Показатели выполнения инструкции



Это основная схема теста Роршаха, которая от_

личает его от других проективных тестов по систе_

ме и структуре в проекции. По характеру же про_

екции, по ее типу тест Роршаха считается самым

чистым тестом, не зависящим от внешних влия_

ний. Предполагается, что неопределенность и бес_

форменность пятна (неконструированный раз_

дражитель) исключают объективную внешнюю

направленность ассоциаций, проводящих к созда_

нию образа — картины. Поэтому особенности

проекций по тесту Роршаха относятся исключи_

тельно на счет субъективных факторов. Именно

ради сохранения чистоты показателей при прове_

дении опыта по тесту Роршаха экспериментатору

категорически запрещается задавать наводящие

или дополнительные вопросы, а также выражать

свое отношение к только что высказанному суж_

дению испытуемого.

В связи с этим в отличие, например, от ТАТ, где

личность диагностируется на основе реакции на

достаточно определенные раздражители (ситуа_

тивные картинки), тест Роршаха дает больший

простор для независимого продуцирования и сво_

бодной проекции личности.

Тест Роршаха служит одним из лучших индика_

торов тех свойств личности, которые проявляются

в синтетической деятельности в условиях нена_

правленного ассоциирования.

Материал, получаемый по тесту Роршаха, оце_

нивается последовательно двумя типами оценок

(характеристик): оценкой формальной и оценкой

по содержанию. Формальные оценки основаны на

анализе особенностей организации восприятия,

оценки по содержанию — на анализе материала

конкретных ассоциаций.

Принцип раздельных оценок играет существен_

ную роль при диагностике личности, поскольку за

каждой из них стоит различный механизм, форми_

рующий ответ. Поэтому один и тот же ответ дол_

жен быть последовательно оценен и с формальной,

и с содержательной стороны.

По формальным оценкам ответы испытуемых

отражают одну из следующих особенностей орга_

низации восприятия:

1) особенности оперирования и ориентировки

в пространстве (в одном случае для построения

образа берется все пятно в целом, в другом —

только его часть);

2) избирательность реакций (например, исключи_

тельно сильная реакция на цвет или преиму_

щественно на цвет);

3) очередность реакции (например, реакция, со_

стоящая из ряда категорий, всегда начинается

с формы);

4) статичность или динамичность (картины непо_

движны или в них усматривается движение).

Оценки по содержанию входят в одну из 4 кате_

горий — люди, животные, предметы и фантастиче_

ские образы — и свидетельствуют о тех особенно_

стях ассоциативного процесса, в результате

проявления которых на основе действия превали_

рующих представлений и понятий складывается

один из типичных образов.

Отдельные связи между категориями ответов

и их диагностическими значениями (по формаль_

ным оценкам и оценкам по содержанию) сведены

в приложениях 1 и 2.

Методические указания

Пояснения к шифровке ответов при исследова_

нии по тесту Роршаха (типы ответов).

Формальные характеристики

Ц (целостность) — так шифруются ответы, осно_

ванные на восприятии всего пятна таблицы в це_

лом, при четком ограничении пятна от фона таб_

лиц.

Д (деталь) — ответы, основанные на восприятии

части пятна без учета других его частей.

Ф (форма) — четко выраженная форма (описа_

ние людей, животных, растений и др.).

Фн — нечетко воспринятая форма.

Ф_Цв (форма_цвет) — ответы, в которых прео_

бладает форма и упоминается цвет.

Цв_Ф (цвет_форма) — ответы, в которых прео_

бладает цвет, но упоминается и форма.

Характеристики по содержанию

Ж — категория «животные». Сюда вводят упоми_

нания о любых представителях животного мира —

млекопитающих, птицах, рыбах, земноводных, прес_

мыкающихся, насекомых.

Ч — категория «человеческие фигуры». Упоми_

нания о человеческих существах в любой форме —

называние пола (мужчина, женщина, маленькая де_

вочка, мальчуганы...), возраста (старик, старуха,

юноша...; профессии (кузнец, балерина); с заменой

местоимением (кто_то согнувшийся, здесь танцую_

щие...); или причастием (работающий, дерущиеся,

указывающий...); группировкой (драка, демонстра_

ция, зрительный зал, полный публики...).

П — категория «предметы'BB. Упоминания пред_

метов любого назначения, размера, свойства, мате_

риала, положения.

Фан — категория «фантастические образы» —

упоминающиеся испытуемыми фантастические

существа (ведьма, колдун, кентавры, король под_

земного царства) и т. д.

