегда производственный блок целиком включен в структуру рекламного предприятия. С его персоналом могут заключить партнерские соглашения несколько коллективных или индивидуальных заказчиков. Важно то, что вместо голо­совых связок единственного человека — глашатая — для до­несения рекламы до аудитории ныне используются изощрен­ные наукоемкие технологии.

На схеме на стр. 23 наглядно показано наше представление об интегративности развитой рекламной деятельности. Это от­нюдь не схематизация тех отделов, которые входят в состав рекламного агентства полного цикла, хотя такие совпадения и не исключены. Мы предлагаем сущностную, бытийную структуру (т.е. онтологию) именно многосоставности рек­ламной деятельности.

 

39

 


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 324; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!