Укрощение познавательного парадокса



 

51

 

цент может сделать на перечислении исполненных им долж­ностей. Но вот насколько успешно должность исполнялась, избиратель в большинстве случаев представления не полу­чит. То же касается товаров на российском рынке — количе­ственные параметры главенствуют — от цифр рябит в глазах и вянут уши, но чем качественно отличается то или иное из­делие от иных подобных, не сообщается почти никогда. И не скромность тому причиной, а или отсутствие того самого ка­чества или неумение автора рекламы взглянуть на товар гла­зами потребителя, подойти к делу с более высокими профес­сиональными требованиями.

Иносказание, условность, образность, использование вырази­тельного богатства риторических приемов такова лишь не­большая часть творческих ресурсов, пригодных для форми­рования необходимой ауры привлекательной иллюзорности в предъявлении продукта или личности широкой аудитории. Подробнее о некоторых из этих приемов мы поговорим ниже. Здесь же заметим, что гносеологически парадоксальное соче­тание документализма с иллюзорными конструкциями име­ется не только в рекламе, но и в других областях культуры — документальных повестях, документальной кинематографии, художественной фотографии. По гносеологическим основа­ниям все эти сферы творчества родственны рекламному про­цессу и имеют нередко тенденцию не только тесно соприка­саться с ним, но и «перетекать» в него. Так и документальное, и художественное фотографическое мастерство стало перво­основой рекламных плакатов, где образное условное начало, как правило, оттесняет документально-фактографическое на второй план. Именно о такого рода случаях английская ис­следовательница рекламы Ю.Вильямсон справедливо пишет: «Картинка — не то, что она репрезентирует, но это не очевид­но для желания»14. В этих случаях, как правило, фактор ил­люзорности берет верх над документальным прототипом рек­ламного изображения. Нередки и обратные случаи: оповеще­ния, не выходящие за пределы сухого перечисления фактов. Это характерно для рубричной газетной рекламы, а также для

14 Williamson J. Decoding Advertisements: Ideology and Meaning of Advertising. L, 1978. P. 65.

 

52

 

информирования профессионально однородной аудитории относительно специальных поставок. Таковы различные пути «укрощения» познавательного парадокса: расщепление его на отдельные составляющие или, что происходит чаще, более или менее умелое сочетание противоречивых начал докумен­тальности и иллюзорности в рекламном произведении.

Итак, чувство меры, постижение грани, за которой стимули­рование иллюзий переходит в обман, — сердцевина профес­сионального кредо рекламы. Профессионализм предохраняет здесь не просто от этических накладок, но от далеко идущих вредных последствий, в том числе для самого рекламодателя. У любой лжи не настолько длинные ноги, чтобы бежать на длинную дистанцию — любой обман в динамичной сфере массовых коммуникаций обнаруживается достаточно быст­ро. К сожалению, ложь в рекламе сегодня слишком распро­странена, однако, как мы понимаем, ложь — не самоцель рек­ламы. Глубинная природа рекламных текстов значительно более одухотворена — она ориентирована на создание благо­приятно воспринимаемой атмосферы, окружающей реклами­руемый объект, на обнаружение возможностей и перспектив, которые он приносит в мир, на увлечение иллюзией, наконец. Все эти компоненты отнюдь не обусловлены обманом и ло­жью. Они зависят только от профессионализма рекламиста, от его мастерства.

53

Реклама и ценности: противоречивый союз

 

Аксиологический анализ рекламного творчества предполага­ет исследование типов ценностей, которыми оно оперирует. Прежде чем приступить к такому анализу, рассмотрим содер­жание философской категории «ценность». В ее трактовке существует значительно больше разноголосицы, чем в опре­делении существа гносеологии. Если в последнем случае ядром проблемы является процесс познания, то в основе ак-сиологии лежит изучение процессов переживания,связан­ных с негативным или позитивным отношением к восприни­маемым объектам. Это изучение значенияобъектов в жизни общества и личности в отличие от фиксации факта их суще­ствования. Такое значение может быть положительным, от­рицательным или нейтральным, что и определяет, с позитив­ной или негативной ценностью мы имеем дело. Философы различают ценности внешнего, объектного, и внутреннего, духовного, мира. «Предметные и субъектные ценности явля­ются лишь двумя полюсами ценностного отношения челове­ка к миру... Предметные ценности являются объектами оцен­ки и предписания, а субъектные — способом и критерием этих оценок и предписаний»1. Итак, дадим рабочее определе­ние интересующей нас категории: ценности — явления внеш­него и внутреннего мира людей, интерпретируемые ими с по­зиций' блага или зла.