Дв — категория «движение». Включает движе_

ние, перемещение позы, иногда ракурс, состояние,

реже — мимические движения.

Обработка задания

Экспериментальная группа. В опыте участвуют

2 человека: экспериментатор и испытуемый. Испы_

туемый может быть ознакомлен с системой оценок

только после проведения опыта.

Методика

Процедура опыта. Опыт заключается в предъяв_

лении 10 карточек в последовательности, отражен_

ной порядковым номером карточки. Предъявление

карточек сопровождается одним стандартным во_

просом: «Что это и на что это похоже?»

Регистрируется время между предъявлением

карточки и началом ответа. Регистрируется также

время самого ответа. Время предъявления не огра_

ничено. Все данные (временные характеристики,

ответы, паузы, колебания в ответах) заносятся в стан_

дартный протокол.

Обработка результатов

1. Все ответы шифруются (см. приложение 2 и 3).

2. Производится подсчет количества ответов

разных категорий.

3. Вычисляется процент ответов различных ка_

тегорий из общего числа всех ответов.

4. Выявляются сочетания ответов по формаль_

ным оценкам и оценкам по содержанию.

5. Определяются индивидуальные характерис_

тики испытуемого (по отклонениям от нормы).

6. Составляется заключение по поводу личности

испытуемого.

ТЕСТ

«НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ»

Метод исследования построен на теории психо_

моторной связи. Для регистрации состояния пси_

хики используется исследование моторики (в част_

ности, моторики рисующей правой доминантной

руки, зафиксированной в виде графического следа

движения, рисунка).

По И. М. Сеченову всякое представление, воз_

никающее в психике, любая тенденция, связанная

с этим представлением, заканчиваются движением

(буквально: «Всякая мысль заканчивается движе_

нием»).

Если реальное движение по какой_то причине не

осуществляется, то в соответствующих группах

мышц суммируется определенное напряжение

энергии, необходимой для осуществления ответно_

го движения (на представление_мысль). Так, напри_

мер, образы и мысли_представления, вызывающие

страх, стимулируют напряжение в группах ножной

мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы

необходимым в случае ответа на страх бегством или

защитой с помощью рук — ударить, заслониться.

Тенденция движения имеет направление в прост_

ранстве: удаление, приближение, наклон, выпрям_

ление, подъем, падение. При выполнении рисунка

лист бумаги (либо полотно картины) представляет

собой модель пространства и, кроме состояния

мышц, фиксирует отношение к пространству, т. е.

возникающую тенденцию. Пространство, в свою

очередь, связано с эмоциональной окраской пере_

живания и временным периодом: настоящим, прош_

лым, будущим. Связано оно также с действенно_

стью или идеально_мыслительным планом работы

психики. Пространство, расположенное сзади

и слева от субъекта, связано с прошлым периодом

и бездеятельностью (отсутствием активной связи

между мыслью_представлением, планированием

и его осуществлением). Правая сторона (простран_

ство спереди и вверху) связаны с будущим перио_

дом и действенностью. На листе (модели простран_

ства) левая сторона и низ связаны с отрицательно

окрашенными и депрессивными эмоциями, с не_

уверенностью и пассивностью. Правая сторона

(соответствующая правой доминантной руке) —

с положительно окрашенными эмоциями, энерги_

ей, активностью, конкретностью действия.

Помимо общих закономерностей психомотор_

ной связи и отношения к пространству, при толко_

вании материала теста используются теоретические

нормы оперирования символами и символически_

ми геометрическими элементами и фигурами. По

своему характеру тест «Несуществующее живот_

ное» относится к числу проективных. Для статисти_

ческой проверки или стандартизации результат

анализа может быть представлен в описательных

формах. По составу данный тест — ориентировоч_

ный. Как единственный метод исследования он

обычно не используется и требует объединения

с другими методами в качестве батарейного инст_

румента исследования.

Инструкция: Придумайте и нарисуйте несуще-

ствующееживотное и назовите его несуществую-

щимназванием.

Показатели и интерпретация

Положение рисунка на листе.В норме рису_

нок расположен по средней линии вертикально по_

ставленного листа. Лист бумаги лучше всего взять

белый или слегка кремовый, неглянцевый. Поль_

зоваться карандашом средней мягкости; ручкой

и фломастером рисовать нельзя.

Положение рисунка ближе к верхнему краю

листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется

как высокая самооценка, как недовольство своим

положением в социуме, недостаточность признания

со стороны окружающих, как претензия на продви_

жение и признание, тенденция к самоутверждению.