«Привкус» ценности имеется в любой человеческой деятель­ности. Именно ценности составляют глубинное основание от­ношения личности к миру, обществу и себе, то, что именуется мироощущением и мировоззрением. Об этих духовных устоях бытия любого человека один из отечественных философов пи­шет следующее: «Понятие «мировоззрение» обозначает двух-

1 Дробницкий О. Ценность // Философская энциклопедия: В 5 т. Т. 5. С. 462. См. также: Дробницкий О. Г. Мир отживших предметов. М., 1967; Каган М.С. Философия ценностей. СПб., 1997; Максимов А.Н. Философия ценностей. М., 1997 и др.

 

54

 

уровневую систему ценностных оценок: нижний ее уровень — переживаемый, неосознаваемый, характеризующий обыден­ное сознание людей — социально-психологический; верхний уровень — осознаваемый и потому так или иначе опредмечи-ваемый — идеологический»2.

Мировоззрение человека — относительно устойчивая систе­ма, которая опирается на иерархию ценностей. Ценности как бы «спрессованы» из глубинных и более или менее осмыс­ленных потребностей. При относительной устойчивости их иерархии, изменения в степенях важности тех или иных от­ношений происходят постоянно. На подобные изменения воздействуют текущие жизненные условия: взросление лич­ности, возрастание или снижение ее социального статуса, творческие успехи или, напротив, неудачи, состояние здоро­вья и отношения в семье.

Относительная устойчивость и, тем не менее, склонность к из­менчивости характерны не только для личностной, но и для об­щественной иерархии ценностей, составляющих суть идеоло­гии. При этом в нормальном социуме признаны так называе­мые «вечные» ценности: неприкосновенность человеческой жизни, уважение к собственности; заповеди добра, любви, нравственности, содействие утверждению красоты и т.д. Из ис­тории России мы знаем, что и «вечные» ценности временами подвергаются эрозии, но, как мы видим, восстанавливаются.

Для рекламного творчества аксиологический аспект действи­тельности не менее важен, чем гносеологический. Если же под­ходить к такому анализу не с теоретико-философской, а с прак­тической позиции, то зачастую более важен: это происходит из-за того, что в повседневной жизни рядовые потребители меньше обращают внимания на истинность сообщаемой информации, больше — на ее ценностность и прагматическую полезность. Как мы сказали ранее, ценности базируются на фундаменте потреб­ностей и их иерархия зависит от удовлетворения потребностей базового уровня — тех, которые обеспечивают само выживание человека. Такова позиция, в частности, американского ученого А. Маслоу, которую мы разделяем.

 

2Каган М.С. Философия ценностей. С. 156.

55

 

Над базовым уровнем потребностей, как полагает этот уче­ный, надстраиваются потребности и, соответственно, ценно­сти социального наполнения: стремление обрести уважение окружающих, их понимание, привязанность, товарищество, любовь. Самый высокий уровень в иерархии потребностей А. Маслоу отводит факторам творческой самореализации, когнитивным и эстетическим потребностям3.

Иерархия ценностей обычно выстраивается в точном соот­ветствии со шкалой потребностей тех или иных субъектов. Это позволяет находить критерии в сегментировании рынка и определении целевой аудитории рекламы. По такому принципу действует, например, психографический метод классификации потребителей. «Ценности имеют особенное значение для осознания потребностей в процессе принятия решения потребителем и, кроме того, влияют на то, как он определяет критерии оценки, спрашивая себя, для него ли предназначена данная марка»4.

Далее мы приведем практические примеры того, как в производ­стве рекламы происходит «привязка» к ценностным характери­стикам продвигаемых продуктов. Здесь же продолжим теорети­ческое освоение проблемы, рассмотрев некоторые ценностные блоки сознания в их хронологическом бытовании. Исторически глубинные ценностные образования выявлены аналитической психологией К. Юнга и названы архетипами5. Архетипы— это образные воплощения устойчивых ценностно-психологических состояний, запечатленных в опыте человечества. Они, по теории К.Юнга, — ведущий элемент коллективного бессознательного, постоянно воздействующего и на индивидуальное, и на общест­венное сознание. Подробнее об этом виде ценностной объекти­вации и ее воздействии на рекламный процесс мы скажем в раз­деле символизации. Текущие ценностные предпочтения общест­ва концентрируются в ментальных образованиях, именуемых стереотипами.Это наборы устойчивых представлений о плохом и хорошем, недопустимом и должном, одобряемом и порицае­мом социальными нормами. Стереотипы одновременно и ког-

3 Маслоу А.Г. Мотивация и личность. С. 156—164.

4Энджел Д.Ф., Блэкуэлл Р.Д., Миниард П.У. Поведение потребителей. С. 339.

5 См.: Юнг К. Архетип и символ. М., 1991. С. 121—127 и др.

 

56

 

нитивные (познавательные), и ценностно-эмоциональные — оп­ределяют социально адаптивное поведение человека, как указа­тели на жизненном пути.

В теории А.Маслоу стереотипы, реализующиеся в поведении, именуются навыками. Их роль, с точки зрения этого автора, двойственна. «Навыки одновременно и необходимы и опас­ны, и полезны и вредны. Они, безусловно, помогают нам эко­номить время и энергию, но какой ценой! Они служат основ­ным средством адаптации и при этом затрудняют ее. Навык предоставляет нам готовое решение проблемы, но, в конеч­ном итоге, препятствует ясному, оригинальному мышлению, т.е. мешает найти решение новой проблемы. Помогая нам в адаптации, навык, в то же самое время, ограничивает изобре­тательность и креативность мышления, т.е. не позволяет нам приспособить мир к себе»6.

Таким образом, как и в сфере гносеологических зависимостей, так и в области ценностных параметров мы сталкиваемся с па­радоксальным сочетанием разнонаправленных тенденций.

Стереотипизация — необходимый мыслительный «инстру­мент» рекламного процесса. Это понимание и освоение наибо­лее распространенных стереотипов, их интерпретация, обыг­рывание, включение в рекламные обращения. Но следует иметь в виду, что в любой возрастной или иной референтной группе потребителей всегда найдутся люди, протестующие против действующих стереотипов. Это нонконформисты, по­зиции которых формируются на основе их противопоставле­ния общепризнанным ценностям. Приверженцы подобных взглядов опрятности одежды противопоставляют ее видимую поношенность, традиционные золотые украшения заменяют металлической фурнитурой, мелодичную музыку сменяют на какофонию и т.п. Но и в этом случае на смену стереотипам большинства приходят стереотипы группового меньшинства, на что в свою очередь успешно опирается реклама. Еще одним вариантом ценностных психолого-идеологических конструкций являются идеалы— общественные и личные.

6 Маслоу А.Г. Мотивация и личность. С. 297.

 

57

 

Идеалами именуются высшие или относительно конечные це­ли деятельности человека или сообщества. Позитивная роль этих ценностных образований в жизни огромна, так как они способны концентрировать великую энергию для достижения великих целей. Без существования разнообразных идеалов бы­ла бы просто невозможна согласованная, целенаправленная деятельность людей.

Итак, ценностные ориентации различных групп населения и отдельных индивидуумов с точки зрения их внутреннего на­полнения включают архетипы, стереотипы и идеалы. Первые содержат ценностные предпочтения, сохранившиеся от пред­шествующих поколений, вторые — предпочтения настоящего времени и третьи — ценности предвидимого будущего.

Но этот комплекс аксиологических категорий дает лишь об­щее представление о том ценностном лабиринте, через кото­рый приходится пробиваться создателю рекламы, чтобы его произведение достигло цели. Ведь именно апелляция к веду­щим ценностям, характерным для различных сегментов ауди­тории, составляет притягательность той иллюзорной ауры, которая облекает фактологическую основу рекламного текста.

Базовые ценности — сохранение жизни, молодости, здоровья — всеобщи и по итогам социологических опросов населения раз­ных стран занимают первые места в списках предпочтений. Неудивительно, что реклама подавляющего большинства по­требительских продуктов создает соблазняющую «оболочку» вокруг фактологического информационного ядра, апеллируя к удовлетворению базовых потребностей и ценностей аудитории.