Положение рисунка в нижней части — обратная

тенденция: неуверенность в себе, низкая самооцен_

ка, подавленность, нерешительность, незаинтересо_

ванность в своем положении в социуме, в призна_

нии, отсутствие тенденции к самоутверждению.

Центральная смысловая часть фигуры(голова

или замещающая ее деталь). Голова повернута

вправо — устойчивая тенденция к деятельности,

действенности: почти все, что обдумывается, пла_

нируется, осуществляется или по крайней мере на_

чинает осуществляться (если даже и не доводится

до конца). Испытуемый активно переходит к реа_

лизации своих планов, наклонностей.

Голова повернута влево — тенденция к рефлек_

сии, к размышлениям. Это не человек действия:

лишь незначительная часть замыслов реализуется

или хотя бы начинает реализоваться. Нередки так_

же боязнь перед активным действием и нереши_

тельность. (Вариант — отсутствие тенденции к дей_

ствию или боязнь активности — следует решить

дополнительно.) Положение анфас, т. е. голова на_

правлена на рисующего (на себя), трактуется как

эгоцентризм.

На голове расположены детали, соответствую_

щие органам чувств, — уши, рот, глаза. Значение де_

тали «уши» — прямое: заинтересованность в инфор_

мации, значимость мнения окружающих о себе.

Дополнительно по другим показателям и их сочета_

нию определяется, предпринимает ли испытуемый

что_либо для завоевания положительной оценки или

только продуцирует на оценки окружающих соот_

ветствующие эмоциональные реакции (радость,

гордость, обиду, огорчение), не изменяя своего по_

ведения. Приоткрытый рот в сочетании с языком

при отсутствии прорисовки губ трактуется как боль_

шая речевая активность (болтливость), в сочетании

с прорисовкой губ — как чувственность; иногда и то,

и другое вместе. Открытый рот без прорисовки

языка и губ, особенно зачерченный, трактуется как

легкость возникновения опасений и страхов, недове_

рия. Рот с зубами — вербальная агрессия, в большин_

стве случаев — защитная (огрызается, задирается,

грубит в ответ на обращение к нему с осуждением,

порицанием). Для детей и подростков характерен ри_

сунок зачерченного рта округлой формы (боязли_

вость, тревожность).

Особое значение придают глазам. Этот символ

присущего переживания страха подчеркивается

резкой прорисовкой радужки. Обратите внимание

на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы — исте_

роидно_демонстративные манеры поведения. Отно_

сительно мужчин: женственные черты характера

с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко.

Ресницы — также заинтересованность в восхище_

нии окружающих внешней красотой и манерой оде_

ваться, придание этому большого значения.

Увеличенный (в соответствии с фигурой в це_

лом) размер головы говорит о том, что испытуемый

ценит рациональное начало (возможно, и эруди_

цию) в себе и окружающих.

На голове также бывают расположены дополни_

тельные детали, например рога — защита, агрессия.

Определить по сочетанию с другими признаками —

когтями, щетиной, иглами — характер этой агрессии:

спонтанная или защитно_ответная. Перья — тенден_

ция к самоукрашению и самооправданию, к демон_

стративности. Грива, шерсть, подобие прически —

чувственность, подчеркивание своего пола и иногда

ориентировка на свою сексуальную роль.

Несущая, опорная часть фигуры(ноги, лапы,

иногда постамент). Рассматривается основатель_

ность этой части по отношению к размерам всей

фигуры и по форме:

1) основательность, обдуманность, рациональ_

ность принятия решения, пути к выводам, фор_

мирование суждения, опора на существенные

положения и значимую информацию;

2) поверхностность суждений, легкомыслие в вы_

водах и неосновательность суждений, иногда

импульсивность в принятии решения (особенно

при отсутствии ног).

Необходимо обратить внимание на характер со_

единения ног с корпусом: соединение точно, тща_

тельно или небрежно, слабо соединены или не со_

единены вовсе — это характер контроля за своими

суждениями, выводами, решениями. Однотип_

ность и однонаправленность формы ног, лап, лю_

бых элементов опорной части — конформность

суждений и установок в принятии решений, их

стандартность, банальность. Разнообразие в форме

и положении этих деталей — своеобразие устано_

вок и суждений, самостоятельность и небаналь_

ность; иногда даже творческое начало (соответ_

ственно необычности формы) или инакомыслие

(ближе к патологии).


Дата добавления: 2018-05-01; просмотров: 252; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!