Как передает традиция, уже в Древней Греции продавцы пар­фюмерных изделий умели подключить свой товар к общезна­чимой ценности. Они сочинили рекламную песню: «Чтобы глаза сияли, чтоб щеки алели, чтоб надолго сохранилась де­вичья краса, разумная женщина будет покупать косметику по разумным ценам у Экслиптоса»7. Выразительный пример на этот счет дает В.Шёнерт — о «са-

7 Цит. по: Панкратов Ф.Г., Серегин Т.К., Шахурин В.Г. Рекламная деятельность. М., 1998. С. 20.

 

58

 

мой интересной и успешной рекламной кампании маргарина в Германии»8 под названием «Флора». В данной акции цент­ральной явилась идея содействия новой марки маргарина здоровому образу жизни. Автор приводит следующие слога-ны, снискавшие доверие аудитории:

«Омолаживает систему кровообращения!»

«Все говорят о здоровом кровообращении, а «Флора» дейст­вует!»

«Каждый день немного движения и немного «Флоры»9.

Создатели рекламы нашли лаконичный и действенный спо­соб убеждения потребителя в достоинстве продукта.

Не менее, а для некоторых сегментов аудитории и более ре­зультативна реклама, которая опирается на ценности более высокого уровня в их иерархии: социального престижа, жизненного успеха, обретения личного счастья. Об этом безотказном аксиологическом приеме американский уче­ный В.Паккард писал полвека назад в своем классическом труде «Тайные искусители»: «Люди покупают не ланолин, а надежду, не апельсины, а жизненную силу, не автомобили, а

престиж»10. Подобная «привязка» — одна из вер­шин творче­ского импуль­са в создании рекламного обращения. Рекламируе­мый объект возносится здесь на более высокий уро­вень ценност­ной иерархии.

8 Шёнерт В. Грядущая реклама. С. 36.

9 Там же.

10 Packard V. The Hidden Persuaders. N.Y., 1951. P. 10.

 

59

 

Французский «король рекламы» Ж.Сегела, размышляя о причинах глобального успеха ведущих торговых марок США, сосредоточивается на умелом обыгрывании их рекламой обще­человеческих ценностей. «Американская мечта была обнародо­вана не романистами или философами страны, а простыми про­дуктами, которые, вобрав в себя фундаментальные ценности Америки, заставили их сверкать во всех концах света. «Coca-Cola» — юность, «Marlboro» — мужественность, «McDonald's» — семья, «Levis» — свобода, «Nike» — ответственность. Пять самых

 

60

 

крупных торговых марок мира стали таковыми, воздев на щит свою мораль, американский образ жизни»11.

Важными стимулами продуктивности рекламных сообщений являются психологические механизмы подражания и иден­тификации. Это два этапа единого процесса — желания хотя бы внешне приобщиться к облику и образу жизни звезд шоу-бизнеса или других выдающихся персонажей современности. Вездесущность такого тяготения и, в известной мере, неот­вратимость связана с его, нередко, бессознательным характе­ром. Во все века молодые люди стремились подражать героям своего времени, это естественный процесс. Сложности насту­пают вместе с выбором образцов для подражания. В наши дни именно мода и реклама создают подобные образцы.

В силу сравнительной удаленности большинства таких об­разцов от масс поклонников, подражание им ограничивается чисто внешними атрибутами. Подлинной идентификации не происходит, она заменяется ощущением общности с избран­ным объектом, которое дают похожие одежда и прическа, по­вторение излюбленных высказываний кумира и стремление возвыситься до его окружения, чаще всего неосуществимое. Однако опора на фактор идентификации — важный резерв ценностных апелляций рекламы, определяющей приметы до­стойного образа жизни, к которому призвано стремиться большинство.

Варианты образа жизни различных социальных групп, их life style, являются основой психографической стратификации аудитории, т.е. расслоения ее на сегменты ради более точной адресности рекламы. На основании относительно устойчи­вых ценностных предпочтений формируются референтные группы, выявляемые в результате маркетинговых исследова­ний. В определении таких групп критерием является набор потребительских стандартов, на которые может рассчитывать результативное рекламное воздействие, а также и вся марке­тинговая стратегия.

Именно иерархия ценностей, принятая в тех или иных обще­ственных группах, лежит в основе так называемого «престиж-


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 346; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!